Директор по стратегии и анализу Mail.Ru Group Александр Горный приезжал в Минск на бизнес-конференцию EMERGE. KV.by удалось расспросить топ-менеджера о трендах в стартапах, избирательности Mail.Ru и впечатлениях от белорусских IT- наработках.
– Вы уже давно ведете блог «Стартап дня». Есть ли какие-то общие тенденции? К чему чаще всего есть интерес? Блокчейн? VR?
– Очень сложно говорить о каких-то явных тенденциях. Конечно, все движется вперед, возможностей становится больше, жизнь людей становится лучше, технический прогресс происходит. Но при этом какие-то ключевые темы выделить довольно сложно.
Есть хайп вокруг блокчейн. И при этом есть считанное количество стартапов, которые действительно делают что-то полезное, связанное с блокчейн, – достаточно пальцев на двух руках, чтобы их перечислить. Но хайп это не тренд. Уверен, что через пять лет никто и не вспомнит о сегодняшней блокчейн-истерии. Блокчейн не сделает мир лучше.
Если важно делать продукт, который будет приносить пользу людям, и заслуженно получить прибыль, то блокчейн – потеря времени.
Похожая история с VR. Да, есть крутые истории, когда маленькие российские и белорусские команды заработали на такого рода стартапах и прославились на весь мир. Особенно неплохо дело пошло, разумеется, в игровой индустрии. Но опять же, мир-то не изменился.
Например, социальные сети изменили мир. Причем изменили принципиально, во многих аспектах и сферах. А «виртуальная» и даже «дополненная» реальность – нет. Потому что это не слишком значительный в общем контексте элемент с довольно узкой сферой применения. По сравнению с Facebook в мире или с «ВКонтакте» в России это все же очень мелко.
– Если блокчейн и VR – это не тренды, то что тогда?
– Если говорить о глобальных вещах, то заметно, что закончился тренд мобилизации. Все завершилось – мы уже полностью мобильные. При этом этот тренд держался среди основных около 10 лет!
Самым активно прогрессирующим трендом я бы назвал «искусственный интеллект», машинное обучение и все, что касается этой сферы. Хотя, я считаю, что «искусственный интеллект» – это очень грубое и неправильное название. Алгоритмы, основанные на самообучении, действительно качественно продвинулись и по-настоящему меняют мир. Причем, мы только в самом начале изменений. ИИ перевернет мир куда сильнее, чем социальные сети.
Еще люди додумались до sharing-экономики. Для этого в принципе технологии не нужны, все могло работать и 500 лет назад. Но почему-то этому научились именно благодаря технологиям. Появилось доверие, появилась понятная организация, понимание того, что такое совместное использование в конце концов. И, на мой взгляд, это очень важно. Я уверен, что тенденция будет только усиливаться.
– Как вы отбираете проекты для «Стартап дня»?
– В блоге появляются стартапы из совершенно разных сфер и областей. Просто что-то такое, что меня зацепило, нет принципа подбора. Если мне кажется, что это интересно, сообщает что-то новое миру, то я об этом пишу. Если же это просто повтор чего-то, что все уже знают без какой-то изюминки, то зачем об этом писать? Таких слишком много, чтобы распыляться.
– Но есть мнение, что стартапов все еще меньше, чем нужно индустрии...
– Есть какое-то количество фондов, которые хотят вложить деньги и много заработать. И таких фондов, как мне кажется, больше, чем стартапов. Соответственно, конечно, индустрия в стартапах нуждается. Но важно понимать, что фонд покупает, чтобы перепродать. И вот тех, кто покупает, – довольно мало. Например, на российском рынке активен только Mail.Ru Group. Нескромно, зато правда.
– Как Mail.Ru Group отбирает стартапы?
– Нам важно выбрать те стартапы, которые имеют потенциал стать масштабными. Когда мы во что-то инвестируем, это становится независимой частью Mail.Ru Group – бизнес в бизнесе. Сейчас мы управляем примерно десятком самостоятельных проектов. И есть ресурс управлять примерно тридцатью, но вот тысячью точно управлять не сможем. Когда мы что-то покупаем, то, конечно, хотим убедиться, что это что-то значимое, что будет хорошо смотреться на фоне остальных проектов.
– И как понравиться Mail.Ru?
– Чтобы понравиться, нужно быть хорошим. Чтобы быть хорошим, нужно быть уверенным, что в будущем проект будет зарабатывать много денег. А чтобы в будущем зарабатывать много денег, нужно делать какой-то востребованный продукт, быть уверенным в том, что конкуренты не смогут легко его скопировать, и продавать его по той цене, которая будет устраивать и вас, и аудиторию. Вроде, все просто как дважды два, но попробуй сделай!
Должна быть какая-то идея, которая будет отличать проект. Сейчас можно купить все: дефицита нет и существует любой продукт. Что бы вы не делали, все равно даете потребителю ту же услугу, которая уже есть на рынке. Даже если вы делаете шнурки для ботинок, которые сами завязываются, это все равно шнурки для ботинок.
Когда проект придуман, нужно убедиться, что он кому-то нужен, и кто-то готов за него платить. К тому же, нужно быть уверенным, что проект настолько зависит именно от команды создателей, что никто не сможет его повторить, или что повторить будет очень сложно.
Когда проект придуман, нужно убедиться, что он кому-то нужен, и кто-то готов за него платить. К тому же, нужно быть уверенным, что проект настолько зависит именно от создателя, что никто не сможет его повторить, или что повторить будет очень сложно.
– На словах получается легко. Если все так просто, то почему так сложно?
– Потому что сложно придумать что-то такое, что нельзя повторить. Даже если вы запустили что-то уникальное, сложно быть уверенным в том, что завтра не придет конкурент и не запустит то же самое, а то и чуть лучше. А может, еще и цену чуть ниже поставит…
На какой-то гениальности, жесткой экономии и умении считать каждую копейку, возможно, что-то и получится построить даже при таком раскладе. Но в таком случае, это не стартап, который «взлетел», а десятилетия упорного труда и подсчета каждого рубля и выигрыша на 1% эффективности. И если мы говорим о таких «стартапах», то в них не очень-то хочется вкладывать, потому что сегодня это может еще хоть как-то работать, а завтра появится тот, кто умеет экономить лучше.
– Если такой идеи нет, то что тогда?
Есть несколько стандартных решений, которые лежат в основе большинства современных стартапов. Первое – сетевой эффект. Этим путем в свое время шел в «ВКонтакте». Даже если сейчас сделать социальную сеть, которая будет в чем-то лучше, люди туда не перейдут, вернее не перейдут массово. Потому что в новой сети нет их друзей. И если человек будет выбирать, где зарегистрироваться, он пойдет туда, где все уже есть.
Второе решение – большая компания, которая может сэкономить много. Та самая экономия на копеечках имеет эффект только в очень больших масштабах. Например, Amazon в США. Это же просто интернет-магазин, который ничем не отличается от сотен других. Но он такой большой, что масштаб позволяет так экономить, что цены получаются заметно ниже. Поэтому он всегда будет выигрывать у конкурентов.
По сути, у стартапов для настоящего взлета есть два выхода: придумывать что-то с сетевым эффектом, при котором конкурентам будет бессмысленно становиться следующим, либо привлекать к проекту столько денег, чтобы все ими завалить, вырасти до огромных размеров и только потом начать зарабатывать.
– Наверное, второй вариант выбирают довольно редко? Сложно ведь привлечь столько средств…
– В США это довольно распространенный путь. Есть много ниш, которые в России забиты множеством компаний, которые сложно подвинуть. А в США все еще есть возможность привлечь столько денег, чтобы остаться на рынке одному.
Или можно рассчитывать на то, чтобы продать свой стартап большой компании, просто чтобы сэкономить ей время. Если производится что-то повторяемое, то большая компания покупает проект, потому что торопится и не хочет, чтобы кто-то мешался под ногами.
– Mail.Ru Group, наверное, не покупает проекты на уровне идеи. На каком нужно быть этапе, чтобы предлагать вам проект?
– С каждым проектом все индивидуально. Чаще всего мы совершаем сделки с уже серьезными компаниями со значительными оборотами. При этом познакомиться можно в самом начале, просто чтобы понимать, интересны ли мы друг другу.
У компании на ранней стадии развития много развилок. И она может пойти по любому пути. Но если компания будет знать, что Mail.Ru Group, как главному покупателю на IT-рынке, интересны компании, которые идут только в этом конкретном направлении, то ей это будет по меньшей мере полезно. Конечно, к этому не обязательно прислушиваться, но все же можно.
– Зачем Mail.Ru Group вообще стартапы? Есть же несколько огромных по масштабу успешных проектов…
– Даже если есть крупные проекты, компании нужно расти быстрее. И инвестиции – один из способов роста. «ВКонтакте» хорошо растет каждый год, но это не значит, что можно этим ограничиться.
Стартапы, которые мы покупаем, могут частично интегрироваться в тот или иной наш проект, при этом они самостоятельные. Мы верим в то, что бизнесы должны жить автономно. Все наши проекты – и старые, и новые – устроены одним и тем же способом. Mail.Ru Group берет на себя весь бэк-офис: юристы, финансисты, HR, служба безопасности, офис. А все, что касается непосредственно продукта – разработка, маркетинг – полностью независимо.
– Довольно часто проводятся стартап-конференции. Бывает ли так, что инвесторы находят проекты там?
– Да, такие тусовки происходят, но я не знаю, насколько они эффективны. Я ни разу не слышал, чтобы после выступления на какой-то конференции со стартапом что-то случилось. Но раз такие мероприятия повторяются, значит, какая-то суть в этом есть. Но те сделки, которые вижу я, всегда проходят в тишине, за закрытыми дверями и без всяких выступлений.
– Как стартапы к вам попадают: сами приходят или вы их ищете?
– Есть несколько путей. Конечно, есть просто работа над входящими – нам кто-то пишет (фонд или сам стартап). Но при этом мы смотрим на все мировые крупные сделки. Когда мы видим, что в какой-то стране появилась успешная компания, которая добилась успеха, мы ищем такие на российском рынке. Узнаем, есть ли аналог. И если есть, то общаемся с ним.
Есть еще один путь. Есть несколько направлений рынков – их несколько десятков – по которым мы регулярно мониторим информацию. Узнаем, что появилось нового в социальных сетях, в О-2-О, в образовании, в финтехе и так далее.
– Нам довольно безразлично, где находится разработка, зато важно, где находится рынок сбыта – то есть покупатели. Белорусский рынок покупателей для нас не так важен, поэтому мы ориентируемся на российский.
Но стартапы из Беларуси, которые подходят для российского рынка, нам интересны. Правда, скажу честно, сделок у нас еще не было. А общения было много… Я общался с тысячей стартапов за последние пару лет. И часть из них из Беларуси.
– Чего белорусским стартапам не хватило для сделок?
– Нас интересуют стартапы, работающие на российском рынке, а для Беларуси довольно странно работать на российский рынок. Обычно либо человек боится масштабов и работает на белорусском рынке, либо не боится – и тогда работает на мировом. Россия в таком случае получается полумерой. Зачем?
– Беларусь в последнее время часто называет себя «IT-страной». А как выглядит со стороны?
– Имидж Беларуси в России совсем не про IT. С другой стороны, в Беларуси появилось непропорционально много крутых компаний, которые что-то в IT делают. Имиджа нет, а реальность, наверное, есть…
Горячие темы