Звуковое "железо"-2004. Итоги

2004 год на рынке аппаратных звуковых устройств продемонстрировал "дремучую" стабильность. В то время как разработчики ПО бросались из огня да в полымя, производители "железа", похоже, пребывали в раздумье: выпустить что-то кардинально новое или обновить старое. Большинство предпочло второй вариант, и поэтому можно сказать, что этот год прошел достаточно безлико. Причем очевидно, что силы многих компаний перераспределились на более выгодные сегменты, такие, как рынки мобильных и портативных устройств, интернет-медиа, цифровых сервисов. Поскольку, в общем-то, и суммарных сил не много, было заметно явное торможение во всех отраслях. Это отразилось не только на рынке звукового "железа", но и на рынке процессоров, компьютерных комплектующих и т.п.

Но все же в 2004 году произошли некоторые события, на которых стоит заострить внимание.


Использование видеоадаптеров

Мы уже не раз обращались к различным вариантам решений в вопросах увеличения производительных мощностей мультимедийных компьютеров. Это и сети, и специальные системные блоки, и т.п. Компания BionicFX (www.bionicfx.com) предложила весьма нетрадиционный вариант, а именно - использование процессоров видеоадаптеров производства Nvidia. Данная технология называется AVEX (аббревиатура от Audio Video EXchange - обмен между аудио и видео). Ее суть состоит в том, что аудиоданные конвертируются определенным образом в видео и направляются на обработку, осуществляемую процессором видеоадаптера. После совершения необходимых действий видеоданные декодируются обратно в аудио. Современные аппаратные графические интерфейсы имеют очень большой ресурс в области обработки данных, поэтому использование их мощных процессоров для выполнения сторонних задач - достаточно новое и интересное развитие ситуации.

В принципе, если говорить о новизне, то здесь можно поспорить, поскольку компьютерные графика и звук являются разделами такой дисциплины, как DSP (Digital Signal Processing - цифровая обработка сигналов). В обоих случаях мы имеем практически идентичные математические подходы, использование одних и тех же функций. Для примера можно взять фильтры из Adobe Photoshop и из различных профессиональных звуковых приложений. Принцип их работы практически одинаков. То есть, в рамках того, что было предложено BionicFX и, как факт, предусмотрено Nvidia, технологически нет ничего нового. BionicFX предлагает использовать процессоры видеоадаптеров для пересчетов данных. Поэтапно это можно описать так:

  1. Загружается программный аудио эффект-процессор.
  2. Рассчитывается алгоритм прохождения данных через видеокарту.
  3. Аудиотекстуры загружаются в видеопамять, при этом они преобразуются в структуру видеоданных.
  4. Видеокарта считывает преобразованные данные из буферов.
  5. Происходит обработка и обратная конвертация в аудио.

То есть, процессор видеоадаптера используется как сторонний, и сама технология позволяет перераспределить нагрузку, освобождая при этом ресурсы центрального процессора.

Данная тема не нова еще по одной причине. Уже несколько лет как в мире профессионального звука выпускаются специальные дочерние платы обработки звука, например, TC Electronic PowerCore (www.tcelectronic.com). Суть их состоит в том, что за счет собственных процессоров при обработке аудио они могут разгрузить центральный. Данное решение не из дешевых, одна такая плата стоит порядка $1000. Причем количество эффектов ограничено.

В варианте с платами Nvidia мы имеем схожее технологическое решение, только оно получается в несколько раз дешевле и универсальнее. Но здесь стоит указать на то, что необходимо специальное ПО. Первое решение от BionicFX, а именно - "сверточный" ревербератор BionicReverb (стандарт VST) должен появиться уже в январе 2005 года на зимней выставке NAMM 2005. Помимо этого, на своем сайте разработчики обещают выпустить целый комплект эффект-процессоров BionicFX для стандарта VST (PC). Сколько они будут стоить, пока неизвестно, хотя на месте менеджеров Nvidia я бы задумался над тем, чтобы сделать эти решения бесплатными.


К чему это все ведет?

Как вы понимаете, речь идет только о программных пересчетах, и для качественной записи вам все равно будет необходим хороший звуковой интерфейс. Но в комплексе ситуация напоминает создание многопроцессорных станций, то есть распределение функций на различные процессоры. Если не ошибаюсь, это чем-то схоже с иерархической моделью старых мультимедийных компьютеров Atari.

С другой стороны, можно уже говорить о создании мощных мультимедийных комплексов, и, скорее всего, не за горами время специальных мультимедийных процессорах, предназначенных для пересчетов аудио, видео и графических данных.


USB-интерфейсы

Если говорить об этом сегменте устройств, то наиболее интересными решениями являются аудио/MIDI-гибриды, сочетающие в себе MIDI-клавиатуру с небольшим количеством программируемых контроллеров и звуковой интерфейс. Цены на такие решения достаточно сильно "кусаются" (около $300 и выше). Пропускная способность USB-порта несколько ограничивает возможности этих устройств, в частности, при переходе на многоканальный режим работы разработчики предусматривают вариант понижения частоты дискретизации. Как выход из данного положения стали рассматривать внедрение Firewire. В этом году достаточно сильные позиции заняла модель M-Audio Firewire 410 ($445) являющаяся аудиоинтерфейсом (не гибридом) с расширенными возможностями и увеличенным количеством цифровых и аналоговых входов/выходов.

Отдельно стоит отметить, что практически все современные модели MIDI-клавиатур стали подключаться через USB-порт. Это очень удобно.


Новинки от Line6

Многоголосая гитара Line6 (www.line6.com) Variax в продаже уже несколько лет. Весной этого года она получила награды как "Лучший инновационный продукт" и "Лучшая гитара" в рамках M.I.P.A. Awards на выставке Musikmesse 2004. Да, данная гитара действительно хранит в себе уникальную концепцию, суть которой сводится к тому, что на этом инструменте можно играть звуками популярных фирменных моделей, начиная от Gibson Les Paul и заканчивая Fender Stratocaster. Конвертация происходит в режиме реального времени, и за основу взят метод физического моделирования. У данной идеи было много противников, поскольку все модели прототипов, помимо собственного уникального звучания, имеют и уникальную конструкцию, но и много сторонников - Variax дает качественный результат и стоит намного дешевле эмулируемых гитар (около $1000).

Вообще, Line6 - это достаточно уникальная компания, в истоках которой было программирование эффектов для компьютерных программ (в частности, можно упомянуть сотрудничество со Steinberg), но вскоре отошедшая от компьютерного рынка. Вкладывая свои алгоритмы в гитарные эффект-процессоры, разработчики из Line6 заняли лидирующие позиции в нише музыкальных процессоров. Их продукцией пользуется очень большое количество современных музыкантов, в числе которых много звезд первой величины (например, Edge из U2). Гитарные примочки POD и POD Pro стали популярны за счет уникальных возможностей, которых тогда еще не существовало в компьютерном мире. Например, в них можно выбирать параметры помещения, марку эмулируемого гитарного комбика и т.п. Лишь несколько лет спустя данная идея реализовалась в софте, а именно - IK Multimedia AmpliTube.

2004-й год говорит о частичном возвращении Line6 на компьютерный рынок. В частности, ими разработан гитарный USB-интерфейс и программный редактор для платформ PC и MAC - Variax Workbench. Он совместим с моделями Variax 500 и 700 и представляет собой систему: гитара, USB-интерфейс, компьютер. К данному интерфейсу гитара подключается с помощью кабеля RJ-45, а сам интерфейс коммутируется на USB-порт компьютера. Специальное ПО позволяет производить выбор между моделями Variax, эмулируемыми корпусами гитар, управлять изменением положения датчиков и их количеством, а также менять строй.

Многие могли сталкиваться с электрической разновидностью Variax, то есть в виде электрогитары, на данный момент появилась еще одна модель - Line6 Variax Acoustic 700, сделанная на базе акустического варианта. В ее банк входит двенадцать разновидностей классических моделей, среди которых стоит обозначить Martin В-28, Gibson J-45 и J-200, Selmer-Maccaferri, D'Angelico New Yorker, классическую гитару с нейлоновыми струнами, 12-струнные Guild F412 и Stella, Woodbody Dobro, банджо Gibson Mastertone, классический индийский ситар и т.д.

В общем, ситуация более-менее понятна. Помимо того, что Variax может успешно подойти для живых выступлений, система Workbench позволяет максимально качественно и удобно использовать ее возможности в студийных и репетиционных условиях. То, что сейчас музыканты активно работают с компьютерами, уже не новость.

Кристофер,
christopher@tut.by

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

51 за 2004 год

Рубрика: 

Multimedia
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!