Экспансия web 2.0

Не успел еще Интернет как следует проникнуть во все сферы жизни общества, а уже то тут, то там слышны разговоры про web 2.0. И не только слышны, эта концепция сегодня успешно реализована во многих проектах. Да, именно "концепция", а не технология, так как понятие "web 2.0" подразумевает не столько совокупность технических решений, сколько определенную идеологию, новые подходы к интернет-бизнесу.

Возникла эта концепция совсем недавно - в 2005 году - и первыми ласточками, реализовавшими ее, стали зарубежные компании. К флагманам web 2.0 принято относить проекты GMail, Google Maps, Википедия и некоторые другие. Однако в настоящее время и Рунет не отстает от этих веяний времени. Поскольку данная концепция не является четко очерченной, то строго разделить сайты на "web 2.0" и "не web 2.0" достаточно проблематично. Основные аспекты, входящие в понятие web 2.0, можно сформулировать так:

  • Использование концепции Ajax, позволяющей обновлять содержимое страницы в браузере без ее перезагрузки. Часто этот подход отождествляют с самим понятием web 2.0, что неверно.
  • Так называемая "бесконечная бета", когда функциональность проектов постоянно изменяется и улучшается, а их пользователи являются одновременно и тестерами.
  • Ориентация на конечного пользователя, а не на поставщика контента или рекламы. Посетители сайтов не только получают возможность настроить их под себя, но и активно влиять на содержимое ресурса (например, технология wiki). А контекстная реклама призвана показывать пользователю только тот рекламный материал, который ему потенциально интересен. В свете этого часто используется термин "социализация".
  • Использование веб-сервисов - программ, работающих на серверах создавшей их компании и предоставляющих данные пользователю через веб-интерфейс. Характерным для web 2.0 является и совместное использование веб-сервисов различными проектами.
  • Кроссплатформенность. Использование технологий, позволяющих пользоваться услугами веб-проекта не только независимо от операционной системы, но и от устройства, с которого осуществляется доступ к этим услугам.

Стоит отметить, что есть и другие признаки, присущие web 2.0. Как уже говорилось, единого подхода к определению этого понятия не существует. Многие сайты, реализовавшие лишь несколько из перечисленных аспектов, с уверенностью заявляют, что они работают на основе концепции web 2.0. Поэтому попробуем разобраться, насколько успешно ее используют различные интернет-компании. Для этого проведем обзор интернет-проектов, причисляющих себя к этой идеологии. Для удобства обозрения разделим рассматриваемые сайты на категории. Изучим вопрос о том, кто является владельцем таких проектов, какова их приблизительная посещаемость, за счет чего они получают доход.


Социальные сети

Одним из самых ярких проявлений концепции web 2.0 являются социальные сети - сайты, пользователи которых являются узлами такой сети. Эти сайты позволяют находить старых знакомых, одноклассников, потенциальных работодателей или работников и т.д. Среди самых популярных социальных сетей Рунета можно отметить: "Мой Круг" (www.moikrug.ru), легендарные "Одноклассники" (www.odnoklassniki.ru), "В Контакте" (www.vkontakte.ru). Одними из первых сайтов подобного рода, появившихся в Интернете, стали MySpace (www.myspace.com) и Facebook (www.facebook.com).

Все из перечисленных проектов возникли сравнительно недавно (самый старый из упомянутых - "Мой Круг" - начал работу в ноябре 2005 года). Однако, несмотря на свою молодость, такие ресурсы стали уже довольно популярными. О популярности социальных сетей говорят хотя бы следующие факты: по данным портала Alexa.com, сайт www.vkontakte.ru на сегодняшний день является самым посещаемым ресурсом Рунета. А сайт www.odnoklassniki.ru назван проектом 2007 года по результатам конкурса "Российский Онлайн ТОР++". Высокая популярность предопределяет и основной источник доходов таких проектов: реклама. Справедливости ради стоит отметить, что насчет самого посещаемого ресурса вопрос довольно спорный, тут многое зависит от методики оценки. Ясно одно: посещаемость социальных сетей действительно высока.

О размерах доходов социальных сетей Рунета судить сложно, их владельцы неохотно делятся такой информацией, однако тот факт, что осенью 2007 года 30% акций ООО "Одноклассники" было продано латвийской компании Forticom за 10 млн. USD говорит о том, что доходы такого рода проектов весьма серьезны. Или, во всяком случае, инвесторы ожидают от них серьезных доходов.

Как бы особняком среди социальных сетей стоят сайты знакомств, у них немного другая специфика: они, прежде всего, ориентированы на знакомства посетителей с противоположным полом. Цели - самые разные: от простого общения до серьезных отношений и создания семьи. Среди таких сайтов отметим проект "Мамба" (www.mamba.ru). Строго говоря, "Мамба" это не столько сам одноименный сайт, сколько веб-сервис, на базе которого действуют десятки других сайтов в Рунете (www.date.ru, www.znakomka.ru, www.kahanne.ru и другие). Их объединяет общая база данных зарегистрированных пользователей, а также, в силу использования общего движка для таких сайтов, очень похожий внешний вид. Среди других проектов подобного рода, не использующих данный движок, стоит назвать достаточно популярные www.loveplanet.ru и www.neznakomka.ru.

Такие сервисы, в отличие от упомянутых чуть выше социальных сетей, широко оказывают различные дополнительные платные услуги, например: поднятие рейтинга, расширенный поиск, VIP-статус и другие.


Многопользовательские блоги

Блоги, как и социальные сети - одно из наиболее типичных проявлений социализации Интернета. Не будем подробно останавливаться на разъяснении сущности блога как явления, надеемся, большинству читателей это понятие знакомо. Для непосвященных вкратце скажем, что суть блогов состоит в том, что пользователь, автор блога, оставляет на сайте в виде записей свои мысли, впечатления, делится новостями. В общем, дневник, доступный для чтения широкому кругу читателей, которые, в свою очередь, могут оставлять свои мнения об авторе, его записях и т.д.

Прародителем блогов является американский программист Брэд Фицпатрик, запустивший в марте 1999 года свой проект www.livejournal.com, когда еще о web 2.0 никто не задумывался. Проект этот очень быстро набирал популярность и в настоящее время его услугами пользуются миллионы пользователей по всему миру.

Наиболее известные блоги Рунета: "Живой журнал" (www.livejournal.ru), являющийся, по сути, частью глобального проекта www.livejournal.com, "Блоги Планеты Рамблер" (planeta.rambler.ru/blogs), "Блоги@Mail.ru" (blogs.mail.ru) и другие.

(Продолжение следует)

Дмитрий МАКАРСКИЙ,
[email protected]

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

15 за 2008 год

Рубрика: 

Internet
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!

Комментарии

Аватар пользователя Sasha Kovaliov
"Не успел еще Интернет как следует проникнуть во все сферы жизни общества, а уже то тут, то там слышны разговоры про web 2.0." - это щутка?!?!? Где Вы были последние 4 года?
Аватар пользователя Инкогнито
2 Sasha Kovaliov

:) а почему именно 4?

Вы считаете что "Интернетизация" охватила все?