Старший лейтенант МЧС, которая ушла в программисты: "Многие знакомые дальше курсов не продвинулись"

Офицерская форма и 5 лет работы в лучшем из минских подразделений МЧС остались в прошлом у 27-летней программистки. Сейчас Наталья Северина с мужем воспитывает 2-летнюю дочку и уже полгода занимается программированием на .NET в компании SoftTeco.

 

Профессия, притягательная своей благородностью

Полное государственное обеспечение, гарантированное распределение и стабильность привели 10 лет назад гомельчанку Наталью в Минск, поступать в Университет гражданской защиты МЧС РБ.

«В 17 лет у меня не было вектора развития и цели в жизни, поэтому институт выбрала скорее мать. Военных или спасателей среди родственников не было… Но мне нравилось: профессия привлекала своей благородностью, – говорит Наталья.

– Мне нравилось хотя и не напрямую, но помогать людям: у нас женщин не привлекают к тушению пожаров или спасению. Хотя я знаю, что в других странах есть женщины-спасатели. У нас ты максимум диспетчер, который помогает в экстренной ситуации сосредоточиться и скоординировать людей».

Учиться было легко: сказывались школьные знания по математике и физике, победы на олимпиадах. К тому же уровень девушек в институте был на порядок выше, чем парней: их набирали всего 6 человек, в результате чего проходной балл для парней был около 200, для девушек – 310.

Получив сначала президентскую стипендию, а потом и красный диплом, героиня настраивалась распределиться в Минск. Она тщательно обошла все потенциальные места работы и выбрала самое лучшее. В «Республиканский центр управления и реагирования на чрезвычайные ситуации» при МЧС стекались работники среднего и старшего возраста, отработав в районах.

 

Базовый пользователь в отделе информационных технологий

Но работа оказалась бумажной и скучной.

«Я пыталась найти себе интересное место, переходила из отдела в отдел. Больше всего мне понравилось в отделе службы и боеготовности, где мы разбирали пожары, ездили на проверки – это ближе к жизни», – говорит Наталья.

А потом в отделе сменился начальник. Отношения с ним не сложились, и появились мысли сменить не только отдел, но и работу.

«В тот момент я поняла, что не имею никакой профессии вне МЧС. Я не хотела в милицию, и в целом военная система оказалась не для меня. Абсолютное подчинение – это ужасно... Примерно в то же время в отделе информационных технологий появилась вакансия, и мне предложили туда перейти старшим инженером. В то время я была просто базовым пользователем».

В отделе работали как обычные программисты, так и те, кто к программированию имеет косвенное отношение.

«Они мне показали, куда развиваться, и я начала свободное плавание с книжек и небольших программок, которые пробовала написать и внедрить», – рассказывает Наталья. 

 

Многие знакомые закончили курсы и дальше не продвинулись

Вечера проходили за учебником «C++ для начинающих», видеоуроками и программой MS Visual studio. Потом Наталья ушла в декретный отпуск, и как-то в метро в глаза бросилось объявление БГУИР об очной переподготовке за полтора года. Почему бы и нет?

«На первом занятии нам сказали: можете забыть про семью. Чтобы стать программистами, вам нужно уделять программированию минимум 3-4 часа в день. И в итоге это занимало ещё больше времени, хотя, может, не каждый день».

На занятия в университете и домашние уходило по 4-5 часов в день почти по всем будним дням. Вечернюю учёбу приходилось совмещать с уходом за маленькой дочкой, в чём помогала вся семья. В итоге Наталья защитила диплом на 9 и стала инженером-программистом.

«Мне понравилось учиться. Почему не курсы? Многие знакомые закончили их и дальше не продвинулись, а в университете преподают люди с опытом, по отшлифованной программе. Хотя я тоже училась на курсах по JavaScript, и мне очень понравилось. Думаю, с хорошими курсами и домашним обучением можно освоить профессию и за полгода».

Под конец обучения преподаватели настоятельно советовали ходить по собеседованиям.

«Для меня это было идеально: как раз закончился контракт. За это время ушли почти все мои коллеги, которые знали программирование…  «Я разместила резюме на tut.by, причём не целенаправленно, а чтобы откликнуться на одну из вакансий. HR-менеджер прислала мне письмо с приглашением на собеседование».

Так героиня попала на первую работу программистом. Сейчас она Junior .NET-разработчик и пишет серверную часть для мобильных приложений.

«Все технологии, что мы используем, только-только вышли. Иногда это тяжело, потому что информации в интернет мало, библиотеки и сервисы пока мало опробованы, – говорит Наталья о проекте и добавляет:

- Но тут много общения в команде и нет таких людей, кто бы просто сидел рядом, а не участвовал, человеческие отношения с менеджерами, а от заказчика нередко слышишь, какие мы молодцы».

 

«У себя в отделе я прихожу первой»

«У нас молодой коллектив. Семейные, несемейные, с детьми и без. У всех очень разные увлечения. Например, жена моего коллеги поёт, а он ведёт блог, делает интервью и видео. Его образ жизни – вечерне-ночной, – говорит Наталья.

– Можно прийти в офис позже – профессия и свободный график это позволяют. Но я все равно прихожу к 8 утра – ребенок обязывает просыпаться пораньше. У себя в отделе я прихожу первой.

Мой коллега по команде тоже недавно в SoftTeco, до этого он работал на телевидении. По его графику это заметно: он приходит в 9.30, а другие коллеги – ближе к 11. Если есть возможность, то зачем рано вставать? Ранние подъёмы не продлевают нам жизнь…

В SoftTeco мне интересно и комфортно. Хорошие отношения с коллегами, хотя я не могу сказать, что завела с кем-то дружбу: пока ребёнок маленький, ты выпадаешь из коллектива и думаешь в основном о нём. И о чем бы не зашел разговор с коллегами, все равно переведешь тему на детей».

Месяц назад дочка Натальи пошла в детский сад, а до этого с ней сидела свекровь. Такая помощь заметно развязывает руки для того, чтобы одновременно заниматься и карьерой, и семьей.

«Бывает, ребенок плохо спит ночью. Но я знаю, что с утра смогу доспать пару часов. Работая в SoftTeco, я сама могу сводить в поликлинику, мне не надо отпрашиваться. Тут другие критерии эффективности: тебе надо всё сделать в срок, но нет разницы, в какое время ты работаешь».

 

 

Про мужчин и женщин: «Одинаковый подход к работе, но разница всё равно есть»

Есть стереотип, что среди программистов много мужчин, но Наталья замечает: их гораздо меньше, чем было на прошлой работе. Там женщины – это бухгалтер, специалист по кадрам, секретарь и единицы среди специалистов. Здесь это и девушки-программисты, и тестировщики.

«Везде, где я работала, девушек было меньше. И везде ко мне относились хорошо, правда, по-разному.  В SoftTeco не разделяют сотрудников по полу, а в МЧС у некоторых людей сохранился офицерский подход, при которым женщин выделяют и уважают. Когда тебя выделяют как нечто более хрупкое и нежное, это не может не нравиться. Но я не могу сказать, какое отношение лучше», – рассуждает Наталья.

Несмотря на одинаковые требования к работе мужчин и женщин, героиня уверена: нельзя отрицать, что разница между ними есть.

«Есть черты, присущие больше мужчинам или, наоборот, женщинам. В целом, мужчины более спокойные, а женщины заботливые. Это можно использовать как плюс: я буду переживать весь вечер, если что-то не получилось или не доделала, хотя на самом деле на следующее утро всё получается», – говорит она.

Далёких планов на будущее Наталья Северина не строит:

«Конечно, хочется улучшать свои навыки программирования и английского языка. Язык очень забываешь за время декрета… Но мне нравится, что в IT-мире есть много других путей.

Мне нравится, что я никем не руковожу, как на прошлой работе, не должна никого заставлять или контролировать. В то же время я не просто исполнитель, у меня есть свобода в принятии решений.

У меня пока что всё очень хорошо, мне нравится, что и где я делаю. А когда всё хорошо, то живёшь сегодняшним днём. Не знаю, что добавить… Наверное, я говорю всем известные истины».

Версия для печатиВерсия для печати

Рубрики: 

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Всего голосов: 3
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!

Комментарии