В рамках глобальной недели предпринимательства в БГУИР выступил Мартин Казубовский, директор по инновационным стратегиям Kaufman & Canoles Consulting (США).
Он провёл мастер-класс в образовательной программе бизнес-инкубатора БГУИР «Генезис Стартапа» для студентов и молодых предпринимателей. Одной из основных тем его выступления была "Создание бизнес-плана".
В начале своего выступления Мартин рассказал о себе. Слушатели узнали, что работал в аэрокосмической отрасли. Этому соответствовало его образование. Однако, потом ему "стало скучно". Казубовский стал работать в сфере менеджмента, помогать предприятиям. Много лет он работал со своим бизнес-инкубатором.
Рассказывая о бизнес модели, Мартин напомнил всем притчу Идриса Шаха про трёх слепых и слона.
Для тех, кто ещё не встречался с этим произведением, приводим его в кратком варианте.
В одном городе все жители были слепыми. Однажды они захотели узнать, как выглядит слон. Трое слепцов решили его пощупать.
Человек, трогавший ухо слона, сказал: “Слон – это нечто большое, широкое и шершавое, как ковер”.
Но тот, кто ощупал хобот, сказал: “У меня есть о нем подлинные сведения. Он похож на прямую пустотелую трубу, страшную и разрушительную”
“Слон могуч и крепок, как колонна”, - возразил другой, ощупавший ногу и ступню слона.
Каждый из них трогал только по одной из многих частей слона. Все они что-то вообразили о нем, но были одинаково далеки от истины.
Приводя в пример эту притчу, Мартин хотел провести аналогию с бизнес-моделью. Он сказал, что начинающие предприниматели не могут увидеть свой бизнес полностью, со всех сторон.
Именно поэтому обладание даже самой лучшей технологией не всегда приводит к успеху. В своё время ОС, разработанная Apple была признана лучшей в мире. Но всё равно большинство пользовались и пользуются Microsoft. Также не предполагает успех и первый выход на рынок.
Есть ещё мифы, что хорошее финансирование или знаменитость гарантируют успех. Но и это неверно.
Чтобы достичь успеха, нужно собрать мозаику из этих кусочков.
Бизнес модель в большой или малой степени присутствует в любых начинаниях. Некоторые предприниматели даже не осознают этого. Здесь главное скорректировать бизнес-модель не под свои желания, а под то, что хочет потребитель. Мартин Казубовский раздал слушателям распечатанные планы для составления бизнес-модели.
Отвечая на вопросы аудитории, как пример того, насколько успешно была составлена бизнес-модель некоторых брендов, Мартин привёл отношение его дочери к продукции Apple.
"Я уже старик. Я не так люблю компьютера. Но моя 13-летняя дочь смотрит на свой ноутбук Apple, как на аксессуар. У неё есть другая продукция этой компании. И всё она покупает именно с "яблоком". Это пример того, как фирма может установить связь с потребителем своего товара".
Для студентов и начинающих предпринимателей это, несомненно, была очень содержательная лекция. Встречи с такими опытными специалистами, как Мартин Казубовский, несут большую пользу тем, что вдохновляют молодёжь на активное развитие своего дела. Будем ждать новых сюрпризов от "Генезиса Стартапа".
Горячие темы