23 июня была заключена сделка, которая, судя по всему, станет самым заметным событием в жизни Рунета в 2011 году. Объединенная медиакомпания "Афиши" и "Рамблера" подписала договор о сотрудничестве с "Яндексом" в области поисковых технологий и контекстной рекламы.
Сюрприз года
Отныне интернет-портал Rambler будет использовать поисковые технологии "Яндекса", а также размещать рекламу от "Яндекс.Директ". Поиск "Яндекса" будет использоваться на rambler.ru как базовая технология, которую компания Rambler "втиснет" в собственный дизайн, а также будет дополнять и обогащать собственными сервисами. "Это могут быть новости, погода, расписания киносеансов, рейтинг сайтов, сравнение цен на товары и другие сервисы, релевантные поисковому запросу", - говорится в совместном пресс-релизе двух интернет-компаний.
Сделка устраняет серьезный риск "Яндекса", говорят аналитики: аудитория "Рамблера" не перейдет к Google.
Напомню, что до сих пор Rambler использовал собственный поисковый движок, а монетизировался поиск рекламными объявлениями от компании "Бегун". Согласно тому же договору, рекламная компания "Бегун", главным акционером которой является "Рамблер", станет, с некоторыми ограничениями, реселлером "Яндекс.Директа". То есть в результатах поисковой выдачи на "Рамблере" будет появляться контекстная реклама как от "Бегуна", так и "Яндекс.Директа". Ну а клиенты "Бегуна" смогут размещать свои объявления на "Рамблере" и "Яндексе", равно как и на других крупных площадках - Google, Поиск@Mail.ru и Yahoo!.
То, что после начала сотрудничества с "Яндексом" объявления от "Бегуна" продолжат появляться в результатах поиска Rambler, старательно подчеркивается всеми участниками сделки при каждом удобном случае. "Места в результатах поиска поделены между двумя системами согласно договоренностям компаний", - сказано в официальном сообщении. При этом стороны, однако, не раскрывают условия разделения доходов от рекламы. Два источника, близкие к участникам переговоров, сообщили газете "Ведомости", что Rambler и "Бегун" получат около 60%. Представители "Яндекса" и Rambler это комментировать не стали.
Руководство "Яндекса" рассчитывает, что Rambler станет одной из крупнейших площадок рекламной сети компании. "Благодаря сотрудничеству с Rambler, мы можем предложить клиентам "Яндекс.Директа" еще больше качественного трафика", цитируются в официальном сообщении о сделке слова коммерческого директора "Яндекса" Алексея Третьякова. По данным comScore за май 2011-го месячная аудитория рекламной сети "Яндекс.Директ" составила 42,4 млн пользователей.
История вопроса
Напомню предысторию нынешней сделки. Компания Rambler появилась в 1996 году, оказавшись первой в российском интернете поисковой системой. ("Яндекс" появился годом позднее и долгое время пребывал в аутсайдерах.) Долгое время "Рамблер" был крупнейшим поисковиком и каталогом ресурсов Рунета. В 2005-м компания Rambler провела IPO (первичное размещение акций) в Лондоне, а в 2006-м 54% интернет-компании приобрел холдинг "Профмедиа", принадлежавший олигарху Владимиру Потанину. В 2002 году компания Rambler создала сервис контекстной рекламы "Бегун", быстро ставший крупнейшим в Рунете.
Справка "КВ":
Дилерская сеть "Бегуна" включает в себя свыше 2500 рекламных агентств в 16 странах мира, в том числе в Китае и ЮАР. Но основные клиенты и партнеры компании расположены в России и странах СНГ. Контрольный акционер компании - холдинг Рамблер, владеет 50% + 1 акция, второй акционер - инвестиционная компания "Финам".
18 июля 2008 года корпорация Google объявила о подписании соглашения с Rambler Media о приобретении 100% акций компании "Бегун" за $140 млн. Однако 23 октября 2008-го Федеральная антимонопольная служба России отказала в одобрении этой сделки по формальной причине: по словам её руководителя Игоря Артемьева, "Google не предоставил достоверной и достаточной информации о структуре собственности". Однако, ряд СМИ сообщал, что этой сделкой были недовольны администрация президента России и премьер-министр Владимир Путин.
В январе 2010 года "Бегун" стал авторизованным реселлером Google AdWords в России. Сегодня "Бегун" продает рекламу в результатах поисковых запросов пяти систем: Rambler, русскоязычного Google, Yandex, Поиск@Mail.ru, Yahoo!, а также на сайтах собственной рекламной сети.
Однако с 2003 года доля поиска Rambler в Рунете непрерывно снижалась - сейчас она свелась всего к 1,4% (против 64,5% у "Яндекса"). (Еще в начале 2008 года, по данным Liveinternet, она составляла 11%.) Доля "Бегуна" падала тоже. Сейчас, по оценке iContext, она составляет 10%. Уточню: по данным исследования TNS Web Index, месячная аудитория рекламной сети "Бегун" (не включая аудиторию внешних сервисов и мобильные площадки) составляет 27 млн пользователей, а суточная - около 12 млн (на март 2011-го). В 2010-м "Рамблер" заработал на контекстной рекламе $8-9 млн, что составило около 2% от общей выручки "Яндекса".
Стараясь хоть как-то выправить откровенно аварийную ситуацию, в 2010 году компания Rambler объединилась с "Афишей", став медийной компанией. Вскоре новое руководство начало переговоры с "Яндексом" и Google. Предметом переговоров стала возможность смены поискового движка при сохранении самостоятельности портала "Рамблер".
Уже зимой Google и Rambler договорились о партнерстве и даже подписали предварительное соглашение, хотя старались держать это в тайне. Однако, как сообщил журналистам близкий к участникам переговоров источник, "Яндекс" предложил "Рамблеру" более выгодные условия.
Мнения участников
Неудивительно, что сделка между заклятыми коллегами вызвала огромный интерес как в бизнес-сообществе, так и у простых пользователей. Интернет буквально забит комментариями руководителей "Яндекса", "Рамблера" и других компаний - как причастных, так и непричастных к сделке.
Например, генеральный директор объединенной компании "Афиши" и "Рамблера" Николай Молибог так прокомментировал перспективы сотрудничества двух интернет-гигантов: "Когда мы делаем запрос 'в каком году родился Пушкин?', мы получаем точный и ясный ответ. Но когда набираем в поисковой строке 'cтраховка для автомобиля', мы хотим выбрать подходящее предложение. 'Яндекс' предоставляет лучшее решение по русскоязычному поиску информации, поэтому мы выбрали его для своих сервисов. А вот игрока, который предоставляет лучшее решение для выбора, на российском интернет-рынке пока нет. Мы сосредоточимся на развитии этого направления".
Основатель сервиса статистики Liveinternet Герман Клименко говорит: ""Яндекс" получил партнера с аудиторией 15 млн человек, у самого "Яндекса" она составляет 28,4 млн (данные за апрель). Это позволит компании частично восстановить позиции после разрыва с Mail.ru, поменявшей движок "Яндекса" на Google".
В свою очередь, гендиректор "Бегуна" Алексей Романенков рассчитывает, что благодаря "Яндексу" на Rambler вырастет число поисковых запросов - а значит, и аудитория, на которую транслируется реклама. Иначе "Бегуну" в любом случае пришлось бы делиться с каким-либо из сторонних поисковиков. В частности, Романенков сказал: "Сейчас реклама на "Рамблере" дает "Бегуну" примерно половину доходов от поиска. Мы рассчитываем, что после перехода на поисковые технологии "Яндекса" аудитория поиска "Рамблера" вырастет и, соответственно, вырастут и наши доходы. По условиям партнерства с "Яндексом" мы монетизируем поиск "Рамблера" совместно. Объявления наших рекламодателей будут транслироваться и в блоке "Бегуна" на "Рамблере", и в блоках "Яндекс.Директ". Мы рассчитываем на существенный рост доходов в результате интеграции".
Виктор ДЕМИДОВ
Горячие темы