Белорусский рынок брендовых десктопов: цифры и тенденции

Уже не первый год никто не берется спорить с тем, что сегмент десктопов во всем мире сокращается, уступая место портативным компьютерам разных типов. В Беларуси за последний год продажи ноутбуков на 40% превысили продажи десктопов. Правда, настольные ПК "оказывают сопротивление" тенденции снижения спроса: они все еще востребованы в офисах (прежде всего госструктур), у геймеров и техногиков - любителей покопаться в "железе" или заняться экстремальным разгоном процессора. Да и первый ПК, покупаемый в дом, пока чаще оказывается десктопом.


Рынок есть, его не может не быть

Статистика неумолима: сегодня на долю белорусской сборки приходится до 95% продаваемых десктопов. Это связано с простотой и довольно хорошим качеством сборки, а также уровнем сервиса, который предлагает большинство компьютерных компаний, и дешевизной. Компьютеры местной сборки (т.н. "own-name") всегда на 20-30% дешевле, чем brand-name, а работают с той же эффективностью.

Простота сборки настольного ПК тут, пожалуй, оказывается определяющим фактором. Это ноутбуки и планшеты штампуются исключительно на специализированных фабриках, ремонтируются в сервис-центрах и практически не подлежат апгрейду. А десктоп, подобно конструктору "Лего", может собрать любой студент-"технарь" или даже продвинутый школьник. Так же как и отремонтировать, и проапгрейдить, когда придет пора.

Тем не менее, примерно 5-7% белорусского рынка настольных ПК последние лет десять стабильно принадлежат компьютерам brand-name - Dell, HP, Lenovo, Acer, Asus. Другие производители на нашем рынке десктопов почти не представлены.

Определенный спрос на технику brand-name будет существовать всегда. Например, представительства иностранных компаний или международных организаций в Беларуси, иностранные посольства и торгпредства никогда не купят компьютер местной сборки. Они всегда будут покупать brand-name и платить за имя, так что у подобной техники в Беларуси есть и всегда будут постоянные заказчики.

Реально главное отличие brand-name от местной сборки - стоимость. Надежность и производительность практически одинаковая, поскольку все ПК собираются из одних и тех же комплектующих четко определенного круга производителей, так что говорить о каком-либо технологическом превосходстве "брендов" не имеет смысла.

Сразу оговорюсь: в этом обзоре я не стану рассматривать десктопы Apple, неттопы, серверы и рабочие станции. Все это - другие сегменты обширного компьютерного рынка, и они заслуживают отдельного анализа. Я же сейчас буду говорить только про обычные десктопы, для офисного и домашнего использования, только собранные за пределами Синеокой.


Трудности подсчета

Подсчитать и оценить белорусский рынок брендовых десктопов - как в штучном, так и в денежном выражении - крайне сложно. Связано это с порой достаточно сложными схемами поставок и расчетами за них, которые порой попросту не отражаются в официальной статистике.

Например, местное представительство некой международной корпорации вполне может заказать партию компьютеров НР (+ их интеграцию в локальную сеть) у белорусского поставщика, который, в свою очередь, закажет эти ПК у московского дистрибьютера Hewlett-Packard (хотя есть и минские дистрибьютеры), а оплата за заказ вообще поступит в Москву прямиком из Стокгольма. И к какому рынку ПК отнести эту сделку? Белорусскому? Российскому? Европейскому?

А такие сделки на самом деле не редкость. Много лет назад, руководя PR-службой в белорусском представительстве одной из дочерних структур ООН, я сам был свидетелем, как по подобной схеме закупались ПК Toshiba.

По оценкам представительства Intel в Украине, Беларуси и Молдове, белорусский рынок готовых компьютеров в нынешнем году достигнет отметки порядка 400 тыс. штук, из которых 65-70% будут построены на процессорах Intel. В эти 400 тыс. штук Intel записывает как легально поставленные, так и "серые" компьютеры всех типов (настольные ПК, серверы, ноутбуки). На серверы приходится около 10% рынка, ноутбуки составляют примерно 80% от всего числа реализованных компьютеров, оставшиеся 10% - это десктопы и неттопы.

Нужно учитывать и то, что многие дистрибьюторы не хотят раскрывать свои цифры продаж, причем по чисто психологическим причинам. Как я уже сказал, продажи брендовых десктопов очень малы. Какая-нибудь компания-дистрибьютер за прошлый год продала, скажем, 25 ПК Dell и еще 30 - Lenovo. И им стыдно за выглядящие такими незначительными цифры. Хотя та же компания, возможно, за минувший год продала 20.000 ноутбуков разных марок, включая те же Dell и Lenovo. Но спрашиваем-то мы их про брендовые десктопы, а тут цифры оказываются неприлично маленькими.

Тем не менее, если белорусской фирме заказывают поставку брендовых десктопов, то такой заказ, как правило, обеспечивает норму прибыли, на порядок большую, чем заказ аналогичных по конфигурации ПК own-name. Дело в том, что брендовые ПК обычно нужно не просто привезти, но и подключить, организовать локальную сеть с сервером, подключить к Интернету, установить ПО, обеспечивать техобслуживание и информационную безопасность. А покупатели ПК местной сборки нередко все вышеперечисленное предпочитают делать сами, либо не делать вовсе.


Картина предложения

Надо признать, что по сравнению с огромной россыпью марок и моделей ноутбуков и планшетов, выбор бендовых десктопов в Беларуси выглядит весьма скромным. Пройдемся по конкретным производителям.


Предлагает, пожалуй, наибольший выбор моделей десктопов. В их числе - игровой HP Pavilion HPE h8-1100ru ($1020, Intel Core i5 2320 4 ядра, NVIDIA GeForce GTX 560Ti 1 Гб, ОЗУ 6 Гб, HDD 2000 Гб 7200 RPM, оптический привод DVD Multi), офисный HP Pro 3400 в корпусе Microtower ($419, Intel Celeron G530 2 ядра, Intel HD Graphics, ОЗУ 2 Гб, HDD 500 Гб 7200 RPM, оптический привод DVD Multi), домашний HP Pavilion p6-2005ru ($522, Intel Pentium G620 2 ядра, NVIDIA GeForce GT 520 1 Гб, ОЗУ 4 Гб, HDD 1000 Гб 7200 RPM, оптический привод DVD Multi), офисный ПК для сегмента SOHO HP 500B в корпусе Microtower ($665, Intel Core 2 Duo E7500 2 ядра, Intel GMA X4500, ОЗУ 2 Гб, HDD 500 Гб 7200 RPM, оптический привод DVD Multi), офисный HP Elite 7300 в корпусе Microtower ($675, Intel Core i3 2120 2 ядра, Intel HD Graphics 2000, ОЗУ 2 Гб, HDD 500 Гб 7200 RPM, оптический привод DVD Multi). Остальные предложения от Hewlett-Packard - различные модификации перечисленных моделей. Все перечисленные ПК продаются без мониторов, так что к их цене не забудьте добавить цену желаемого монитора.


Китайская компания Lenovo за недолгие годы своего существования уже успела прославиться как достаточно агрессивный участник рынка ПК. И хотя ее основное внимание сосредоточено на сегменте ноутбуков, Lenovo есть что предложить и покупателям десктопов. Это такие модели, как универсальный Lenovo H420 ($280, Intel Celeron G530 2 ядра, Intel HD Graphics, ОЗУ 2 Гб, HDD 320 Гб 7200 RPM, оптический привод DVD Multi) и домашний Lenovo H430 ($700, Intel Core i5 2320 4 ядра, Intel HD Graphics 2000, ОЗУ 8 Гб, HDD 2000 Гб 7200 RPM, оптический привод DVD Multi), а также их многочисленные модификации.


Тайваньские ПК Acer всегда были достаточно популярны на постсоветском пространстве. Из линейки десктопов этой компании в Беларуси предлагаются универсальный Acer Aspire X3995 ($530, Intel Core i3 2120 2 ядра, Intel HD Graphics 2000, ОЗУ 4 Гб, HDD 500 Гб 5400 RPM, оптический привод DVD Multi), офисный Acer Aspire M1935 ($455, Intel Pentium G860 2 ядра, Intel HD Graphics, ОЗУ 2 Гб, HDD 500 Гб, оптический привод DVD Multi), игровой Acer Veriton X2610G ($750, Intel Core i5 2320 4 ядра, Intel HD Graphics 2000, ОЗУ 4 Гб, HDD 500 Гб, оптический привод DVD Multi).


Похожая ситуация с другим тайваньским производителем - компанией Asus. В Беларуси она предлагает мультимедийно-игровой ASUS Essentio CM6730 ($820, Intel Core i5 2310 4 ядра, NVIDIA GeForce GT 530, ОЗУ 6 Гб, HDD 1500 Гб, оптический привод BD Combo) и домашний ASUS CP6230-RUCH19 ($735, Intel Core i3 2120 2 ядра, NVIDIA GeForce GT 530 1 Гб, ОЗУ 4 Гб, HDD 500 Гб 7200 RPM, оптический привод DVD Multi), а также их модификации.


Присутствует на белорусском рынке десктопов и другой знаменитый "американец" - Dell. Здесь он представлен такими моделями, как офисный DELL Inspiron 620 MT ($670, Intel Pentium G630, ОЗУ 4Гб, HDD 500Гб, DVD+/-RW, NVIDIA GeForce GT 530 1Гб, Linux), офисный DELL Vostro 260 MT ($700, Intel Pentium G630, ОЗУ 4Гб, HDD 500Гб 7200 rpm, DVD+/-RW, Intel HD GMA 2000, Linux), сенсорный моноблок DELL Inspiron One 2320 ($1100, 23" сенсорный, Intel i3-2100, ОЗУ 4Гб, HDD 1Тб 7200 rpm, NV GT 525M 1Гб, 8X DVD+/-RW, WiFi b/g/n, BT 3.0).

Как видим, при схожих технических характеристиках "азиатские" десктопы Lenovo, Asus и Acer заметно дешевле "американцев" Hewlett-Packard и Dell. Но вряд ли качественнее.


Фактор пошлины

В самом начале нынешнего года мне уже доводилось писать о том, что с 26 января в России, Казахстане и Беларуси ставки ввозных пошлин на персональные компьютеры стоимостью до $3 тыс. повысились с 0% до 10% от их таможенной стоимости. При этом решение не касается портативных ПК (ноутбуков, нетбуков, планшетов) и отдельных видов моноблоков, а также серверов - оно относится только к десктопам. Соответствующее решение было принято коллегией Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) - это постоянно действующий наднациональный регулирующий орган Таможенного союза (ТС) и Единого экономического пространства (ЕЭП).

Однако, судя по всему, на белорусский рынок брендовых десктопов введение 10%-й таможенной пошлины практически не повлияло. В условиях постоянного, хоть и очень небольшого спроса именно на ПК brand-name, пошлину покупатели и дистрибьютеры восприняли просто как очередное неизбежное зло. Скрипнули зубами и смирились.

Виктор ДЕМИДОВ

Версия для печатиВерсия для печати

Рубрики: 

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Всего голосов: 0
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!