Рынок лицензионного ПО в Беларуси

В конце прошлого года мы сообщали (см. "КВ" № 46/2001) об открытии белорусского представительства российской компании "СофтЛайн" (www.softline.by), занимающейся продажей широкого спектра лицензионного программного обеспечения известных зарубежных и отечественных разработчиков. С тех пор прошло уже несколько месяцев, и мы решили обратиться к заместителю директора - Андрею Овсейко, чтобы задать несколько вопросов о сегодняшнем состоянии и перспективах рынка лицензионного программного обеспечения в нашей стране.

Сергей ДМИТРИЕВ


- Итак, Ваше мнение по поводу сегодняшнего состояния и перспектив рынка лицензионного программного обеспечения в Беларуси?

- На мой взгляд, этот рынок еще только формируется. Нормальный рынок - это когда есть нормальный спрос и нормальное предложение.

С этой точки зрения, спрос именно на лицензионное программное обеспечение у нас еще недостаточно выражен. Причин тому можно назвать, как минимум, три. Прежде всего это, конечно, финансовые сложности, когда предприятие просто не имеет средств на подобные приобретения. Также свою роль играют и определенные психологические факторы. Например, ни у кого не вызывает сомнений то обстоятельство, что за компьютер нужно платить, поскольку это вещь вполне конкретная и осязаемая. А вот компьютерная программа - это уже из области некой виртуальной реальности, ее невозможно вот так вот просто посмотреть, пощупать и т.д. Отсюда и невольное впечатление, что и платить то вроде не за что. Наконец, влияет и определенный менталитет ряда пользователей, тех же сисадминов, руководителей предприятий и т.д., которые рассуждают примерно следующим образом: зачем платить, если можно такую же программу взять у кого-нибудь из знакомых бесплатно либо по дешевке купить пиратскую копию.

С другой стороны, не было и нормального предложения, точнее, было, но немного. Программное обеспечение до недавнего времени поставлялось, в основном, крупными системными интеграторами в комплексе с поставкой оборудования и выполнением работ по внедрению тех или иных информационных проектов. Либо некоторые фирмы предлагали отдельные программные продукты - чаще всего Microsoft, затем антивирусные пакеты или специализированные пакеты типа бухгалтерии, САПР и т.п. Однако ни одна белорусская компания не предлагала широкого спектра программного обеспечения. Это, кстати, и явилось одной из причин открытия нашего представительства.

Сейчас ситуация на рынке постепенно меняется, и я уверен, что в скором времени рынок ПО будет сформирован, и правила взаимодействия разработчиков, продавцов и пользователей на нем тоже будут цивилизованные.

- На чем основывается такое мнение?

- Во-первых, определенные события происходят на государственном уровне. В частности, наша страна готовится к вступлению во Всемирную торговую организацию (ВТО), где одним из условий является соблюдение правовых норм охраны интеллектуальной собственности. Кроме того, Беларусь уже ратифицировала Конвенцию о защите прав интеллектуальной собственности и, насколько нам известно, дано поручение соответствующим учреждениям и ведомствам привести внутреннее законодательство в этой области в соответствие с данной Конвенцией. Например, в нашем Гражданском кодексе есть понятие интеллектуальной собственности, но не упоминается программное обеспечение, а, в основном, речь идет об аудио- и видеопродукции.

Во-вторых, усиливаются опасения самих пользователей по поводу возможных проверок, санкций и т.д., как это уже случалось в России. Или взять хотя бы тот же случай с Украиной. 23 января этого года США объявили о введении экономических санкций, если не будут предприняты меры по борьбе с распространением пиратского ПО. И буквально через несколько дней - 30 января - вышел специальный Указ президента Украины о борьбе с пиратством. В результате, в частности, закрылись многие компьютерные клубы, а поток заказов в головной офис нашей компании увеличился настолько, что продуктов Мicrosoft просто не хватало.

Наши клубы тоже, наверное, уже задумываются о своем будущем, поскольку недавно было несколько запросов по ценовым характеристикам. Кроме того, некоторые из наших предприятий уже сталкивались с неприятностями подобного рода. Например, пользуясь пиратским ПО и пытаясь сделать апгрейд через сайт Microsoft, они могут попасть в "черный список", после чего руководство предприятия получит письмо с предупреждением о недопустимости использования нелегальных программ.

- Насколько мне известно, похожие письма получили недавно и владельцы многих белорусских электронных магазинов, а также администрация торговой площадки Shop.by, в которых содержались предупреждения об ответственности за торговлю контрафактной продукцией. Но есть ли у нас и позитивные примеры, иначе говоря, кто сейчас в Беларуси покупает лицензионное ПО?

- К приобретению лицензионного программного обеспечения стремятся, в первую очередь, государственные учреждения, которые в большей мере, чем другие, не хотели бы каких-то юридических неприятностей. Они либо закупают новые программы, либо лицензируют уже имеющиеся. Изменились и приоритеты: если раньше основные средства направлялись на приобретение компьютеров и периферии, то теперь во многих случаях сумма затрат на софт стала более заметной.

Если же говорить о конкретных предприятиях, то можно назвать предприятия Минсельхозпрода, которые недавно приобрели большую партию программ для своих структурных подразделений.

Вторую группу покупателей образуют крупные коммерческие предприятия, производящие продукцию на экспорт. А это развитый рынок, который требует, чтобы все, что связано с автоматизацией, было выполнено на лицензионном ПО. К ним примыкают представительства иностранных компаний либо предприятия с участием иностранного капитала, для которых все это просто в порядке вещей.

Еще одна группа покупателей, с которыми мы успели поработать со времени открытия белорусского представительства, - это страховые и информационно-издательские компании. Последние, в частности, весьма активно приобретают такие продукты, как системы резервного копирования и восстановления данных, поскольку для них весьма важно иметь актуальную копию своей информационной базы, причем даже не 2-3-дневной давности, а буквально день в день.

Покупают, конечно, и банки, и финансовые учреждения. Наконец, особая группа покупателей - это научные и учебные заведения, библиотеки, медицинские учреждения, для которых практически у всех вендоров есть значительные скидки, доходящие порой до 70% от стоимости коммерческой версии.

- Как Вы оцениваете общий объем белорусского рынка лицензионного ПО?

- В Беларуси сейчас действует порядка 10 крупных системных интеграторов, которые, как я уже говорил, поставляют ПО в комплексе с оборудованием и услугами, Добавим сюда еще примерно столько же фирм, продающих отдельные программы.

В итоге, по разным данным, белорусский рынок лицензионного ПО составляет в целом порядка $2-3 млн. в год. Для сравнения - в прошедшем 2001 году в России оборот только нашей головной московской компании составил примерно $5 млн. Так что, в Беларуси потенциал роста есть - и достаточно большой.

- Несколько слов о сегодняшних ценовых характеристиках программных продуктов?

- Если взять наиболее известные системы, такие, например, как новые Windows XP и Office XP, то их стоимость сейчас находится в следующих диапазонах: коробочный вариант русскоязычной Windows XP Pro - $200-250, Office XP Pro русскоязычный коробочный вариант для рабочей станции - $400, OEM-вариант - $150-170 на одну рабочую станцию.

- Когда мы говорим о лицензионном программном обеспечении, то неизбежно возникает вопрос: что, собственно, представляют собой подобные лицензии?

- В переводе с латинского licentia означает "право", "разрешение". Другими словами, пользователь покупает не саму программу, а право пользования ею.

На сегодняшний день наиболее распространены два вида лицензий - коробочная и OEM. Думаю, пояснять их не надо. Кроме того, у разных разработчиков могут быть и свои дополнительные варианты лицензирования. Например, у Microsoft есть еще 2 вида лицензий: так называемая Open License - которая ориентирована на корпоративных пользователей и по условиям которой в первый раз необходимо приобрести не менее 5 копий того или иного продукта, а затем уже можно докупать по мере необходимости; еще один вариант - Open Subscription License, которая во многом похожа на приобретение ПО на условиях лизинга.

- Еще один вопрос, который также логически вытекает из разговоров о лицензионном ПО, - о возможностях технического сопровождения легальных пользователей. Как это обычно решается?

- Если говорить о готовых решениях, к которым, собственно, и относится лицензионное ПО, то, как правило, разработчиками и продавцами предусматриваются такие формы работ, как консультации по выбору программных продуктов, их установке и корректной работе. Кроме того, организуется распространение необходимой информации для пользователей, где в качестве примера можно привести наш бесплатный каталог ПО "SoftLine-direct". Сюда же входит и поставка различных сервис-паков, демо- или триал-версий для апробирования, которые являются практически полнофункциональными версиями программных продуктов, но с ограниченным сроком работы. Наконец, организуются учебные центры, где проводятся соответствующие учебные курсы и семинары, вплоть до сертификации специалистов.

- И в заключение - о тенденциях и перспективах развития рынка лицензионного ПО в нашей стране…

- В отношении перспектив, в первую очередь, обнадеживает идущая полным ходом компьютеризация жизни. Использование ПК становится повседневным делом, спрос на технику и программное обеспечение растет. Еще одна тенденция - сейчас большинство фирм, занимающихся собственной сборкой и продажей персональных компьютеров, перестали устанавливать на эти машины нелицензионное программное обеспечение, хотя ранее инсталлировался полный комплект программ, от операционной системы и офиса до утилит. Исходя из этого, уже сейчас можно сказать, что постепенно белорусский рынок ПО становится более цивилизованным.

Беседовал Сергей ДМИТРИЕВ

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

13 за 2002 год

Рубрика: 

Эксклюзивное интервью
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!

Комментарии

Аватар пользователя Alex
Я, как профессиональный продавец дисков для "домашних" пользователей CD-Rom (5 лет), считаю, что резкий переход на лицензионную продукцию может только усугибить сегодняшнее положение на рынке. Нет, я не за пиратство, даже напротив. Просто, в силу множества причин, переходить к легальному рынку нужно постепенно.
Аватар пользователя VitFil
хэх...

Заходим на сайт софтлайна и смотрим, что они продают. Ага! ASPLinux продают. В Поставку этого дистрибута входит 30-дневная поддержка. Но на сайте софтлайна написато: "30 дней технической поддержки от компании ASPLinux." Т.е. за техподдержкой я должен обращаться в другое государство (пусть даже и союзное). Значит, если я куплю что-то мелкософтовское, я должен буду в штаты за поддержкой обращаться?

Я понимаю, когда, скажем, представительство фольксваггена не обслуживает по гарантии машины, купленные, например, в Чехии. Но ситуацию, когда я куплю в Минске на, скажем, Мазда Холпи машину, а за сервисом поеду в Германию или Японию мне не понятна.

Так вот, господа софтлайновцы, для начала наладьте сервисное обслуживание продаваемой вами продукции а потом уже сетуйте на то, что никто не хочет покупать лицензионный софт. Я знаю многих и многих, которые хотят покупать лицензионный софт, но! И получать вместе с софтом должную поддержку от продавца. Вы же, по сути, на данном этапе занимаетесь обычной перепродажей (спекуляцией), потому как ни за качество товара не отвечаете, ни за его комплектность.

Аватар пользователя mike
Ну зачем же так? Я вот купил софт в "Фитоне" (Москва), глюков немеряно, но - поддерживают (обновляют бесплатно) и даже консультируют по телефону. Самое то!