В конце прошлого года мы сообщали (см. "КВ" № 46/2001) об открытии белорусского представительства российской компании "СофтЛайн" (www.softline.by), занимающейся продажей широкого спектра лицензионного программного обеспечения известных зарубежных и отечественных разработчиков. С тех пор прошло уже несколько месяцев, и мы решили обратиться к заместителю директора - Андрею Овсейко, чтобы задать несколько вопросов о сегодняшнем состоянии и перспективах рынка лицензионного программного обеспечения в нашей стране.
Сергей ДМИТРИЕВ
- Итак, Ваше мнение по поводу сегодняшнего состояния и перспектив рынка лицензионного программного обеспечения в Беларуси?
- На мой взгляд, этот рынок еще только формируется. Нормальный рынок - это когда есть нормальный спрос и нормальное предложение.
С этой точки зрения, спрос именно на лицензионное программное обеспечение у нас еще недостаточно выражен. Причин тому можно назвать, как минимум, три. Прежде всего это, конечно, финансовые сложности, когда предприятие просто не имеет средств на подобные приобретения. Также свою роль играют и определенные психологические факторы. Например, ни у кого не вызывает сомнений то обстоятельство, что за компьютер нужно платить, поскольку это вещь вполне конкретная и осязаемая. А вот компьютерная программа - это уже из области некой виртуальной реальности, ее невозможно вот так вот просто посмотреть, пощупать и т.д. Отсюда и невольное впечатление, что и платить то вроде не за что. Наконец, влияет и определенный менталитет ряда пользователей, тех же сисадминов, руководителей предприятий и т.д., которые рассуждают примерно следующим образом: зачем платить, если можно такую же программу взять у кого-нибудь из знакомых бесплатно либо по дешевке купить пиратскую копию.
С другой стороны, не было и нормального предложения, точнее, было, но немного. Программное обеспечение до недавнего времени поставлялось, в основном, крупными системными интеграторами в комплексе с поставкой оборудования и выполнением работ по внедрению тех или иных информационных проектов. Либо некоторые фирмы предлагали отдельные программные продукты - чаще всего Microsoft, затем антивирусные пакеты или специализированные пакеты типа бухгалтерии, САПР и т.п. Однако ни одна белорусская компания не предлагала широкого спектра программного обеспечения. Это, кстати, и явилось одной из причин открытия нашего представительства.
Сейчас ситуация на рынке постепенно меняется, и я уверен, что в скором времени рынок ПО будет сформирован, и правила взаимодействия разработчиков, продавцов и пользователей на нем тоже будут цивилизованные.
- На чем основывается такое мнение?
- Во-первых, определенные события происходят на государственном уровне. В частности, наша страна готовится к вступлению во Всемирную торговую организацию (ВТО), где одним из условий является соблюдение правовых норм охраны интеллектуальной собственности. Кроме того, Беларусь уже ратифицировала Конвенцию о защите прав интеллектуальной собственности и, насколько нам известно, дано поручение соответствующим учреждениям и ведомствам привести внутреннее законодательство в этой области в соответствие с данной Конвенцией. Например, в нашем Гражданском кодексе есть понятие интеллектуальной собственности, но не упоминается программное обеспечение, а, в основном, речь идет об аудио- и видеопродукции.
Во-вторых, усиливаются опасения самих пользователей по поводу возможных проверок, санкций и т.д., как это уже случалось в России. Или взять хотя бы тот же случай с Украиной. 23 января этого года США объявили о введении экономических санкций, если не будут предприняты меры по борьбе с распространением пиратского ПО. И буквально через несколько дней - 30 января - вышел специальный Указ президента Украины о борьбе с пиратством. В результате, в частности, закрылись многие компьютерные клубы, а поток заказов в головной офис нашей компании увеличился настолько, что продуктов Мicrosoft просто не хватало.
Наши клубы тоже, наверное, уже задумываются о своем будущем, поскольку недавно было несколько запросов по ценовым характеристикам. Кроме того, некоторые из наших предприятий уже сталкивались с неприятностями подобного рода. Например, пользуясь пиратским ПО и пытаясь сделать апгрейд через сайт Microsoft, они могут попасть в "черный список", после чего руководство предприятия получит письмо с предупреждением о недопустимости использования нелегальных программ.
- Насколько мне известно, похожие письма получили недавно и владельцы многих белорусских электронных магазинов, а также администрация торговой площадки Shop.by, в которых содержались предупреждения об ответственности за торговлю контрафактной продукцией. Но есть ли у нас и позитивные примеры, иначе говоря, кто сейчас в Беларуси покупает лицензионное ПО?
- К приобретению лицензионного программного обеспечения стремятся, в первую очередь, государственные учреждения, которые в большей мере, чем другие, не хотели бы каких-то юридических неприятностей. Они либо закупают новые программы, либо лицензируют уже имеющиеся. Изменились и приоритеты: если раньше основные средства направлялись на приобретение компьютеров и периферии, то теперь во многих случаях сумма затрат на софт стала более заметной.
Если же говорить о конкретных предприятиях, то можно назвать предприятия Минсельхозпрода, которые недавно приобрели большую партию программ для своих структурных подразделений.
Вторую группу покупателей образуют крупные коммерческие предприятия, производящие продукцию на экспорт. А это развитый рынок, который требует, чтобы все, что связано с автоматизацией, было выполнено на лицензионном ПО. К ним примыкают представительства иностранных компаний либо предприятия с участием иностранного капитала, для которых все это просто в порядке вещей.
Еще одна группа покупателей, с которыми мы успели поработать со времени открытия белорусского представительства, - это страховые и информационно-издательские компании. Последние, в частности, весьма активно приобретают такие продукты, как системы резервного копирования и восстановления данных, поскольку для них весьма важно иметь актуальную копию своей информационной базы, причем даже не 2-3-дневной давности, а буквально день в день.
Покупают, конечно, и банки, и финансовые учреждения. Наконец, особая группа покупателей - это научные и учебные заведения, библиотеки, медицинские учреждения, для которых практически у всех вендоров есть значительные скидки, доходящие порой до 70% от стоимости коммерческой версии.
- Как Вы оцениваете общий объем белорусского рынка лицензионного ПО?
- В Беларуси сейчас действует порядка 10 крупных системных интеграторов, которые, как я уже говорил, поставляют ПО в комплексе с оборудованием и услугами, Добавим сюда еще примерно столько же фирм, продающих отдельные программы.
В итоге, по разным данным, белорусский рынок лицензионного ПО составляет в целом порядка $2-3 млн. в год. Для сравнения - в прошедшем 2001 году в России оборот только нашей головной московской компании составил примерно $5 млн. Так что, в Беларуси потенциал роста есть - и достаточно большой.
- Несколько слов о сегодняшних ценовых характеристиках программных продуктов?
- Если взять наиболее известные системы, такие, например, как новые Windows XP и Office XP, то их стоимость сейчас находится в следующих диапазонах: коробочный вариант русскоязычной Windows XP Pro - $200-250, Office XP Pro русскоязычный коробочный вариант для рабочей станции - $400, OEM-вариант - $150-170 на одну рабочую станцию.
- Когда мы говорим о лицензионном программном обеспечении, то неизбежно возникает вопрос: что, собственно, представляют собой подобные лицензии?
- В переводе с латинского licentia означает "право", "разрешение". Другими словами, пользователь покупает не саму программу, а право пользования ею.
На сегодняшний день наиболее распространены два вида лицензий - коробочная и OEM. Думаю, пояснять их не надо. Кроме того, у разных разработчиков могут быть и свои дополнительные варианты лицензирования. Например, у Microsoft есть еще 2 вида лицензий: так называемая Open License - которая ориентирована на корпоративных пользователей и по условиям которой в первый раз необходимо приобрести не менее 5 копий того или иного продукта, а затем уже можно докупать по мере необходимости; еще один вариант - Open Subscription License, которая во многом похожа на приобретение ПО на условиях лизинга.
- Еще один вопрос, который также логически вытекает из разговоров о лицензионном ПО, - о возможностях технического сопровождения легальных пользователей. Как это обычно решается?
- Если говорить о готовых решениях, к которым, собственно, и относится лицензионное ПО, то, как правило, разработчиками и продавцами предусматриваются такие формы работ, как консультации по выбору программных продуктов, их установке и корректной работе. Кроме того, организуется распространение необходимой информации для пользователей, где в качестве примера можно привести наш бесплатный каталог ПО "SoftLine-direct". Сюда же входит и поставка различных сервис-паков, демо- или триал-версий для апробирования, которые являются практически полнофункциональными версиями программных продуктов, но с ограниченным сроком работы. Наконец, организуются учебные центры, где проводятся соответствующие учебные курсы и семинары, вплоть до сертификации специалистов.
- И в заключение - о тенденциях и перспективах развития рынка лицензионного ПО в нашей стране…
- В отношении перспектив, в первую очередь, обнадеживает идущая полным ходом компьютеризация жизни. Использование ПК становится повседневным делом, спрос на технику и программное обеспечение растет. Еще одна тенденция - сейчас большинство фирм, занимающихся собственной сборкой и продажей персональных компьютеров, перестали устанавливать на эти машины нелицензионное программное обеспечение, хотя ранее инсталлировался полный комплект программ, от операционной системы и офиса до утилит. Исходя из этого, уже сейчас можно сказать, что постепенно белорусский рынок ПО становится более цивилизованным.
Беседовал Сергей ДМИТРИЕВ
Комментарии
Заходим на сайт софтлайна и смотрим, что они продают. Ага! ASPLinux продают. В Поставку этого дистрибута входит 30-дневная поддержка. Но на сайте софтлайна написато: "30 дней технической поддержки от компании ASPLinux." Т.е. за техподдержкой я должен обращаться в другое государство (пусть даже и союзное). Значит, если я куплю что-то мелкософтовское, я должен буду в штаты за поддержкой обращаться?
Я понимаю, когда, скажем, представительство фольксваггена не обслуживает по гарантии машины, купленные, например, в Чехии. Но ситуацию, когда я куплю в Минске на, скажем, Мазда Холпи машину, а за сервисом поеду в Германию или Японию мне не понятна.
Так вот, господа софтлайновцы, для начала наладьте сервисное обслуживание продаваемой вами продукции а потом уже сетуйте на то, что никто не хочет покупать лицензионный софт. Я знаю многих и многих, которые хотят покупать лицензионный софт, но! И получать вместе с софтом должную поддержку от продавца. Вы же, по сути, на данном этапе занимаетесь обычной перепродажей (спекуляцией), потому как ни за качество товара не отвечаете, ни за его комплектность.