Как сделать HDR-фото

Думаю, каждый, кто хоть немного увлекается фотографией, сталкивался с ситуацией, когда высококонтрастные снимки получались совсем не так, как бы этого хотелось, вне зависимости от экспозиции.

Отдельную нервотрёпку начинающему фотографу приносят отпускные фотографии. Радующие глаз шикарные пейзажи, интересные сочетания моря, солнца, теней от туч... казалось бы, шикарные кадры уже в кармане (точнее сказать, на карте памяти). Но вот досада, небо превращается в одно сплошное серое пятно, море совсем не пестрит яркой голубизной, а семью в тени зонтика и вовсе не видно. И как ни выставляй настройки, лишь одна из многочисленных деталей кадра получается именно так, как хотелось бы.

Объясняется это тем, что, несмотря на стремительное развитие фототехники, динамический диапазон любой из современных оптических систем по-прежнему крайне узок относительно человеческого глаза. Иными словами, каким бы дорогим фотоаппаратом и объективом вы ни обладали, чтобы сфотографировать какой-то объект в тени, придётся постоянно идти на компромисс и решать, насколько можно засветить кадр, чтобы сделать видимым сам объект. Конечно же, поляризующие и градиентные фильтры, программные средства обработки и всевозможные премудрости экспонирования расширяют возможности съёмки. Но и они не всесильны.

На этом, как мне кажется, вступление можно завершить и перейти непосредственно к предмету данного материала - HDR-съёмке. Если расшифровать и перевести, то это съёмка с расширенным динамическим диапазоном яркости. Сразу же предупрежу, что в данной статье я не буду пытаться дать что-то вроде мастер-класса или детальной инструкции, моя цель - заинтересовать тех фотолюбителей, которые до сих пор с HDR не сталкивались. А таких немало, причём как среди новичков, так и среди тех, кто годами занимается съёмкой, но при этом мало интересуется возможностями программной обработки.

Вот несколько кадров для "затравки".

Прежде, чем перейти к монтированию (да, это слово наиболее уместно) первого кадра, хотелось бы преподнести ещё немного теории. Итак, в чём же суть? HDR-снимок создается за счёт совмещения нескольких снимков с разной экспозицией: темные участки будут взяты из передержанного кадра, а светлые, соответственно, из более тёмной версии. Из оборудования, кроме фотоаппарата (кстати, абсолютно не важно, к какому классу он относится), крайне желательно наличие штатива. Зачем он? Во-первых, нам нужно создать несколько одинаковых снимков. С этой задачей может помочь устойчивая опора и брекетинг по экспозиции. Во-вторых, некоторые нюансы HDR-фотографии вынуждают выставлять относительно длинные выдержки (зачастую по несколько секунд), и здесь уже без штатива обойтись нелегко.

HDR-снимок создается за счёт совмещения нескольких снимков с разной экспозицией.

Для понимания обосную целесообразность выставления более длинной, нежели обычно, выдержки. Ввиду того, что HDR-съёмка уместна в таких жанрах, как пейзаж/панорама и из оных вытекающих (но никак не макро, или, скажем, портрет), то для наибольшей глубины резкости приходится выставлять максимальные значения диафрагмы. Подвергается ограничениям и светочувствительность: дабы шумы не испортили конечное изображение ISO 400 уже является крайним значением даже на дорогих матрицах, для которых ISO 1600-3200 вполне пригодно для стандартных фотографий.

Что ж, поехали. Рассмотрим вариант, подразумевающий наличие штатива. Как делать заготовки для HDR? Для начала стоит по возможности отключить всю автоматику, в том числе и автоматическую фокусировку: если фокус на фотографиях не будет идентичным, можете считать, что кадр испорчен. Как и обычно при съёмке с длинной выдержкой, чтобы избежать "шевелёнки", рекомендуется использовать дистанционное управление (специальный шнур, ИК-пульт ДУ) либо же банально установить таймер на спуск. Также, если ваш фотоаппарат поддерживает RAW-формат, в обязательном порядке включаем именно его.

Первый кадр выставляем строго по экспонометру. Запоминаем параметры. Жмём на спуск, увеличиваем выдержку на несколько значений. Тут стоит отметить, что владельцам "мыльниц" не стоит перепрыгивать больше, чем через 2-3 значения. Третье фото делаем ещё более засветлённым. Возвращаемся к параметрам, с которыми мы фотографировали первый кадр. С такими же шагами последовательно уменьшаем выдержку на последующих двух фото. В целом, количество снимков ограничивается лишь здравым смыслом и свободным местом на карте памяти. Я же считаю, что 5 фотографий являются идеальным вариантом, уже дающим возможность интересно обыграть источники света и тени (как, например, фото ниже. Обратите внимание: при том, что вся улица освещена фонарным светом, сам фонарь не засвечивает весь кадр и резонирует с идеально чёрным небом), одновременно не делая за счёт аббераций и наложений кадр недостаточно чётким.

Теперь о софте. Существует огромное количество программ для работы с HDR, различных по функциональности и удобству использования. Лично я порекомендую Photomatix Pro. Программа, "заточенная" именно под создание HDR-изображений, имеющая минималистический и невзрачный UI, донельзя проста в освоение и использовании, при этом в сочетании с незначительной пост-обработкой в Adobe Lightroom позволяет сделать "конфетку" даже из самых невзрачных и, казалось бы, неудачных снимков. Стартовое окно состоит всего из нескольких кнопок: нажимаем "Load Bracketed Photos" и выбираем исходные файлы. На этом этапе не могу не упомянуть о галочке "Remove Ghosts", отмечать которую нужно, если имелись какие-либо движущиеся предметы - программа сравнит снимки и удалит так называемые "призраки". Дальнейший процесс интуитивно понятен, и объяснять, что регулирует каждая из шкал, не вижу смысла: всё равно каждый попробует всё по очереди поменять и проследить, на что влияет то или иное изменение в настройках. От себя лишь посоветую обратить внимание на эффекты освещения и их вариации от Natural+ до Surreal+. Зачастую благодаря им можно изменить фотографию буквально до неузнаваемости. Не бойтесь экспериментировать, но, как и во многом другом, чувство меры не помешает: в несколько нажатий из действительно красочного пейзажа можно легко перенести эдакий шедевр в картинку из разряда "сон наркомана".

Существует огромное количество программ для работы с HDR, различных по функциональности и удобству использования.

Антон КОВАЛЕВСКИЙ

Версия для печатиВерсия для печати

Рубрики: 

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Всего голосов: 0
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!