Описывать бухгалтерскую программу, рассказывая о том, что она позволяет вести журнал хозяйственных операций, аналитический учет и рассчитывать налоги - все равно, как рекламировать автомобиль, утверждая, что он может ездить. Совсем другое дело - показать возможности, выгодно выделяющие данный продукт среди подобных на рынке.
Не секрет, что планирование дела является необходимым условием успеха. Собираетесь вы приобрести свечной заводик под Самарой или осчастливить город еще одной коммерческой палаткой, всегда полезно трезво оценить ожидаемые поступления, учесть предстоящие расходы и не забыть о родном государстве, которое тут как тут в лице налогового инспектора. В противном случае как бы не пришлось после удивляться: вроде, и мешок впрок заготовил, и лопатку приобрел - зелененькие загребать, а не пригодились.
Конечно, планирование предприятия, требующего многомиллионных инвестиций, потребует соответствующего программного обеспечения. Но если масштабы скромнее, использовать громоздкую систему - все равно, что палить по воробьям из пушки. Да и стоить она может столько, сколько оцениваемый проект не принесет и за год. В таком случае хорошо иметь несложную программу, позволяющую учесть несколько десятков параметров, рассчитать налоги и получить оформленные отчеты.
Блок бизнес-анализа программы Анжелика-Бухгалтер как раз предназначен для решения подобных задач. Его интегрированность в систему бухучета с одной стороны позволяет руководителю в процессе планирования иметь доступ к данным бухгалтерии, а с другой - бухгалтеру, если поступит соответствующая директива сверху, не придется привыкать к новой программе - в рамках единой системы все знакомо и понятно.
Схема анализа, реализованная в программе Анжелика-Бухгалтер, включает следующие шаги: определение всех доходных и расходных статей проекта, ввод налоговых формул, задание ожидаемых величин доходов и расходов за конкретный период и, наконец, расчет зависимых параметров и налогов за весь или за часть этого периода. При этом каждая статья доходов или расходов (в терминологии программы - класс) может включать подклассы, таким образом можно организовать двухуровневую иерархию. Например, поступления могут состоять из наличных и безналичных. Оплата труда может включать фиксированную ставку, различного рода доплаты и удержания, больничные, отпускные и т.п. Конечным результатом, после произведения расчета, будет суммарный доход проекта, общие затраты и чистая прибыль или убыток. Как повезет.
Поскольку наилучший способ продемонстрировать возможности - сделать это на конкретном примере, в качестве такового попробуем определить, насколько стоящее это дело - софтверный бизнес на территории одной отдельно взятой республики в эпоху рыночного социализма.
Итак, попытаемся продавать программу печати платежных документов. Программа уже написана и оттестирована, технология изготовления упаковки из подручных материалов (бумага, ксерокс, клей) известна.
Согласно вышеприведенной схеме первым делом вводим все статьи наших будущих доходов и расходов. Из двух возможных уровней вложенности для нашего случая достаточно и одного первого. У нас получился следующий список: поступления на расчетный счет, зарплата, расходы на рекламу, арендная плата, стоимость материалов, амортизация техники, резерв.
Следующим шагом надо ввести формулы налогов. Вернее, слегка подкорректировать уже имеющиеся. Первоначально программа поставляется настроенной на текущее законодательство, и, как правило, корректировка заключается лишь в том, чтобы указать, какие именно статьи в конкретном случае определяют выручку, какие - материальные затраты, оплату труда и т.п. Впрочем, при желании алгоритм расчета можно переписать полностью, удалить некоторые налоги или даже добавить новые. Такой сервис просто необходим в стране, где налоговое законодательство меняется едва ли не чаще, чем времена года за окном.
Все справочники заполнены. Можно приступать собственно к прогнозированию. Достаточно заглянуть в несколько газет, где есть соответствующая реклама, чтобы определить, что цена на программы такого типа в городе Минске колеблется около 30 долларов. Из личного опыта можно сказать, что при затратах на рекламу в 80-100 долларов ежемесячно (строчка в пяти газетах плюс блочное объявление) можно ожидать около 20 продаж. Введем эти числа.
Поручим заниматься этим проектом одному человеку. Он будет делать абсолютно все: отвечать на телефонные звонки, общаться с клиентами, изготовлять упаковку, размещать рекламу и т.п. Платить ему придется долларов 100-120. Учитывая закон природы, согласно которому любая вариация параметра будет всегда не в вашу пользу, примем максимальное из этих двух чисел. Далее, один человек занимает в офисе 4 м2, что при средней арендной плате в 10 долларов за метр составит 40 долларов. Амортизация одного компьютера средней конфигурации с принтером не менее средних возможностей, учитывая их полный моральный износ в течение двух лет, составит также 40 долларов ежемесячно. Себестоимость одного комплекта, состоящего из дискеты, конверта и нескольких шпаргалок, равна полутора долларам. Таким образом, общая стоимость материалов относительно невелика - 30 долларов. Осталось определиться с резервом. Известное в бизнесе правило 2 гласит, что реальные затраты окажутся в два раза выше ожидаемых, а поступления составят половину от плана. Но мы - оптимисты, и будем надеяться, что 50 долларов хватит для покрытия всех непредвиденных расходов.
Последовательно мы подошли к заключительной стадии. Поскольку наш пример преследует, скорее, демонстрационные, нежели практические цели, то данные мы вводили за один месяц, соответственно и расчет будем производить тоже за этот период. Щелкнем по кнопке с изображением молнии на панели инструментов и затем по кнопке OK в появившемся диалоговом окне.
Раскрывшееся окно отображает слева классы, справа подклассы доходов и расходов с результирующими цифрами, а также, в нижней части, общий доход, суммарные затраты, себестоимость проекта и, наконец, чистую прибыль.
Как видно, результаты плачевны: 23 доллара 6 центов чистой прибыли за месяц. Вероятно, лед эскимосам можно продавать с большей выгодой. Впрочем, существуют способы заставить программы приносить более приличный доход. Но боюсь, если я начну описывать их здесь, это вряд ли понравится налоговой инспекции. И вообще, это - тема отдельного разговора.
Андрей КИРЕЕВ,
andreik@gs.minsk.by
Горячие темы