Всегда есть чему удивляться, но впечатления бывают как положительными, так и нет. В данном случае все можно описывать в превосходных тонах. Дело в том, что open source сообщество в последнее время все чаще и чаще низвергает брендов. После рассмотрения возможностей Audacity это можно отнести и к целому пласту недорогого узкоспециализированного ПО, а зачем оно, собственно, если есть такая программа? Сама Audacity доступна для скачивания на сайте audacity.sourceforge.net, дистрибутив весит около 2,5 Мб плюс к этому нужны бонусы, а именно - Lame MP3 Encoder для возможности сохранения МР3-файлов, VST Enabler для подключения VST-плагинов и, соответственно, сами VST-плагины, кои можно найти в больших количествах в freeware-вариантах. Лично я бы порекомендовал скачать, в первую очередь, Luxonix LX1310 и эффектовую часть от Karma FX. Они бесплатны.
Таким образом, у нас собирается достаточно мощная студия на базе РС, которая может выполнять множество стандартных и профессиональных операций, для которых в ряде студий приобретают дорогостоящее ПО. Здесь все абсолютно бесплатно и, кстати, удобно.
Технические характеристики
Во-первых, многоязычный интерфейс, и при инсталляции можно выбрать русский (русифицировано практически все, кроме файла помощи). Это должно понравиться многим. Частота дискретизации может варьироваться до 100 КГц, при этом можно выбирать среди стандартных вариантов, т.е. 44,1, 48, 88,2, 96 и тому подобное. Разрядность от 16 до 32 бит с плавающей точкой. Программа является мультитрековой, то есть позволяет импортировать и записывать множество дорожек аудиофайлов, а после сводить их между собой. Результаты могут экспортироваться в единый аудиофайл (обычный WAV или сжатый OGG/MP3). Что касается самой записи, то среди множества интересных функций стоит выделить возможность "снятия" сигнала с аудиовыхода. То есть нередко можно встретить рекомендации, где для подобных целей советуют использовать TotalRecorder и только его. Но в данном случае хорошо подойдет и Audacity. Причем запись в таком режиме производится в нем очень удобно, поскольку под рукой есть индикаторы и регуляторы уровней входного и выходного сигналов.
Обработка эффектами не работает в режиме реального времени, что напоминает нам программы из прошлого, где был реализован предпросмотр. Ситуацию ухудшает и то, что невозможно использовать несколько эффект-процессоров сразу, то есть создавать цепочки из них, и плюс к этому в собственных процессорах программы отсутствует возможность сохранения пресетов (выбранных настроек). Судя по всему, это скоро будет реализовано, поскольку уже сейчас есть экспериментальный модуль пакетной обработки данных. При этом стоит отметить, что внутренний формат плагинов предусматривает свой собственный язык программирования Nyquist, позволяющий создавать модули эффектов в обыкновенном текстовом редакторе. Данная идея не совсем нова, поскольку подобные попытки уже не раз встречались в звуковых редакторах, например, в GoldWave все можно описать математическими формулами, и, если не ошибаюсь, в одной из версий Sound Forge было нечто подобное.
В общем, на данный момент обычному пользователю придется пользоваться функцией предпросмотра при подключении плагинов эффектов... немного не современно, но что вы хотели от бесплатной программы? Она и так очень много умеет. С другой стороны, у Audacity применен недеструктивный метод редактирования по отношению к импортированным аудиофайлам, то есть, программа конкретно их не меняет, а работает с временными образами, также есть практически бесконечный Undo (отмена последнего действия).
Что касается MIDI, то оно может присутствовать чисто фигурально в виде импорта треков. И то, они просто отображаются, но (!) не воспроизводятся, не записываются, не редактируются и не сохраняются в файле проекта. Интересный и непонятный ход разработчиков. Возможно, это на перспективу.
Что касается требований к компьютеру, то они очень небольшие, и Audacity может беспроблемно работать на РС с процессором 300 МГц и выше и оперативной памятью от 64 Мб. Среди операционных систем поддерживаются Windows 98/2000/XP/Me (но не поддерживаются 95-я и NT 4.0), Mac OS X и GNU/Linux.
Четыре типа отображения
аудиоданных
Удивительной особенностью отображения звуковых данных на треках является возможность переключения между четырьмя режимами:
- Обычный.
- Обычный в децибелах. Тут речь идет о логарифмическом представлении звуковой волны.
- Спектрограмма-сонограмма.
- Питч (EAC). В данном случае подразумевается технология-алгоритм расширенной автоматической корреляции (Enhanced Autocorrelation (EAC)), в результате чего мы можем наблюдать текущие основные частоты наполнения треков. Другими словами, если у вас там поет вокалист, то данный вариант отобразит ноты в частотном их представлении.
Очень интересная получается картина. Причем каждый трек может отображаться по-своему, независимо от настроек других.
Огибающие
Графики огибающих (Envelopes) предназначены для более тонкого управления уровнями того или иного параметра. Они рисуются прямо на изображении звуковой волны для того, чтобы можно было удобно соотносить эти изменения с текущим временем и окружающей ситуацией. К сожалению, в Audacity это реализовано только для уровня громкости, хотя нельзя не отметить, что достаточно красиво, но, в принципе, абсолютно не функционально.
Что делать в данной ситуации? Даю практические рекомендации, которые получены из личного опыта общения со старым ПО. На самом деле все более чем решаемо, хотя потребуется некоторое дополнительное время на реализацию необходимых функций...
Изменение панорамного положения по огибающим... С помощью стандартной операции, которая вызывается из главного меню либо из выпадающего меню трека, вы преобразуете стерео в два моно. После этого устанавливаете для каждого из них соответствующие панорамные положения - крайне левое и крайне правое. А теперь, рисуя изменения огибающих громкости для каждого из них, вы меняете суммарное панорамное положение. И, кстати, при проделывании этой операции мною был обнаружен небольшой баг, а именно - при разбиении стерео на два моно они по умолчанию ставятся в крайние панорамные положения, но сами ползунки панорамы у них стоят в центре.
Изменение уровня эффектов... Для этого вам нужно иметь исходный звуковой фрагмент и второй такой же на другой дорожке (обычное копирование и синхронизация). Данный второй фрагмент вы обрабатываете необходимым эффектом, причем достаточно сильно. И впоследствии с помощью тех же огибающих уровней громкости регулируете баланс между двумя фрагментами, то есть, на самом деле изменяете уровень присутствия эффекта. Этот метод называется многоблоковым и возможен к применению только в рамках мультитрековых программ. В принципе, в отсутствие real-time им и пользовались.
Таким образом, в этом случае Audacity обходит тот же платный GoldWave по возможностям (в GoldWave мы можем работать только с одним конкретным файлом, и там нет режима реального времени). А если вы используете не один дополнительный фрагмент, а множество обработанных различными эффектами, то получается та же эмуляция "цепочки" из нескольких подключенных плагинов, но с дополнительной возможностью управления их уровнями в рамках определенного фрагмента. В таком понимании Audacity обходит и дорогущий SoundForge. WaveLab обойти не может, поскольку там есть мультитрековый модуль AudioMontage. То же касается и Adobe Audition, поскольку он является связкой мультитрек/редактор.
Собственные эффекты программы
В данном случае мы имеем стандартный набор модулей обработки, включая достаточно приемлемые компрессор и эквалайзер. Удаление шума реализовано в виде модуля, в котором требуется сначала загрузить образец этого самого шума, а после применить его к удалению на определенном выделенном участке.
Для тех, кто будет искать функцию DC Offset, сразу скажу, что она находится в модуле "Нормализация".
Что касается других модулей обработки, они очень скудны по возможностям, поэтому крайне рекомендую воспользоваться VST плагинами от сторонних разработчиков.
Но, опять же, отсутствует очень важная вещь, без которой не обходится ни одна современная программа - автоматизированная запись изменения параметров в режиме реального времени, или, как говорят проще, автоматизация. Поэтому вам придется повозиться с теми методами, которые я описал в прошлом подразделе. На самом деле, не так уж много времени это и отнимает, просто нужно приноровиться.
Дополнительные возможности
В принципе, их достаточно много. Например, на одном из аудиотреков вы можете сделать метроном, а на самом деле, это будет простой аудиофайл с записанными (сгенерированными) сэмплами кликов. Это удобно, например, в случаях, если вы замедляете или убыстряете композицию.
Отдельно стоит сказать о треке заметок. В него вы можете вносить любые текстовые данные, связанные с положением курсора либо выбранными фрагментами. Причем данных треков может быть огромное множество, и они отдельно могут сохраняться в специальные txt-файлы.
Ну и как стандарт стоит упомянуть возможность прошивки собственных "горячих клавиш".
Подытожим
Для бесплатной программы это уже верх совершенства. В ней можно делать все - от записи и редактирования аудиофайлов до сведения музыкальных композиций. Архитектура полностью открыта. Я помню Audacity практически с первых версий, но тогда было не о чем писать, а сегодня это уже мощный по возможностям мультитрек, причем бесплатный. Еще немного доработки, и он станет поставляться в комплектах со всевозможными звуковыми платами и станет популярным. Но доработка просто необходима. В первую очередь, нужно определиться с MIDI (в данном случае его можно было и не показывать), автоматизацией и режимом реального времени.
А так все просто отлично.
Кристофер,
christopher@tut.by
Горячие темы