Первое моё знакомство с виртуальной реальностью осуществилось благодаря небезызвестной игровой приставке Dendy. Затем на моём столе появился ПК, а вместе с ним и новые игры. Однако всю радость от значительно улучшившихся графики и звука омрачало неудобное управление с клавиатуры. Тогда я не мог не вспомнить о джойстике. Ведь это нехитрое устройство, отличаясь своей относительной дешевизной, даёт не только лёгкость в управлении, но и спасает многострадальные "стрелки" клавиатуры от износа. То есть, покупая джойстик сейчас, вам не придётся через год или два платить те же деньги за новую клавиатуру (что сделала реклама с моей речью…). Ну, вроде всё ясно - бери деньги да беги в магазин. Только вот удерживали меня от этого шага пара обстоятельств. Дело в том, что практически все джойстики для ПК, представленные на нашем рынке, выполнены в виде аналоговых манипуляторов, которые, обеспечивая прекрасное управление в различных симуляторах, не совсем удобны в динамичных играх (об этом - ниже). А во-вторых, одним джойстиком мне ограничиваться не хотелось, потому как соревноваться в ловкости ума и рук хотелось не только с компьютером, но и с людьми. А такого варианта мне, опять же, найти не удалось. Поэтому, подогреваемый возможностью сэкономить десятку-другую денег, я предпринял попытку подключить к игровому порту ПК пару гэймпэдов от Dendy. Как ни странно, это у меня получилось.
Взаимодействие джойстика с компьютером осуществляется посредством Game/MIDI-порта (находится на звуковой плате рядом с аудиогнёздами), к которому можно подключить до двух манипуляторов. Как видно из рис. 1, с контактов 1, 8, 9 снимается питающее напряжение 5 В; 4, 5 - общий провод; к 2, 7 и 10, 14 подключаются кнопки A1, B1 (1-й джойстик) и A2, B2 (2-й джойстик); 12, 15 - выход и вход MIDI (порт используется для подключения как игровых, так и MIDI-устройств); к контактам 3, 6 и 11,13 подключаются, соответственно, переменные резисторы R3, R4 (1-й дж.) и R1, R2 (2-й дж.), служащие для изменения координат X и Y в аналоговых манипуляторах. Всё достаточно просто.
Вообще джойстики бывают с пропорциональным (аналоговым) и дискретным управлением. В первом случае наблюдается зависимость какого-либо действия от угла наклона рукоятки джойстика. К примеру, угол поворота автомобиля в автосимуляторах при наклоне рукоятки в сторону будет зависеть от величины этого наклона, а скорость - от положения рукоятки относительно горизонтальной оси. Конструктивно это достигается расположением внутри джойстика двух переменных резисторов, движки которых связаны с рукояткой. При отклонении последней по одной оси изменяется сопротивление первого резистора, по другой - второго. В дискретных манипуляторах переменные резисторы заменены микропереключателями. Поэтому плавное управление у них отсутствует. Кроме рукоятки (крестика), стандартный джойстик имеет две и более кнопок, на которые можно назначить какие-либо дополнительные действия.
Из-за более сложной конструкции такие преимущества пропорциональных джойстиков, как плавность и точность управления в различных симуляторах, одновременно оборачиваются недостатками в играх, требующих от игрока мгновенной реакции на изменение ситуации. С трудом представляется управление при помощи аналогового манипулятора в какой-нибудь динамичной "стрелялке". После пары дней активных боевых действий рукоятка и корпус джойстика могут перестать существовать как единое целое. Значительно удобней и надёжней в играх подобного плана дискретные манипуляторы. Их простота позволяет без особых усилий доработать гэймпэд от игровой видеоприставки в джойстик для ПК.
От старой конструкции манипулятора потребуются только корпус, кнопки и их контакты. Поэтому можно использовать джойстик с испорченной электроникой. Все проводники, идущие к контактам кнопок и крестика, нужно перерезать, а вместо них подпаять схему, собранную по рис. 2.
Схема несложная, поэтому собрать её может даже человек, не сильно сведущий в радиоэлектронике. Все элементы, включая разъем для Game-порта, можно приобрести на радиорынке в Ждановичах. По приведённой схеме к игровому порту можно подключить два джойстика. Однако в этом случае на каждый манипулятор приходится по две кнопки, что в ряде игр недостаточно. Поэтому, если вам достаточно и одного джойстика, то можно увеличить количество кнопок в устройстве до четырёх. Для этого используются контакты разъёма, предназначенные для кнопок A2 и B2 второго манипулятора (10 и 14 контакт). Для соединения гэймпэда с разъёмом нужен 6-жильный кабель (в случае с четырьмя кнопками - 8-жильный).
Если вы всё сделали правильно, то джойстик должен заработать сразу (лично у меня так и произошло). Для того, чтобы в этом удостовериться, кликните по разделу "Игровые устройства" Панели управления. Нажмите кнопку "Добавить" и в появившемся списке выберите "Джойстик (2 оси и 2 кнопки)" или "Джойстик (2 оси и 4 кнопки)". После этого нажмите кнопку "Свойства" и выполните калибровку манипулятора. Откалибровав джойстик, выбираем закладку "Проверка" и, нажимая на кнопки и крестик устройства, удостоверяемся в его полной работоспособности.
Теперь стандартное для статей подобного плана предупреждение: если вы не уверены в своих силах, а с паяльником знакомы лишь понаслышке, то не рискуйте. Несмотря на то, что звуковая карта - не самое дорогое устройство в ПК, вряд ли вы обрадуетесь, обнаружив что из-за вашей неосторожности она вышла из строя.
Сергей ШИРКО
Комментарии
Страницы
На сколько мне известно сделать к "Игровому порту" джойстик с ОС практически невозможно.
to Freeman
Нужно точнее указывать, в чём не разобрался.
Помогите люди!!!! Что делать?????
Буду благодарен за оказанную помощь
В ближайшее время постараюсь рассказать на страницах"КВ" о том, как подключить джойстик к ПК не только от приставок Sega, но и от Sony Playstation, Super Nintendo и др. При этом должны работать все кнопки и манипуляторы, присутствующие на джойстиках.
to DDV и Михаил
Лично подключу ещё раз и проверю. О результатах сообщу.
Страницы