Чем раньше начинают родители учить деток счету, тем быстрее навык автоматизируется. Но понимание, что такое непосредственно счет приходит не сразу, тем более, когда взрослые используют разные параметры и названия счетных операций. Конечно, развитие словарного запаса детей тоже нужно, но на первых порах гораздо важнее, чтобы дети усвоили саму систему количественного сложения и вычитания.
На что опираться при обучении счету детей 5-6 лет
К сожалению, то, что для взрослых совершенно понятно, для детей становится непреодолимой преградой, ведь само по себе число – это некая абстрактная величина, которую даже описать сложно. Ну, что такое число «пять»? Пять игрушек – это понятно, пять звездочек – тоже, а просто «пять»? Объяснить абстрактные категории ребенку 2-3-4-х лет невозможно, число воспринимается отдельно от количества чего-либо. Но в старшем возрасте детки уже понимают, что число – это лишь называние конкретного количества чего-то (игрушек, конфет, листочков и пр.), т.е. число присоединяется к предметам.
Начало обучения числам должно быть положено в самом раннем детстве, чтобы к 5 годам ребенок осознанно произносил и оперировал ими. Если вы хотите, чтобы ребенок был успешен в освоении устного счета, умел производить в уме не только простые арифметические действия, но и не боялся многозначных чисел и действий с ними, обратите внимание на школу ментальной арифметики «Соробан». Методика не нова, но если для жителей Японии, где подобное обучение насчитывает четверть века, ментальная математика стала привычной, то в нашей стране первые школы устного счета с помощью абакуса (специальные вертикальные счеты) появились только восемь лет назад. Между тем, в основе методики лежит принцип задействования левого и правого полушарий мозга ребенка, создания новых нейронных связей между ними. Получается, что мозг ребенка работает более полноценно, повышается не только работоспособность, но и активно развиваются интеллектуальные способности.
Почему ментальная?
Механические навыки счета на косточках абакуса быстро переходят в навык вычислений в уме, и ребенку уже не надо перебирать косточки, ему достаточно представить счеты, как пальчики начинают двигаться, как бы помогая производить умственные действия. Если обучение начнется в раннем возрасте, то это будет только «плюсом» в развитии малыша, но даже обучение в зрелом возрасте полезно для тренинга умственных навыков. Но все же считается, что наиболее благоприятный возраст для начала обучения устному счету – это возраст 5-6 лет, и тогда предстоящая школа не станет стрессом, а обучение в ней превратится в еще одну увлекательную игру.
Как учат считать в детском саду:
1. Основной методикой принято считать способ Леушиной: счет на пальчиках (раз, два, три, четыре, пять), затем идет счет на палочках (до десятка), затем счет предметов. Деток знакомят с понятиями «поровну», «больше», «меньше», и только после этого появляются числа и действия с ними.
2. Методика Зайцева более сложна для детей, которые еще только знакомятся с числами. Зато табличный метод позволяет соединить в единое целое звуковое выражение числа, его количественное значение и цифры, как образа конкретного числа.
3. Игровой метод Полякова с помощью цифровых кубиков требует знания визуального образа числа, но детьми воспринимается легко, поскольку занятия ведутся только в игровой форме и непродолжительны по времени.
4. Настольные игры с цифрами напоминают методику Домана (обучение счету с помощью карточек с точками), но более просты. Дети любят настольные игры, где можно выиграть реальный приз, пусть это даже будет всего лишь простое яблоко.
Кроме перечисленных методик, есть игры с предметами, счетными веревочками и бусинами, различные счетные наборы, типа «Нубикона», но все это лишь разновидности традиционных методик.
Как учить счету своего ребенка, какими методиками пользоваться в дополнение к детсадовским – решают родители, ведь успешность ребенка при обучении в школе во многом гарантирует его успешность в карьере и жизни вообще.
Горячие темы