IP-телефония - это передача голоса двух собеседников при помощи пакетов IP-протоколов. По сути своей, IP-телефония - это тот же телефон, но для передачи голоса используется не провод, а цифровые сети.
Работает это следующим образом: микрофон преобразует голос в аналоговый сигнал, который попадает на АЦП (аналого-цифровой преобразователь, он же ADC), где преобразуется в цифровые данные, затем компрессируется, вкладывается в сетевой пакет и передаётся по сети (глобальной или локальной). На принимающей стороне данные извлекаются из сетевого пакета, декомпрессируются и передаются на ЦАП (цифро-аналоговый преобразователь, он же DAC), на выходе ЦАП получается аналоговый звуковой сигнал, который передается через усилитель на наушники. Это один из трактов передачи голоса: для того, чтобы соединить двух собеседников, нужно два таких тракта, работающих в противоположных направлениях.
Интересно, что для того, чтобы собрать систему для IP-телефонии, достаточно иметь гарнитуру (наушники с микрофоном) и компьютер со звуковой платой. Гарнитура будет выполнять функции устройства для ввода/вывода аналогового звука, звуковая плата - функции АЦП/ЦАП, а на компьютере будет выполняться программа, которая будет компрессировать/декомпрессировать оцифрованный звук и передавать/принимать его по сети.
Может возникнуть вопрос: зачем нужны такие сложности, если есть обычный телефон? Отвечаю: при передаче данных по интернету IP-телефония обходится в десятки раз дешевле обычной, плюс она поддерживает массу расширений, например, передачу "живого" видео и обмен файлами. Можете сравнить стоимость минуты доступа в интернет и минуты разговора с Москвой. Цифры вас поразят.
При этом, вооружившись комплектом для IP-телефонии, вы можете вполне сносно использовать его для связи со своим собеседником через интернет, а не по телефону. Вот вам и выгода.
Не остаются в стороне и крупные телекоммуникационные компании - они широко используют IP-телефонию для передачи международного трафика (голоса). Дешевизна и универсальность - вот два основных плюса IP-телефонии.
Однако, вернёмся на землю. Предположим, что у вас есть гарнитура, компьютер с голосовой картой и подключение к интернету. Вам нужно связаться с человеком, который тоже имеет всё необходимое. Начать нужно с настройки программы NetMeeting, которая входит в комплект поставки Windows (в Windows XP она находится в папке Program Files/Netmeeting, но не выведена в главное меню).
После запуска Netmeeting нужно будет ввести персональные данные, настоятельно рекомендуется вводить реальные и полные данные, публиковаться они не будут, но вот вашему собеседнику помогут. Далее последует настройка наушников (громкости) и микрофона (чувствительности), с выбором типа соединения проблем не должно возникнуть. При модемном соединении лучше выбрать минимальную скорость (14400), это позволит сделать связь более надёжной.
Итак, Netmeeting настроен, можно его попробовать в деле. Договариваемся с другим собеседником о том:
- когда вы оба будете подключены к интернету;
- как вы друг-друга "найдёте";
- кто кого будет вызывать.
Netmeeting в качестве "номера телефона" использует IP-адрес собеседника, для того, чтобы позвонить, разумеется, нужно его знать. Если вы оба используете dial-up-соединение, то адрес выдаётся вам динамически, т.е. каждый раз другой (за редким исключением), поэтому нужно сообщать адрес при каждом подключении к интернету.
Сообщать адрес должен только тот, кого будут вызывать. Узнать IP-адрес собеседника (вызываемого) без его помощи будет на так просто, поэтому лучше иметь под рукой другое средство связи через интернет, например: ICQ, Windows Messenger или любой другой интернет-пейджер. Одному из собеседников нужно будет сообщить свой IP, после чего его можно будет вызвать. Узнать текущий IP-адрес можно по команде ipconfig.
Существенно упростить процедуру передачи информации об IP-адресе поможет Windows Messenger (бывший MSN Messenger). Дело в том, что он позволяет для выбранного контакта (пользователя) запросить соединение по Netmeeting. При этом Messenger сам определит IP-адрес вашего собеседника, запустит Netmeeting и укажет ему полученный адрес. Для этого достаточно кликнуть правой кнопкой на нужном контакте и запросить соединение по Netmeeting. Однако этот метод недоступен пользователям Windows XP, дело в том, что Microsoft решила, что вместо Netmeeting все пользователи Windows Messenger (только для XP) должны пользоваться голосовыми функциями самого Messenger'а. Проблема в том, что голосовые функции Messenger'а рассчитаны на широкополосные (от 128kbsp) каналы связи, а на медленных каналах использовать их практически невозможно.
Имейте в виду, что для связи по Netmeeting подходит не всякое подключение к интернету, например, если хотя бы один из собеседников находится за сетевым экраном (файерволом), то связь установить не удастся. Также невозможно будет использовать соединение, которое работает через NAT (трансляцию сетевых адресов). Практически все компании используют или ту или другую, или обе эти технологии сразу, так что из внутренней сети работать через Netmeeting с собеседником, который находится в интернете, невозможно. Идеально подходит вариант, когда вы подключаетесь к провайдеру через коммутируемое соединение и получаете внешний IP-адрес.
Итак, вы и ваш себеседник подключены к интернету, Netmeeting'и запущены, вам известен адрес вашего собеседника. Вводим IP в Netmeeting, нажимаем кнопку с изображением телефонного аппарата. Если всё нормально, то через несколько секунд установится соединение, и вы сможете разговаривать. Для завершения разговора нужно нажать кнопку с изображением "положить трубку".
Только не вздумайте во время разговора пытаться ещё и по веб-сайтам бродить и, тем более, что-то скачивать, получите, как минимум, перерывы в общении, максимум - разрыв разговора. Вообще, при использовании Netmeeting лучше не запускать никаких других сетевых приложений, за исключением разве что ICQ или другого интернет-пейджера. Дело в том, что сетевые приложения могут загрузить канал, образованный модемным соединением, и серьёзно испортить качество связи.
Разумеется, для того, чтобы пользоваться таким средством связи, нужно к нему привыкнуть (обычно, к некоторым задержкам) и получить некоторый опыт. Но, в общем и целом, вам решать - стоит ли игра свеч. Основная идея - сэкономить на международных звонках.
Несколько слов о качестве связи. Есть два параметра, которые определяют качество связи при IP-телефонии: равномерность потока пакетов и задержки при их передаче. Равномерность потока - это способность результирующего канала (т.е. логического канала от одного собеседника к другому) стабильно пропускать поток голосовых пакетов, не задерживая и не сбрасывая их порции. На самом деле для передачи голоса вполне достаточно канала в 9600-14400 bps (bits per second - бит в секунду), что предоставляют практически все модемы, но на практике в интернете бывают временные "потери связи", которые выражаются в перерывах связи по IP-телефонии.
Второй параметр - задержки. Если они слишком высоки, то вы будете весьма некомфортно чувствовать себя при разговоре. Ну представьте себе, что собеседник будет слышать вас только через секунду после того, как произнесли слово, равно как и вы его. Очень неприятно, поверьте мне.
Несколько слов о выборе провайдера. Поскольку международные каналы принадлежат "Белтелекому", то именно его dial-up и будет самым подходящим, но он, к сожалению, не так дешев и не всегда свободен. На практике вполне реально работать и через некоторых "независимых" провайдеров.
Помимо передачи голоса, Netmeeting предоставляет дополнительные функции: передача "живого" видео, совместное использование приложения (или всего рабочего стола), чат, передача файлов. Эти функции больше подходят корпоративным клиентам, и об этом речь пойдёт в следующей статье.
© 2002 Алексей ГРЕЧАНИНОВ
Горячие темы