Выпуск собственных акций и их первичное размещение на мировых фондовых рынках - так называемое IPO - весьма популярный во всём мире способ привлечения капитала в работающий бизнес. И IT-компании тут не являются исключением. Давайте посмотрим, что проиcходило в этой области в 2011-м и ждёт нас в 2012-м.
Сперва замечу, что в 2011 году активность проведения IPO во всем мире оказалась намного ниже прогнозов аналитиков. После многообещающего старта в I полугодии активность на этом рынке резко снизилась, начиная с августа. В числе причин ухудшения конъюнктуры эксперты называют снижение рейтинга США агентством Standard & Poor's в первых числах августа, углубление долгового кризиса в Европе, неуверенность на мировых рынках и неутешительное состояние мировой экономики в целом. Фактически рынок IPO был заморожен с августа по октябрь.
В 2011 году активность проведения IPO во всем мире оказалась намного ниже прогнозов аналитиков.
Агентство Bloomberg подсчитало, что в 2011 году совокупная стоимость IPO в мире уменьшилась до $155,8 млрд, с $252 млрд годом ранее, в том числе в США доходы от IPO упали на 10% - до $38,8 млрд. А по данным Ernst & Young, в январе-ноябре 2011 года объем выручки от IPO по всему миру сократился на 45%, до $155,8 млрд, а число сделок снизилось на 20% - до 1117, по сравнению с 2010 годом в целом. При этом больше 70% сделок пришлось на I полугодие.
Одной из самых заметных сделок по первичному размещению акций в сегменте IT-компаний было IPO компании Yandex, управляющей одноименным российским поисковиком. Yandex привлек от продажи бумаг $1,3 млрд и занял второе место среди интернет-компаний мира после Google, который в рамках IPO в 2004 году получил $1,67 млрд инвесторских денег.
В целом же в 2011 году листинг прошли 24 интернет-компании. По данным финансовой компании Renaissance Capital, это рекордный показатель за более чем десять лет. Три из этих компаний - LinkedIn, Groupon и Zynga - вошли в пятерку самых ожидаемых IPO года; они же, плюс Bankrate входят в число лидеров среди американских интернет-фирм по объемам привлеченных в результате IPO средств. В общей сложности "веб-четверка" привлекла $2,4 млрд нового капитала.
Акции соцсети LinkedIn подорожали более чем вдвое в первый день торгов в мае, что вызвало опасения формирования "мыльного пузыря", аналогичного "пузырю доткомов" второй половины 1990-х годов. Однако страхи пока оказались преждевременными.
На предстоящий год некоторые инвесторы возлагают еще более радужные надежды, чем на 2011 год, хотя в целом аналитики дают достаточно сдержанные прогнозы. Формальный повод для оптимизма - чрезмерно раздутая "очередь на IPO": готовность к размещению своих акций продемонстрировали более 200 компаний, из них 95 уже зарегистрировали заявки на листинг и теперь ждут благоприятных условий.
"Ключевым фактором для восстановления рынка IPO будет быстрый выход из европейского долгового кризиса, который, вероятно, окажет стабилизирующее воздействие на мировые рынки капитала и укрепит доверие инвесторов. Многие быстрорастущие компании продолжат рассматривать IPO как способ привлечения капитала", - считает эксперт Ernst & Young Мариа Пинелли. Заметную роль в активности в этом сегменте сыграют также макроэкономические показатели США и уверенность азиатских инвесторов в стабильности мировой экономики.
Наиболее ожидаемым событием 2012 года на рынке IPO должно стать размещение акций компании Facebook Inc. В том случае, если самая популярная социальная сеть мира наконец-то решится на листинг, наступивший год станет знаковым для американских интернет-компаний, считают эксперты.
IPO Facebook, вероятнее всего, окажется самым значительным размещением интернет-компании в истории и превзойдет рекорд Google. Помимо Facebook, IPO в IT-секторе проведут еще как минимум 14 компаний. Общая сумма сделок, по оценкам Bloomberg, превысит $11 млрд. Напомню, что в 1999 году, перед тем как лопнул "пузырь доткомов", интернет-компании привлекли $18,5 млрд нового капитала за счет размещения акций. Крах произошел менее года спустя.
Виктор ДЕМИДОВ
Горячие темы