Беззеркальная цифровая фотокамера Sony Alpha NEX-5N
Традиционно самым главным недостатком любого зеркального цифрового фотоаппарата является его большой вес и солидные габариты. При этом среди фотографов, как любителей, так и профессионалов, вряд ли найдутся те, кто будет оспаривать преимущество "зеркалок" перед рядовыми цифрокомпактами в плане высочайшего качества получаемых фотографий.
До сравнительно недавних пор два этих параметра никак не могли "ужиться" вместе. Или габариты и отличное качество, плюс - возможность использования разных объективов для индивидуальных условий съемки, либо компактность и легкость в использовании взамен более скромного качества снимков.
Однако теперь два эти "исключения", кажется, начали находить между собой компромисс.
Вот уже примерно два-три года как на рынке цифровых фотокамер появились аппараты, способные выдавать качество снимков на уровне хороших моделей зеркальных фотокамер, имеющих байонет для смены объективов и при этом обладающих потрясающе компактными размерами, практически сравнимые с пачкой из-под сигарет.
Сделать это удалось, отказавшись от зеркала, а, точнее, от зеркального видоискателя, традиционно используемого для визирования в зеркальных фотокамерах, в итоге у производителей появилась возможность сократить рабочий отрезок между объективом и матрицей. В итоге габариты стали минимальными, а качество картинки осталось на уровне хороших "зеркалок".
Так, полтора года назад и компания SONY представила на рынке первые две модели камер со сменной оптикой NEX-3 и NEX-5, существенно "подвинув" конкурентов. Правда, стоит сказать, что при всех достоинствах, новые камеры обладали рядом недостатков, которые конструкторы компании Sony смогли примерно через год исправить, в частности NEX-5 обновилась до версии NEX-5N.
Новая модель имеет продвинутую APS-C CMOS-матрицу Exmor HD (23,6Ч15,8 мм, кроп-фактор 1,5) с рабочим разрешением 16,2 Мп, позволяющую создавать снимки до 4912x3264 пикселей.
Параметры ISO: 100 - 3200 ISO, ISO6400, ISO12800 и даже ISO25600. Матрица так же снабжена системой защиты от пыли (в народе - "пылетряс").
Однако самым главным достоинством камеры является ее универсальный байонет Sony E (eighteen, от англ. "восемнадцать"). Цифра в данном случае обозначает рабочий отрезок в 18 мм, что позволяет без проблем использовать любые фото- и кинообъективы. Через адаптер LA-EA1 можно превратить камеру практически в настоящую "зеркалку" обеспечив совместимость с семейством объективов и телеконвертеров Sony Alfa, а также с рядом других объективов прежних версий.
Но это еще не все. Переходное кольцо на систему Minolta AF позволяет использовать объективы Minolta и Konica Minolta с байонетом типа A с механическим приводом диафрагмы. Обновленное программное обеспечение при этом позволило использовать старые объективы, имеющие собственный мотор, и в режиме автофокуса.
В общем, при мизерных размерах и весе по сравнению даже с самой компактной зеркальной фотокамерой (111x59x38 мм, 210 г) NEX-5N становится в буквальном смысле практически профессиональной камерой с широкими возможностями.
Почему "практически"?
Пока что в камере нет "горячего башмака", а значит возможности подключить внешнюю вспышку. Однако камера имеет особый многофункциональный разъем, к которому подключается небольшая, комплектная мини-вспышка. Правда, она не превосходит по своим параметрам обычные встраиваемые, и потому не годится для студийной съемки. Кроме того, вспышка камеры работает всегда с предварительным оценочным импульсом, что осложняет синхронизацию со студийными вспышками.
Кроме того, камера не имеет возможности подключения проводного дистанционного управления, однако можно докупить беспроводной пульт ДУ, что решает проблему. Также отсутствие отдельного оптического видоискателя компенсируется небольшой приставкой с оптическим или электронным видоискателем, которая присоединяется к многофункциональному разъему.
Кроме того, к разъему можно подключить внешний направленный микрофон, что пригодится любителям видеосъемки, тем более, что Sony NEX 5N способна снимать качества FullHD с разрешением 1920х1080 и частотой до 50 кадров/с.
На левом ребре находятся интерфейс miniHDMi, что позволяет вывести изображение с экрана на большой монитор, и miniUSB, каждый под своей заглушкой. На правом ребре расположена проушина для ремешка, а на нижнем торце находятся резьба под штатив и отсек для карты памяти и батареи.
Корпус камеры выполнен из магниевого сплава, достаточно легкого, но при этом прочного.
Дизайнеры компании довольно скрупулезно отнеслись к управлению функциями аппарата. Дело в том, что, как и зеркальная камера, Sony NEX 5N имеет не в пример более широкий набор функций, чем обычная "мыльница", а потому для управления ею требуется немало различных кнопок. Само собой, на компактном корпусе должное количество клавиш разместить нелегко, но дизайнеры сумели найти выход. Они оставили на корпусе лишь самое необходимое. В правой верхней части камеры расположилась кнопка спуска затвора, переключатель ON/OFF, кнопка перехода в режим просмотра отснятого материала и клавиша начала видеозаписи.
Задняя панель содержит четырехпозиционный джойстик с кнопкой в центре и поворотным колесиком вокруг. При этом одна из кнопок джойстика, как и две дополнительные, расположенные выше и ниже колесика, можно программировать по вашему усмотрению.
Кроме того, экран Xtra Fine LCD с технологией TruBlack сделали не только поворотным, но и сенсорным, что как упрощает визирование, так и позволяет получить быстрый доступ к ряду функций.
Диагональ дисплея - 7,5 см (3"), и поворачивается он только вверх и вниз, что, впрочем, не снижает удобства визирования при съемке. Кроме того, экран оснащен функцией автояркости, позволяющей неплохо использовать камеру даже при ярком солнечном свете. Единственный недостаток дисплея - он глянцевый и потому легко загрязняется от пальцев.
Меню камеры, скорее всего, на первых порах покажется вам довольно сложным, особенно если вы раньше не пользовались камерой или переходите на нее с простой мыльницы.
Пунктов и всевозможных настроек немало, однако поначалу можно пользоваться отключаемыми экранными подсказками, которые появляются сразу после наведения на тот или иной пункт или настройку, причем расшифровываются не только технические термины, но также раскрываются некоторые интересные художественные приемы. В отдельном пункте можно прочитать все подсказки постранично, а, потом, когда все усвоите, подсказки можно и отключить.
Процесс съемки камерой, в самом деле, приятен. Экран потрясающе контрастный, яркий и информативный, что позволяет навести идеальный кадр. Даже в полностью автоматическом режиме вы самостоятельно можете немного "размыть" фон, делая акцент на нужном объекте. Обычно эта функция называется "приоритетом диафрагмы" и в других режимах съемки размытие фона осуществляется именно его регулировкой.
Качество получаемых даже в авторежиме изображений можно спокойно сравнивать с качеством съемки, которое обеспечивают современные зеркальные фотоаппараты.
Кроме iAuto, имеется и стандартный набор ручных режимов A/P/S/M.
Для наведения резкости на отдельный объект достаточно просто "тапнуть" по экрану на объекте съемки. При этом кроме автофокусировки, резкость можно наводить и вручную, что включается в меню. В этом случае отображается увеличенная зона части кадра, по которому и стоит оценивать резкость.
Конечно же, сохранился и удобнейший режим Sweep Panorama, в которым вы можете создавать как горизонтальные, так и вертикальные панорамы с разрешением до 23 мегапикселей и эффективным углом обзора до 226 градусов. Режимы съемки регулируются в меню. Есть также режим 3D-панорамы, снимки в котором можно смотреть на соответствующем телевизоре.
Немного смущает, что в процессе съемки панорамы камера делает его именно в режиме съемки, а не видео, что увеличивает разрешение, но зато заставляет камеру "трещать" на каждом снимке, сливая звук в пулеметную очередь. Кроме того, снимать нужно очень аккуратно, со штатива или твердых рук, при малейшем неверном движении кадр сбрасывается и приходится начинать сначала.
"Художникам" придутся по вкусу "творческие режимы", позволяющие активировать различные фильтры: взрывной цвет (Pop Colour), ретро (Retro Photo), яркий тон (High-key), высококонтрастный монохромный (High Contrast Monochrome), игрушечная камера (Toy Camera); постеризация - цветная, черно-белая (Posterisation); частичный цвет - красный, желтый, синий, зеленый (Partial Colour).
Благодаря большой чувствительности матрицы можно фотографировать в темное время суток с рук и даже не пользоваться вспышкой. Шумов практически не наблюдается. Для страховки в режиме съемки с рук в сумерках (есть и такой) камера делает сразу пять кадров, выбирая один идеальный.
Есть в камере и функции оптимизации динамического диапазона (DRO) и автоматического создания HDR-изображения. В последнем случае камера делает сразу несколько кадров, после чего на карте памяти появляется обычный и оптимизированный снимок. В итоге вы можете выбрать тот, что вам понравится больше.
Кроме того, высокое качество получаемых фотографий обусловлено не только большой и чувствительной матрицей, но также и объективами, которых сегодня предлагается несколько видов только к самой камере, плюс, как я уже упоминал, можно использовать и объективы сторонних производителей.
Чтобы не терять приобретенной компактности, на первых порах стоит присмотреться к "кИту" (комплекту), состоящему из самой камеры и "блинчика" - объектива 2,8/16 мм без возможности ручного оптического увеличения. При желании, можно воспользоваться и 10-кратным цифровым зумом. При таком разрешении он работает очень хорошо. Стоит сказать, что данный объектив обеспечивает эквивалентное фокусное расстояние в 24 мм, что очень хорошо подходит для съемки панорам и пейзажей, что пригодится на отдыхе.
Для портретной съемки пригодится второй по габаритам объектив 18-55/3.5-5.6 с возможностью регулировки оптического зума и встроенным оптическим стабилизатором. Правда, с ним толщина камеры составляет уже 10 см. Такую в карман уже не положишь. Зато снимки можно делать уже в более широком диапазоне условий.
Итог: компактная камера с превосходными параметрами, сравнимыми с современными "зеркалками". Большой набор предустановок сцен и дополнительных эффектов. Сенсорный поворотный экран, возможность использования дополнительных аксессуаров и большого набора объективов, поддержка форматов JPEG и RAW. И все это, в комплекте с простым 16 мм объективом, за 720 у.е. Комплект с более продвинутым объективом обойдется на 80 у.е. дороже.
Компактная камера с превосходными параметрами, сравнимыми с современными "зеркалками".
Цифровая фотокамера Sony Alpha NEX-5N предоставлена для обзора сетью магазинов www.SLOT.by.
Иван КОВАЛЕВ,
VanoID@tut.by
Горячие темы