Из года в год наблюдая за IT-индустрией, я заметил: сообщения аналитиков о падении спроса на ПК и замедлении роста рынка появляются раз в год - и независимо от макроэкономической ситуации в мире. И только в нынешнем году такие сообщения появились заметно раньше - в разгар весны. Сказалась катастрофа в Японии и череда арабских революций.
Согласно свежему отчету агентства Internaional Data Corporation (IDC), в I квартале мировые поставки компьютерной электроники сократились на 3,2%, по сравнению с прошлогодним аналогичным показателем. То есть мировой рынок ПК испытал замедление - впервые со времен последнего глобального экономического кризиса. По мнению аналитиков, тут сошлись два фактора. Первый - катастрофа в Японии, из-за которой значительно сократилось производство комплектующих для ПК, и прежде всего - кремниевых подложек, микроконтроллеров, чипов флэш-памяти NAND, LCD-панелей и аккумуляторов. Второе - череда арабских революций, из-за которых потерял стабильность весьма "денежный" регион ЕМЕА (Европа, Ближний Восток и Африка), а также подскочили цены на нефть.
Причем прогнозы IDC на этот квартал и так были пессимистичны - всего 1,5% роста. Теперь же настороженность рынка и падение потребительского спроса еще больше ухудшили общую картину. Как результат, первичный рынок ПК в традиционных регионах (с устоявшимся рынком сбыта) уступает вторичному. Развивающиеся рынки испытают меньший спад, хотя и на рынке Юго-Восточной Азии прогнозируется стагнация на уровне 5,6%. Даже Китай "притормозит" после небывалого бума в 2010-м.
В компании Gartner ожидали, что поставки ПК в период с января по март 2011-го вырастут на 3%, в сравнении год к году, однако предварительные итоги показали снижение поставок на 1,1% - до 84,3 млн штук.
В докладе IDC также описывается влияние нынешней ситуации на каждого из крупнейших производителей ПК. Итак:
- Корпорация Hewlett-Packard, оставаясь лидером по числу поставляемых ПК, в I квартале испытала спад в 2,8%. Основным рынком сбыта продукции НР в начале этого года стал регион Латинской Америки, в котором вырос спрос на персоналки. В это же время в азиатско-тихоокеанском регионе производитель, наоборот, потерпел относительную неудачу.
- Корпорация Dell быстро теряет позиции на прежде ключевых для нее рынках, в частности, на рынке США. Впрочем, положение удалось выправить за счет развивающихся рынков, где востребованность продукции компании высока. Это, в первую очередь, Китай.
- Не лучшее положение дел Acer во многом обусловлено в I квартале событиями в зоне ЕМЕА, которая является ее приоритетным рынком. В США же тайваньская компания значительно пострадала из-за увеличения спроса на компьютеры Apple. Впрочем, сейчас надежды компании во многом возложены на планшеты, которые вскоре должны выйти в розничную торговлю.
- Китайская Lenovo продолжает демонстрировать чудеса оптимизации бизнеса, в результате чего показала рост 16,3% и сохранила доминирующее положение в азиатско-тихоокеанском регионе, налаживая при этом отработанные каналы сбыта и на других рынках. Число реализованных устройств производителя, как десктопов, так и ноутбуков, значительно увеличилось, по сравнению с 2010 годом.
- Toshiba завершила I квартал с ростом 3,8%. При этом основная нагрузка пришлась на сегмент ноутбуков.
Аналитик IDC Джей Чоу отмечает тот факт, что индустрия персональных компьютеров исчерпала тот ресурс, с помощью которого происходил ее рост в прошлом: гонка за производительностью ПК. Вернуть спрос на персоналки у рядового пользователя можно будет только тогда, когда современной производительности удастся найти применение в пользовательском обиходе. Иначе говоря, сегодняшний потребитель уже не видит причины, зачем ему платить столько за производительность, которую он не знает, куда деть.
А в Gartner кивают на слишком сильную конкуренцию, которую создают ПК новые типы устройств. "Низкие цены на ПК, которые стимулировали продажи на протяжении долгого времени, перестали привлекать потребителей. Вместо этого люди стали тратить деньги на мультимедийные планшеты и другие электронные устройства. С выходом iPad покупатели в большей степени стали желать альтернативное устройство, в то время как с приобретением обычной системы решают повременить", - говорит старший аналитик Gartner Микако Китагава.
В региональном разрезе поставки ПК в EMEA сократились на 2,8%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 26,1 млн штук. Это первое снижение для данного региона в период со II квартала 2009-го, добавили в Gartner. Поставки компьютеров в США сократились на 6,1%, в Азиатско-Тихоокеанский регион - на 4,1%, Японию - на 13,1%, Латинскую Америку - выросли на 5,4% (40% поставок пришлось на Бразилию).
Между тем, на фоне падения продаж ПК растут объемы инвестиций в интернет-проекты. Например, российский гигант "Яндекс", который сам готовится к проведению многомиллиардного IPO, запустил проект "Яндекс.Фабрика", в рамках которого поисковик будет инвестировать средства в российские и зарубежные стартапы.
Как сказано в соответствующем пресс-релизе, "Яндекс" будет вкладывать средства в проекты, которые находятся на ранней (т.н. "посевной") стадии развития. Руководство "Яндекса" уже перечислило направления, наиболее интересные для компании. Это новые модели бизнеса в Интернете, новые сервисы для широкой аудитории, мультимедийные и рекламные технологии и новые интерфейсные решения.
Стартаперы, желающие получить финансирование от "Яндекс.Фабрики", должны отправить заявку в офис "Яндекса" или одному из партнеров компании. Команды с интересными идеями могут получить разовые инвестиции в размере от $50 до $150 тысяч. Однако в пресс-релизе уточняется, что предусмотрен "верхний предел до нескольких сотен тысяч долларов".
Конкуренцию "Яндексу" на венчурном поле готовится составить инвестфонд Runa Capital, созданный Александром Галицким и Сергеем Белоусовым для инвестиций в софтверные проекты. Недавно он удвоил свой объем - до $60 млн. Пока Runa Capital профинансировал четыре проекта, из которых достаточно известны два. Первый - "голосовая социальная сеть" Telefir.ru (бывшая OnAir3G), привлекшая $2 млн. Это бесплатное голосовое приложение для мобильных устройств на базе платформ Apple, Android и Java Mobile, объединяющее в себе элементы радио, социальной сети и чата. Второй проект - платформа для web-разработчиков Hivext.com, в него Runa Capital вложил $0,5 млн.
Фонд Runa Capital, по информации газеты "Ведомости", существует с лета 2010 года. Его учредители - партнер Almaz Capital Partners Александр Галицкий и сооснователь IT-компаний Parallels и Acronis Сергей Белоусов. Бизнес фонда состоит в инвестировании в софтверные бизнесы на стадии их становления с последующим выводом их продуктов на зарубежные рынки. Разработка софта для международного рынка обходится не намного дороже, чем для российского, а масштаб продаж - на два порядка больше.
В ближайшие три года фонд Runa Capital планирует вложиться примерно в 25 стартапов. Заявок было гораздо больше - около 300, но большинство из них отсеялось.
Российским разработчикам часто недостает квалификации, чтобы превратить идею в бизнес-проект, а инвесторы не хотят чересчур рисковать, говорит гендиректор Российской венчурной компании (РВК) Игорь Агамирзян. Сама РВК создала в декабре 2009-го фонд посевных инвестиций на $2 млрд. На конец 2010 года он профинансировал 20 проектов; еще более 50 заявок и 20 полных пакетов по сделкам находится на рассмотрении.
Тем временем популярные западные интернет-проекты рассчитывают на просто-таки колоссальные объемы инвестиций, успешно выходящие за пределы здравого смысла. Так, к IPO готовится скидочный сервис Groupon: будущим акционерам предложат 5-6,6% компании, исходя из ее оценки в $20 млрд. Это около пяти годовых выручек, что довольно скромно, по сравнению с другим интернет-сервисом - социальной сетью Facebook.
По неофициальной информации, выход Groupon на биржу запланирован на вторую половину 2011 года, возможно, на III квартал. Оценка Groupon в рамках размещения бумаг может варьироваться от $15 до $20 млрд и будет зависеть от рыночной конъюнктуры. Подготовку компании к IPO ведут консультанты из Goldman Sachs и Morgan Stanley, одним из соорганизаторов станет банк J.P. Morgan Chase.
Для справки: онлайновый сервис Groupon продает в Сети групповые скидки на различные товары и услуги. Аудитория - 60 млн подписчиков в 500 городах по всему миру. Менеджеры по продажам Groupon заключают соглашения с компаниями, услуги которых анонсируются на сайте скидочного сервиса, и добиваются скидок за счет гарантированного объема продаж. Затем через электронную почту и приложения к смартфонам предлагают своим клиентам воспользоваться скидками. С каждой продажи Groupon берет комиссию. В 2010 году выручка Groupon выросла до $750 млн. По оценке Bloomberg, в 2011 году скидочный сервис заработает $3-4 млрд.
В Groupon работают около 6 тыс. человек. С момента основания компании в 2008-м в проект вложились такие известные венчурные фонды, как Andreessen Horowitz, Battery Ventures, Greylock Partners, Kleiner Perkins Caufield & Byers, Maverick Capital, Silver Lake и Technology Crossover Ventures, а также российский DST Global.
В апреле 2010 года Groupon оценивали в $1,36 млрд. В конце 2010-го корпорация Google предложила за Groupon $6 млрд, но сервис отклонил предложение. Последний раунд финансирования Groupon завершен в январе нынешнего года, сервис получил $950 млн (в том числе от российского фонда DST Global-2) при оценке всего бизнеса в $4,75 млрд. Но уже в марте 2011 года в Bloomberg заявляли о капитализации Groupon в $25 млрд.
Пока бизнес Groupon стремительно растет, так что выход компании на биржу может стать одной из самых заметных сделок на интернет-рынке. Но у Groupon появляется все больше конкурентов, что снижает интерес инвесторов. Крупнейший конкурент Groupon - сервис Living Social, который в начале апреля стоил $3 млрд.
Виктор ДЕМИДОВ
Горячие темы