На сегодняшний день конкуренция на рынке высокотехнологичных разработок высока. И лидерами здесь становятся именно те предприятия, которые динамично и быстро реагируют на изменения требований заказчика и потребителя.
В компаниях, предоставляющих гарантированно высокий уровень современных ИТ-разработок, должны быть созданы все условия для повышения профессионального уровня своих специалистов, иначе они просто перестанут быть таковыми.
ИТ-специалистам необходимо непрерывно совершенствовать свои знания и, что особо важно, быстро обучаться навыкам работы с инновационными продуктами и технологиями. Только при этих условиях сегодня можно предоставить заказчику эффективное внедрение и эксплуатацию современных информационных систем.
Одной из наиболее результативных мер решения данной проблемы является организация в компании внутрикорпоративного обучения персонала в собственных Учебных центрах или, как сейчас модно говорить, корпоративных университетах (академиях), ориентированных на гибкое, мобильное образование и получение практических навыков.
В ряде крупных белорусских ИТ-компаний практикуется подобный опыт обучения сотрудников. IBA - одна из них. Эффективна ли эта форма приобретения знаний нашими специалистами и выгодна ли она предприятию, узнаем мнение директора Учебного центра IBA Владимира Дюбкова.
- Владимир, в каком году был создан Учебный центр IBA и какие обстоятельства послужили импульсом для его организации?
- Работы по созданию Учебного центра IBA начались еще в 2001 году, а в мае 2002 года нами была получена лицензия Министерства Образования РБ на право осуществления образовательной деятельности. На тот момент Учебный центр являлся структурным подразделением IBA, однако с августа 2003 года, в связи с изменением в законодательстве, мы поменяли свой статус и стали самостоятельным учреждением образования, хотя нашим учредителем по-прежнему остается материнская компания.
Вопрос о создании собственного Учебного центра не мог не возникнуть по мере того, как компания IBA расширяла географию своего присутствия на рынке как поставщик ИТ-услуг и, как следствие, одновременно наращивала численность своего персонала. Когда эта численность начала измеряться числом с тремя нулями, стало понятно, что в ряде случаев специалистов нужно обучать на местах, и это должно быть более продуктивным и менее затратным.
- Создание отдельно взятой компанией Учебного центра - разве это не роскошь? Ведь финансово - это достаточно затратное дело.
- Эта практика не является уникальной или редкой в мире, она уже доказала свою экономическую состоятельность и рабочую эффективность. Сейчас подобный подход, скорее, уже норма для крупной процветающей компании, которая с оптимизмом смотрит в будущее.
Кроме того, затратным было только создание Учебного центра - уже много лет нашими клиентами являются не только сотрудники IBA, но и представители самых различных как белорусских, так и зарубежных организаций, учреждений, предприятий, что позволяет Учебному центру полностью окупать свою деятельность.
- Очень интересно в этом аспекте рассмотреть роль ВУЗов, выпускающих ИТ-специалистов - разве недостаточно той подготовки, что студенты получают за годы учебы?
- Время жизни конкретной версии программного продукта примерно 2-3 года. А любая академическая система образования инерционна по своей сути, так часто изменять программы обучения для нее невозможно и не нужно. Однако именно такая система дает фундаментальные знания студентам, способна подготовить специалиста, умеющего мыслить системно, общими категориями, ориентироваться и держаться на плаву в океане информационных технологий. А наш Центр обеспечивает повышение квалификации специалиста в конкретной предметной области с практическим применением этих знаний и делает это по всемирно признанным международным стандартам.
- Расскажите, пожалуйста, как происходит запуск учебных программ и тренингов для сотрудников IBA?
- Процесс обучения в IBA строго соответствует требованиям системы менеджмента качества СММI (хотя, строго говоря, CMMI - это не СМК, но понятие близкое), которая предполагает наличие в компании тактического и стратегического планов. Сначала нужно определить потребности в обучении. На уровне директоров отделений формулируются требования к специалистам, изучается уровень их знаний, уточняется, кого и в какой сфере нужно еще доучить. Эти сведения передаются в отделение по управлению персоналом, где аккумулируются, структурируются и передаются в Учебный центр как запрос на обучение специалистов компании. Учебный центр тоже идет навстречу, предлагая и информируя об имеющихся или создаваемых программах обучения.
- Учитываются ли пожелания сотрудников при направлении их на обучение?
- Как правило, к нам приходят люди мотивированные, с пониманием, что обучение им необходимо для дальнейшей успешной работы. В нашей практике мы не встречали специалистов, которые не были бы заинтересованы в своем обучении.
- Владимир, сориентируйте, пожалуйста, в каких предметных областях Вы предлагаете обучение для специалистов?
- Мы можем закрыть обучение специалистов практически по всем приоритетным направлениям информационных технологий, т. к. являемся партнерами по обучению многих мировых лидеров ИТ-индустрии: IBM, SAP, Sun Microsystems, Microsoft, Novell, Cisco Systems, Symantec.
Неотъемлемой частью повышения квалификации ИТ-специалиста является поддержание на хорошем уровне иностранного языка. Наш Учебный центр предлагает обучение английскому, французскому, немецкому и китайскому языкам.
Кроме этого, у нас можно пройти обучение в области бизнес-образования, оно всегда востребовано руководителями различных уровней.
- Можете ли Вы охарактеризовать, какие тренинги и семинары в Учебном центре на сегодняшний день наиболее востребованы?
- В области информационных технологий - тренинги по Java. Это наиболее часто проводимые курсы. Последнее время оказываются весьма востребованными знания в сегменте SAP. Нельзя не сказать о курсах по продуктам IBM, причем мы предлагаем самый широкий их спектр, включая и курсы по управлению проектами от IBM. Огромным спросом пользуются курсы иностранных языков.
- Поясните, пожалуйста, а что, собственно, такое сертифицированное обучение? Неужели недостаточно обычных курсов повышения квалификации?
- Сертифицированное, или авторизованное, обучение - это повышение квалификации только со знаком качества, потому что предлагаемые методики обучения предоставляются компаниями, которые сами являются разработчиками данного программного обеспечения. Компании вкладывают большие деньги в разработку учебных программ, контента курсов, в то, чтобы в них было все грамотно, правильно и красиво изложено: и сам контент, и учебные пособия, и аспекты методики преподавания. Кроме того, авторизованное обучение предполагает впоследствии сертификацию слушателя как специалиста. В случае успешной сертификации возрастает не только рейтинг самого специалиста, но и преимущество работодателя, имеющего сертифицированного специалиста, перед конкурентами в получении проекта у потенциального заказчика.
- Не могли бы Вы кратко описать, как с технической точки зрения реализуется проведение сертификационного экзамена?
- Существует система знаний, которая разрабатывается фирмами-производителями, и эти же производители разрабатывают систему контроля этих знаний. Созданы целые банки знаний, вопросов в различных областях, которые являются основой для генерации теста. Каждый раз это уникальный тест, потому что сами вопросы случайным образом выбираются из разных банков данных. После прохождения теста кандидат получает оценку "сдал" или "не сдал". В том случае, если оценка получена "сдал", ему выдается сертификат от фирмы-производителя.
- Можете ли Вы перечислить преимущества Учебного центра IBA перед конкурентами, если таковые имеются?
- Конкретно наш Учебный центр имеет ряд серьезных преимуществ перед конкурентами.
Во-первых, большинство тренеров, которых мы привлекаем к процессу обучения, это сотрудники компании IBA, реально работающие в своих областях. Они правильно обучены, методически подготовлены, сертифицированы и аккредитованы в качестве тренеров фирмами-производителями, их глубокие теоретические знания подкреплены практической реализацией этих знаний в реальных проектах. Эти люди - настоящие профессионалы своего дела.
Мы имеем и другие существенные преимущества: наличие лицензии Министерства образования РБ на право ведения образовательной деятельности и наличие сертификата о государственной аккредитации - это позволяет нам выдавать документы государственного образца, именно они признаются на территории Республики Беларусь. Таким образом, специалисты получают у нас и всемирно признаваемые сертификаты об обучении, и документы белорусского государственного образца.
В-третьих, Учебный центр IBA - единственное место в Беларуси, где можно пройти авторизованное обучение от большинства вендоров и здесь же сдать сертификационный экзамен в системе Prometric или VUE.
И последнее. Наш Центр тестирования на сегодняшний день опять-таки единственный в Беларуси, который предлагает сертифицированные тесты сразу в двух системах: Prometric (в т.ч. по приему компьютерной версии экзамена TOEFL - iBT) и Pearson VUE, причем Prometric минувшим летом давал нам 15-ю строчку рейтинга из нескольких тысяч центров тестирования в регионе EMEA (Европа, Ближний Восток и Африка).
- Владимир, спасибо Вам за интересное интервью!
- Специалист компании, в которой организовано внутрикорпоративное обучение, всегда будет ценен и востребован как на своем предприятии, так и на рынке труда. Такой профессионал - это не только кладезь теоретических знаний о современных ИТ-разработках, но и мастер практической их реализации и внедрения.
Горячие темы