Интернет-промоутеры и магазины on-line
Постепенно начинаем подводить итоги года...
Этот год можно считать переломным в области развития электронной коммерции. Причем налицо противостояние традиционных лэйблов с новомодными on-line-магазинами с дальнейшей реорганизацией или умерщвлением первых.
Но... начнем по порядку. Давайте поговорим о возможностях продажи музыкальных произведений. Это же можно применить к авторам книг, программных продуктов, изготовителям специфической продукции типа банков сэмплов, программных кодов, баз данных и т.п. Первое, что приходит в голову молодым музыкантам - это заключение контрактов с крутыми лэйблами, такими как BMG, Polygram и иже с ними. Другие рассчитывают на контракты с московскими фирмами типа "Союз", но это мы затрагивать не будем. Я считаю, что данная статья должна прежде всего помочь разобраться талантливым людям в третьей, новой, западной схеме - продажах через Интернет.
Пример таков: есть субъект N, выпускающий определенный продукт серьезного творчества, у нас сие ни раскрутки, ни больших тиражей не получит, это понятно. Остается уповать на Интернет или грядущую эру Савв Морозовых.
Анализируя сайты представителей стран СНГ, я пришел к выводу, что 80% из них имиджевые, и коэффициэнт коммерческой выгоды от них близок или равен нулю. Поэтому рассмотрим несколько современных западных схем Интернет-маркетинга.
Первое - это Интернет-промоутеры. Обычно все представляется в виде сайтовой структуры, которая включает в себя каталог имен, рекламной информации о них, рекламной информации о самом промоутере, список фирм и ассоциаций, сотрудничающих с ним. Очень похоже на наши корпорации, занимающиеся созданием сайтов и т.д. Интернет-промоутер предлагает Вам поместить информацию о себе на своем сайте и в списке рассылок от своего имени. Отдельно промоутер может предложить регистрацию выгодного в коммерческом отношении имени www.yourname.com, www.yourname.org. В большинстве своем эта услуга является платной. Поэтому, чтобы заключить соглашение, Вы должны перевести определенную сумму денег (от $100 до $500). Представителю группы сразу на сайте выкладывается контракт, где оговариваются пункты сотрудничества. Вот здесь и начинаются первые заковыки. У продвинутых промоутеров должно быть несколько схем контрактов для разного уровня музыкантов. Если контракт один, и он лежит на первой странице, то такого промоутера лучше обходить стороной. Второе, исходящее из предыдущего, если промоутер заинтересован в продажах и качественной рекламе, он не будет Вам выставлять сумму за регистрацию какого-либо имени. Это должно быть рабочим моментом с его стороны.
На цветном буклете одной молодой шведской группы я увидел логотип Интернет-промоутера, после чего нашел данного деятеля в Сети. Что же предстало предо мной? Сайт, сверстанный чуть ли не в Word (и, по-моему, проблемы с цветовосприятием), пару слов о группе на задворках и контракт чуть ли не на первой странице. Посещаемость крайне слабая (10-15 человек в день). Глядя на тираж буклета, я увидел цифру 1500 экз. То есть при рассылке данный буклет является бесплатной рекламой промоутера в количестве 1500 экз. Это не говоря о кассетах и CD - условие размещения логотипа было в контракте. Очевидно, данный промоутер вообще ничего не делает кроме того, что поместил контракт и большое количество рекламных фраз на сайте. И иногда "приверстывает" группы к сайту. Очень похоже на пирамиду...
Поняли. Третья и основная проблема, связанная с Интернет-промоутером, заключается в том, что он может не работать. Размытое определение: "Осуществление промоушна в сети Интернет" как обязанность со стороны промоутера ни о чем не говорит и говорить не может. Наличие громких имен на сайте типа BMG вполне может оказаться уткой или не до конца достоверной информацией (завуалированное присутствие). Часто это направлено на психологию неопытного музыканта, менеджера.
Поэтому Вашими требованиями должны быть: включение Вашего имени во все крупные поисковые системы, включение информации в электронные каталоги и печатные издания от них сформированные, постоянное отслеживание выгодных контрактов и предоставление Вам полной информации о них, плюс ведение статистики. Сейчас довольно распространенным явлением, особенно в российской Сети, являются якобы информационные каталоги. Поместить информацию о Вас они могут бесплатно, но, ставлю акцент, информацию о Вас. Речь о контактной информации не заходит. То есть, в систему входит человек, но для того, чтобы связаться с Вами или Вашим менеджерским отделом, он сначала свяжется с "электронным" менеджером. Наличие финансового "цензора" Вам не нужно. Это, естественно, вызывало много споров и родило соответствующее решение: промоутер создает Вам ящик электронной почты, и по клику на гипперссылку на сайте в качестве Subject (Темы) письма установлено From Promoter Site. Получается, что информация приходит Вам из первых рук, и Вы можете проследить эффективность работы промоутера и отдачу от Ваших вложений в Интернет.
Сайты промоутеров можно разделить как на чисто менеджерские, так и на имиджевые. На менеджерских сайтах выставлены полные адреса партнеров, включая e-mail. Имиджевые сайты больше напоминают каталог ссылок без контактных адресов. Вы пользуетесь им как навигатором и, естественно, обращаете внимание на имя промоутера, который Вам предоставил такую информацию. Это говорит прежде всего о разных уровнях и подходах. В первом случае промоутер не заинтересован в раскрутке своего ресурса и уже имеет свою сложившуюся сеть и поле деятельности. Второй же, наоборот, заинтересован только в раскрутке, и обычно для размещения линка на нем нужно или обменяться баннерами или перевести определенную сумму.
Это бич для СНГ-овских поисковых систем. Подумайте, размещая значок Rambler у себя на сайте, кому это более выгодно. Если у Вас на сайте нет слова "секс", то кликов оттуда на ресурс будет минимальное количество, а люди, заходя на сайт, будут видеть и значок Rambler в том числе, среди них могут быть и потенциальные рекламодатели. Теперь посмотрим на вопрос с другой стороны. Системно. Вы объединяетесь с родственными по смыслу сайтами в Сеть, обмениваетесь линками. В результате пользователь, выйдя на эту Сеть, придет и к Вам. И вместо одной системы контактов, доступных Вам только с одного сайта, появится более широкая.
Крупные западные поисковые системы не заставляют Вас помещать их логотип в ресурсе. Просто в этом нет необходимости - к ним идут, так как они самые крупные. Почувствовали разницу маркетинговых схем?
То, что я описал ранее, не должно иметь к Вам какого-либо отношения, так как сие, по сути, является головной болью промоутера. Хотя... у нас, как сказал один мой собеседник из Норвегии: "более широкие специальности и комбинаторные личности". Но когда хватаешься за многое, прогресса не наблюдается.
Мы рассмотрели схему Интернет-промоушна в виде отдельной структуры. Это выгодно, но имеет малое практическое значение.
В последнее время на европейских выставках и конференциях можно увидеть некие рекламные стенды, кои можно вычислить по большому количеству людей, столпившихся вокруг. Эти рекламные стенды несут в себе информацию об on-line-магазинах. Сейчас их несколько десятков и они уже объединены в систему. Надо сказать, что данная схема маркетинга уже практически достигла апогея в сфере продажи книг и печатных изданий. Большие книжные магазины и библиотеки связаны с Интернетом, и если Вы чего-либо не нашли на полках, продавец при условии оплаты может Вам сделать распечатку, не отходя от кассы, или же заказать книгу по почте. Выгодно?
При согласии сотрудничать с on-line-магазином в качестве автора Вам предоставляется контракт, в котором практически не упоминается о передаче авторских прав и предоставляется большое количество льгот, кои отсутствуют в обычном соглашении. Например, автор может сам выставлять свою цену на любой вид продукта. Прибыль делится в соотношениях 50/50% или 70/30% (70% - автору). Это наиболее часто встречающиеся соотношения. Электронный магазин сам занимается раскруткой, для чего требует бесплатно предоставить ему фрагмент произведения, например, одну песню из альбома, демо-версию программы и т.п. Помимо этого, то, что делают Интернет-промоутеры, является составной частью бизнеса продаж продукции on-line, то есть страничку с информацией о Вас все-таки сделают.
Теперь переносим рынок книг на музыку и вставляем вместо слова "книжный магазин" - "музыкальный". Так где здесь перелом? И раньше существовали "товары - почтой". Любой on-line-магазин является "товарами - почтой", пока у него нет большой сети распространения. Когда появляется система, являющаяся доступной в простом магазине, то матрицу CD могут отписать и там. Это мне кажется гораздо большей причиной давнишнего противостояния ассоциации RIAA и распространителей МР3, чем просто отсутствие контроля в сфере авторских прав.
Сейчас достаточно поставить в магазине сервер с хорошим каналом и CD-writer. И пользователь сможет приобретать практически любой продукт, начиная от музыки и программ и заканчивая книгами. Это очень быстро окупается. Как Вы поняли, каждый элемент механизма, начиная от создания сайта с МР3 и заканчивая созданием реального магазина, достаточно прост в реализации.
Автор имеет, как минимум, 50% от выставленной цены, что гораздо больше, чем то, что могут предложить лэйблы. Поэтому следующим этапом должен быть переход TOP-звезд к данной схеме распространения. Здесь может быть много подводных течений, включающих альянсы и RIAA, но серьезные музыканты и менеджеры уже подумывают над новой маркетинговой схемой. Если переход произойдет, то система on-line сразу же станет доминирующей.
Уже в новом, 2000-м, году мы рассмотрим и проанализируем несколько видов контрактов и продолжим данную тему.
Кристофер М. ИХИХО,
chris_ih@mail.ru
Горячие темы