Дожить бы до каменного века!

Главная проблема КТ - последствия

У специалистов в области компьютерных технологий даже сама формулировка главной проблемы КТ - невозможность обеспечить ключевое разделение труда (см. КВ №19) - может вызвать внутренний протест: неужели еще вообще существует нечто, чего современные КТ не могут, причем даже в принципе? Здесь нужно пояснение: речь идет не о конкретной задаче по обработке данных, которую нужно решить, а об организации ее решения. Но эта организация на сегодняшний день сохранилась в таком же виде, в каком она существовала еще во времена допотопных компьютеров, а именно: постановка задачи, программирование, отладка, испытания, сдача в эксплуатацию.

Это означает, что вначале пользователь должен четко определить, что ему нужно, но об этом он, как правило, имеет весьма смутное представление, и требуется немало времени, чтобы он согласовал все вопросы с разработчиком программы. Сам процесс программирования составляет лишь небольшую часть затрат времени (10-15%), необходимого на создание конкретной КТ. Неприятности подстерегают обе стороны на этапе сдачи КТ в эксплуатацию, причем их такое множество, что вряд ли возможно даже перечислить. Например, выясняется, что у заказчика нет возможности своевременно обеспечивать ввод нужных данных и поэтому требуется, чтобы задача решалась как бы задним числом, или неожиданно изменилась нормативная база, или время на выполнение некоторых вариантов запросов может измеряться уже в часах, и т.д., и т.п. Но даже когда КТ уже сдана в эксплуатацию, все равно неизбежно возникают ситуации, когда пользователю необходима квалифицированная помощь разработчика. Ситуация, нервирующая как разработчиков, так и пользователей, не меняется существенно, а лишь слегка сглаживается даже в случае применения серийных продуктов с адаптацией под заказчика.

Не менее удручающей особенностью традиционных КТ является настоятельная необходимость для разработчика глубоко вникать в проблемы пользователя, т.е. выходить далеко за рамки своей профессиональной деятельности. В этом смысле ходячее в обиходе сравнение с каменным веком здесь явно не годится, до каменного века нам еще нужно дожить! Разделение труда существовало даже у первобытных племен, а в нашем случае самое главное и ключевое разделение труда полностью отсутствует, поскольку пользователь может приступить к работе в рамках новой КТ только после того, как разработчик выполнил всю работу от начала до конца.

Следует также учитывать, что такая совсем не радужная ситуация возникает для очень ограниченного круга актуальных задач пользователей, но она становится и вовсе безнадежной с точки зрения возможностей применения КТ для решения задач управленцев, т.е. той категории производственного персонала, конечным продуктом деятельности которой является информация. Широко распространенным заблуждением является то, что невозможность создания КТ для управленцев объясняется недостаточными "интеллектуальными" возможностями современных компьютеров, в то время как действительная причина куда более простая и прозаическая: задачи управленцев имеют короткий жизненный цикл, т.е. связаны с необходимостью внесения изменений в КТ непосредственно в процессе их применения. Ясно, что при существующей организации время разработки КТ для управленцев будет превышать их жизненный цикл, а уж об их изменениях в процессе применения вообще говорить не приходится.

Другой разновидностью короткоживущей информации является реклама - информация о товарах, услугах и объявлениях. Поскольку традиционные КТ, по уже понятной причине, не в состоянии перерабатывать растущие как снежный ком объемы такой информации, то это становится проблемой, которая уже явственно дает о себе знать не только каждому человеку, но и обществу в целом. Традиционные КТ не только не могут снять эту проблему, но и, наоборот, пока только помогают этому удаву, мертвой хваткой обвившему все общество, разрастаться до невиданных размеров.

Казалось бы, решение этой проблемы уже есть - информационные сети общего доступа, в т.ч. Internet. Действительно, в этом случае должен эффективно сработать экономический механизм. Например, стоимость размещения строки объемом 50 символов в газете составляет примерно $5, при этом срок жизни этой информации - 1 неделя, но за те же $5 можно разместить в сети общего доступа объем информации в 500 Мб на 1 год. Однако, этот механизм не удастся задействовать даже в том случае, если у каждого на столе будет стоять компьютер, подсоединенный ко всем существующим информационным сетям. Для того, чтобы короткоживущая информация успела дойти до своего потребителя, необходимо большие объемы такой информации своевременно перерабатывать, чтобы обеспечить к ним быстрый доступ, а традиционные КТ, поддерживаемые только усилиями программистов, это сделать не в состоянии.

Что касается информационных ресурсов с относительно большим жизненным циклом, то они характеризуются не только своими гигантскими объемами, но и чрезмерной избыточностью, а также слабой структурированностью, не позволяющей получать на конкретные запросы исчерпывающую информацию. Поиск нужной информации напоминает поиск иголки в стоге сена. Даже если удастся на конкретный запрос получить всю имеющуюся информацию, объем ее будет, скорее всего, таким, что его просто будет невозможно прочитать за всю оставшуюся жизнь. Гипертекстовые технологии, использующие ссылки по ключевым словам, позволяют только убедиться, что количество ссылок чаще всего становится таким, что выходит за физические пределы возможностей не только пользователей, но и компьютеров. Издержки общества только на доступ к необходимой информации по своим размерам существенно дают о себе знать уже на уровне макроэкономических показателей, измеряемых в миллиардах и даже триллионах долларов. Такое положение не может оставаться вечно, и решение проблемы рано или поздно должно быть найдено. Но пока традиционное общественное сознание, по всей видимости, не только ничего не знает о главной проблеме КТ, но и, похоже, в упор не желает ее видеть. Поэтому на фоне только приведенных здесь фактов, сомнений больше не в том, существует ли главная проблема КТ, а в том, доживем ли мы до каменного века?

Юрий КРАСКОВ,
[email protected]

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

20 за 2000 год

Рубрика: 

Новые технологии
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!