Криптогавань-2018. Как "Декрет о ПВТ 2.0" регулирует оборот криптовалют и токенов в Беларуси

21 декабря 2017 года случилось событие, которого ожидало всё белорусское ИТ-сообщество, – был подписан Декрет № 8 «О развитии цифровой экономики», или, как говорят в народе, "Декрет о ПВТ 2.0". Об основных нормах и нововведениях документа KV.by рассказал юрист инвестиционной компании Haxus Тимофей Савицкий.

Декрет предусматривает целый ряд преобразований и улучшений в сфере информационных технологий:

  1. Расширение видов деятельности резидентов ПВТ;
  2. Упрощение бухгалтерского учета и требований законодательства о внешнеэкономической деятельности для резидентов ПВТ;
  3. Введение целого ряда институтов английского права для использования резидентами ПВТ и рядом иных лиц (например, субъектами малого предпринимательства в ИТ, то есть стартапами);
  4. Значительное упрощение визовых и иных требований для иностранных сотрудников компаний – резидентов ПВТ;
  5. И многое другое.

К такому многому другому относится, помимо прочего, и регулирование криптовалют, токенов и ICO. Несмотря на то, что некоторые обозреватели критикуют Декрет за его узкую направленность (70—80 % новых норм применимы только к резидентам ПВТ), регулирование криптовалют и связанных с ними аспектов выносится за скобки ПВТ, кроме вопросов работы криптобирж и криптоплатформ (обмен криптовалют и токенов, проведение ICO), которые будут являться прерогативой резидентов ПВТ.

Итак, что же такого привнес Декрет № 8?

  1. Придание правового статуса токенам, криптовалютам, ICO (первичное размещение знаков) и технологии блокчейн;
  2. Разработка понятийного аппарата;
  3. Закрепление аспектов, связанных с приобретением, выводом, обменом и майнингом криптовалют физическими лицами;
  4. Закрепление аспектов, связанных с использованием, приобретением, обменом и иными действиями с криптовалютами юридическими лицами;
  5. Легализация ICO и фиксация юридических аспектов его проведения.

 

 

Два ключевых понятия нового Декрета – это:

Цифровой знак (токен) – запись в реестре блоков транзакций (блокчейне), иной распределенной информационной системе, которая удостоверяет наличие у владельца цифрового знака (токена) прав на объекты гражданских прав и (или) является криптовалютой.

Криптовалюта – биткоин, иной цифровой знак (токен), используемый в международном обороте в качестве универсального средства обмена.

Таким образом, токен и криптовалюта соотносятся как общее и частное. Токен может быть криптовалютой или удостоверять права на объекты гражданских прав (например, частные токены при проведении ICO). Криптовалюта же, в понимании нового Декрета, должна соответствовать признакам универсального средства обмена, то есть за нее можно приобрести товары, работы, услуги.

Универсальный характер в Декрете не уточнен. Тем не менее  предполагается, что если криптовалюта является достаточно популярной и выполняет функцию денег в широком смысле (есть возможность что-то приобрести) в международном обороте (то есть минимум 2 государства), то она будет подпадать под определение «криптовалюта» согласно белорусскому законодательству. Пока «цифровая валюта» не достигла этих критериев, она будет считаться «токеном».

В соответствии с Декретом до 1 января 2023 года освобождаются от подоходного налога доходы физических лиц от деятельности по майнингу, приобретения (в том числе в порядке дарения), отчуждения токенов за белорусские рубли, иностранную валюту, электронные деньги и (или) обмена на иные токены. То есть майнить, продавать, обменивать, дарить и совершать иные действия с токенами (криптовалютами) физические лица могут без каких-либо налоговых последствий. При этом действие Декрета имеет ретроактивный характер – по любым сделкам, которые уже произошли, налоговая не будет иметь право что-либо начислять и взыскивать.

Аналогичная налоговая «гавань» будет существовать до 1 января 2023 года и для юридических лиц в отношении основных корпоративных налогов (НДС, налог на прибыль) при отчуждении, приобретении и иных действиях с токенами. То есть, условно проведя ICO и получив определенные средства (криптовалюту) на реализацию проекта, компания, стартап до 1 января 2023 года налоги уплачивать не будет.

Также Декрет фиксирует, что при осуществлении майнинга, хранении, приобретении и отчуждении токенов, такая деятельность не подпадает под определение предпринимательской (вне зависимости от масштабов, даже при наличии целых майнинговых ферм), а также не требует получения лицензии на осуществление деятельности, связанной с криптографической защитой информации, и иных разрешительных документов. В связи с достаточной зарегулированностью сферы криптографической защиты информации в Беларуси данное положение выглядит крайне либеральным.

Отметим, что данное положение не применяется для юридических лиц – по всей видимости, будет необходимо получение всех необходимых лицензий и разрешений на деятельность по криптографической защите информации.

Достаточно интересным является п. 2.4 Декрета, который говорит о том, что «передача токена считается совершенной в момент отражения подтвержденной операции по передаче токена адресату в реестре блоков транзакций (блокчейне), иной распределенной информационной системе согласно действующим в них правилам (протоколам)». Таким образом, технически любая сделка по отчуждению токенов будет являться совершенной после отображения информации в реестре блоков транзакций.

Такое положение может потенциально создавать определенные проблемы при использовании так называемых «холодных» кошельков (работающих без подключения к интернету). Главное достоинство такого кошелька заключается в том, что он в значительной степени безопасен, так как не подключен к сети – риск взлома и кражи криптовалюты отсутствует. Также не совсем понятно, как такое положение отрегулирует вопросы простой передачи физического носителя от одного лица к другому (условная продажа накопителя с криптовалютой на нем).

Юридические лица имеют право хранить токены (криптовалюту), а также совершать с ними различные операции – отчуждать, менять, размещать собственные токены в Беларуси или за рубежом (то есть проводить ICO) через резидентов ПВТ, которые имеют право осуществлять соответствующий вид деятельности, связанный с обменными операциями (криптобиржи) или ICO (криптоплатформы). Юридические лица, при условии вступления в ПВТ с соответствующим видом деятельности, вправе осуществлять выделенные операции и самостоятельно.

При этом в отношении ICO и обмена токенов (криптовалют) будет существовать ряд регуляторных ограничений:

  1. Обязательный юридический аудит проекта, выходящего на ICO;
  2. Контроль криптобирж и криптоплатформ со стороны регулирующих органов по вопросам соблюдения законодательства о запрете легализации доходов, полученных преступным путем. С большой уверенностью можно говорить о том, что при проведении операций данными субъектами (в большей степени криптоплатформами) будут также использоваться KYC («know your customer» – идентификация субъекта финансовой и биржевой операции) в связи с тем, что они будут обслуживать и иностранных лиц/клиентов, в юрисдикциях которых KYC является обязательным;
  3. Обязательное принятие криптобиржами внутренних нормативных актов, регулирующих вопросы обмена токенов (криптовалют), порядок допуска к торгам и иные аспекты;
  4. Обязательство удовлетворения требования держателя приобретенного токена при проведении ICO лицами, которые их разместили (самостоятельно или через криптоплатформу). То есть, условно говоря, Декрет обязует ICO-проекты не «кидать» приобретателей токенов. Не совсем ясен контекст этой нормы (так как данная обязанность подразумевается в соответствии с договором, который заключается между ICO-проектом и приобретателем токена), однако вполне вероятно, что государство будет вести борьбу с различными scam-проектами, собирающими на ICO большие суммы и не выполняющими в последующем своих обязательств перед приобретателями.

Таким образом, новый Декрет комплексно закрепил основные аспекты оборота криптовалют и токенов на территории Беларуси и открыл возможности как для белорусских, так и для иностранных бизнесов и физических лиц для приобретения, отчуждения, размещения и совершения иных действий с криптовалютами и токенами самостоятельно или, прибегнув к услугам криптобирж и криптоплатформ, которые будут регистрироваться в Беларуси.

Многие регуляторные аспекты, связанные с криптовалютами и токенами, будут в последующем уточняться в подзаконных актах и, вполне вероятно, что большинство положений Декрета получат детализацию – возможно, менее либеральную, чем нынешний текст Декрета.

В любом случае, добро пожаловать в криптогавань-2018.

Версия для печатиВерсия для печати

Рубрики: 

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Всего голосов: 3
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!