В связи с очередным бумом доткомов в США некоторые владельцы стартапов думают только о том, как "поднять" больше денег. Это легко, когда инвесторы выстраиваются в очередь, а начинающие стартапы на посевном уровне получают по семь миллионов долларов.
Сооснователь стартапа 42Floors Джейсон Фридман (Jason Freedman) рассказывает, как сейчас проходят презентации стартапов: каждому даётся по две с половиной минуты на презентацию, потом короткая сессия ответов на вопросы, никаких бизнес-планов. Аудитория из полутысячи "ангелов" жаждет вложить капитал в кого-нибудь. За пару дней легко можно закрыть раунд инвестиций с семизначной суммой, а инвесторы будут торговаться, предлагая в два-три раза больше, чем заявленный объём финансирования. Один из таких отправил Джейсону четыре письма по электронной почте, три SMS, потом звонил и прислал сообщение в LinkedIn - лишь бы вписаться до закрытия раунда.
Стартап 42Floors основан в ноябре 2011 года, он предоставляет онлайн-сервис по поиску офисных помещений. Инвестиции к марту 2012-го составили $400K.
Джейсон Фридман сформулировал несколько правил, которые нужно соблюдать стартапу на горячем рынке.
- Взаимоуважение. Даже в самые тяжёлые из прошлых времён, пишет Фридман, когда он временами получал до 30 отказов подряд, никто не проявлял к нему неуважения. Многие из отказавших инвесторов старались чем-то помочь. Сейчас ситуация повернулась в обратную сторону, и теперь наша очередь проявить уважение к инвесторам, когда приходится многим из них отказывать. Мир стартапов тесный, и нам придётся вместе работать ещё долгое время. Наши манеры не будут забыты, плохие или хорошие.
- Оптимизация по людям, а не деньгам. Предлагаемые инвестиции поражают воображение: десять миллионов, двенадцать, пятнадцать?! Это просто безумие. Работа предпринимателя заключается в том, чтобы привлечь инвестиции для бизнеса, и зачастую это означает оценить бизнес как можно дороже. Но если вы хотите построить большую компанию, то на ближайшие четыре-пять раундов финансирования и на восемь лет развития важнее подумать о правильном партнёре для бизнеса, а не о сумме инвестиций. Это не аукцион eBay, на котором выигрывает тот, кто предложит лучшую цену. Нужно искать долговременных инвесторов - стратегических партнёров.
- Отсутствие спешки. Трудно построить долговременные отношения с инвестором, если вы обрушиваете на него 30-минутную презентацию и требуете немедленно выписать чек, иначе вы покинете комнату.
- Привлекайте больше денег. Дополнительные деньги на счету могут пригодиться для масштабирования бизнеса, который необходим при подготовке к следующему раунду финансирования. Сейчас считается, что на посевном уровне нормальными являются инвестиции $1,2 млн.
- Фиксируйте цену акции (priced round). Благодаря конвертируемым облигациям у стартапа практически не остаётся риска внезапного закрытия. Всегда можно привлечь дополнительные деньги, пока есть желающие выписывать чеки. С документами на раунд АА необязательно даже обсуждать условия. Если раньше процесс занимал два месяца, то теперь - пять дней. Но проблема с конвертируемыми облигациями в том, что имеется верхняя граница оценки, и если ваш стартап такой же, как 80% других стартапов, и он не выстрелит резко, то следующий раунд финансирования может оказаться меньше этой границы, и тогда возникнут некоторые проблемы.
И нужно помнить, что "золотая лихорадка" продлится недолго, и маятник, как всегда, потом качнётся в обратную сторону.
Анатолий АЛИЗАР,
Habrahabr
Горячие темы