Интеграция 3D-контента в системы онлайн-торговли происходит с переменным успехом, но, в целом, можно отметить, что развитие этого направления идет параллельно с расцветом продаж посредством Интернета. Конечно, у нас часто можно столкнуться с мнением, что это "там" покупателям нужны и 3D, и интерактивность, а "здесь" достаточно смастерить страничку с фотографией и... ждать покупателя. Вместе с тем, и на белорусском рынке есть заказчики, которые активно интересуются вопросами внедрения 3D-технологий в свои сайты.
Чуть более десяти лет назад специалисты в области телевизионных технологий говорили об уникальных возможностях будущего, связанных с внедрением цифрового вещания, реализации в жизнь стандарта MPEG-4 (не путать со схожим названием видеофайлов). Все увязывалось с удобствами технологий нового поколения, интерактивностью. Например, зритель мог самостоятельно переключать камеры при трансляции футбольных матчей, концертов и т.п. Многие видели в этом большие перспективы для торговли. Да, в действительности, все это приходит, но только с развитием не телевидения, а интернет-технологий.
Период 2009-2011 гг. можно назвать знаковым, ведь сейчас только зарождаются технологии трехмерного Flash, WebGL и HTML5, увеличиваются скорости Интернета, изобретаются/дорабатываются медиасерверы и потоковые протоколы.
Поэтому теме интеграции 3D-контента в системы онлайн-торговли мы будем уделять особое внимание, и сегодня остановимся на том, что есть либо выглядит перспективным.
2005-й и поныне... Интерактивное
вращение товаров во флэш-баннерах
Еще в 2004-2005 гг. появились сайты интернет-магазинов, в которых человек мог вращать товары, нажимая кнопки управления, а также увеличивать и уменьшать их размеры.
Таким образом, он мог увидеть ту или иную вещь в различных ракурсах, а также при желании рассмотреть какие-нибудь детали более подробно.
Помнится, на рынке фрилансеров тогда посыпались заказы по этому поводу, причем реализация не представляла собой ничего особенно сложного. Дело в том, что вращение подразумевало простую последовательную смену статических фотографий, а реализация управления доступна была еще на уровне владения ActionScript 1.0.
Количество фотографий и качество их сжатия напрямую влияют на вес презентации, поэтому в то время, впрочем, как часто и сейчас, используется небольшое количество ракурсов - 4-8-16. Естественно, главным условием качественного визуального представления является хорошая фотосъемка, и спрос в определенное время родил предложение: некоторые профессиональные фотостудии имеют в списках предоставляемых услуг съемку товаров для флэш-баннеров, предусматривающих интерактивное вращение.
На сегодня рынок услуг по созданию флэш-презентаций с вращением довольно велик, и цены можно назвать демократичными - один стандартный мувиклип (готовое решение), включая фотосъемку, стоит порядка $13-18 в России. Примеры того, о чем сейчас говорится, можно легко найти через поисковые системы.
Стандартный интерактивный флэш-модуль для интернет-магазина |
В рамках стандартных решений почти всегда реализуются вращение по горизонтали, масштабирование, смещение влево-вправо, при желании добавляются фотографии с различными расцветками, элементы в интерфейс управления и так далее.
Если говорить об иностранных заказчиках, они чаще всего уже требуют большей интерактивности, например, при поднесении указателя мыши к определенному элементу товара появляется окошко справки, либо в специальном справочном окне высвечивается сопутствующая информация. Кстати, цены на изготовление подобных мувиклипов там выше на порядок, по сравнению с российскими, очень многое зависит от профессионального уровня изготовителя и качества фотосъемки.
А можно ли сделать такие баннеры без знания флэша как такового, просто имея фотоаппарат? Да. Среди последних новинок 2011 года можно назвать программу 3D Rotate Flexi (www.yofla.com/flash/3d-rotate/flexi), которая сейчас становится все более и более популярной. Она представляет собой фактически готовый просмотрщик под Flash Player и редактор для него.
3D Rotate Flexi |
Для создания обычной презентации программирования как такового не требуется, и, тем более, знания технологий Flash. В режиме редактирования вам нужно загрузить последовательность фотографий, соответствующих различным ракурсам с учетом порядка их следования. А затем произвести несколько ключевых настроек:
- В закладке Main указать размеры по горизонтали и вертикали формируемого swf-файла (Movie size).
- В закладке Settings настроить параметры вращения, хотя при ознакомлении этого можно и не делать.
Далее нажимается кнопка "Create!", и вы получаете уже готовую интерактивную презентацию.
Стоит отметить, что программа 3D Rotate Flexi является одной из немногих в своем роде, схожие решения найти довольно трудно, отсюда и достаточно высокие цены на сам продукт в рамках коммерческих версий: от 39 евро (Pro) до 349 евро (Enterprise WL). Конечно, человек, знающий Flash, не будет прибегать к таким автоматизированным средствам, а вот работники фотостудий, интернет-магазинов откликаются на такую идею с удовольствием.
Полноценное 3D и флэш
Если говорить о тенденциях, то в последнее время производители многих товаров, в основном, направления хай-тек, часто представляют на презентациях своих продуктов не их фотографии, а реалистичные 3D-модели, полностью повторяющие оригинал. Это очень удобно, потому как ту или иную модель можно поместить фактически в любое окружение, при желании поменять ее цвет, а также красиво расставить свет, что в ряде случаев либо очень дорого, либо фактически невозможно. Впрочем, уже давно происходит это столкновение интересов: фотографы, профессионально владеющие фотошопом, и 3D-моделеры, которые могут создать что угодно и как угодно.
Специально для 3D разрабатывалось множество технологий, которые пытались внедрить в web еще в конце 90-х прошлого столетия. Но только сейчас все выглядит уже вполне реализуемым: во-первых, воплощаются в жизнь стандарты WebGL и HTML5, во-вторых, Adobe не собирается оставаться в стороне.
Дело в том, что сам Flash является 2D-пакетом, 3D в него можно интегрировать только путем программирования. Так, в 2006-м начали создавать вращающиеся кубики и прочие примитивы, теперь уже дошли до уровня вполне реалистичных 3D-игр. В 2009-м на рынке заказов именно для флэша появилось множество запросов по созданию интерактивно вращающихся моделей автомобилей, всевозможных устройств, мебели, и сейчас спрос по этой тематике не ослабевает. Пока не было серьезных программ автоматизации, продуктивно работать в данной нише могли и могут только профессионалы Flash/Flex.
Но в начале этого года появилась очень знаковая новинка - программа Ambierra CopperCube (www.ambiera.com/coppercube). Что интересно, на нее обратили большее внимание создатели компьютерных игр, рассматривая как разновидность конструктора с возможностью импорта 3D-моделей популярных форматов. А рынок веб-разработчиков о ней фактически ничего не знает. Как говорится, не там раскручивались.
Ambierra CopperCube |
На самом деле CopperCube - очень удобное и эффективное средство для создания мультимедийных презентаций и флэш-баннеров. То есть, 3D-сцены легко экспортируются в *.swf-файлы, их можно вращать в любых направлениях с помощью клавиатуры и мыши, а также делать приближение/удаление. Но важно не только это. По своей функциональности CopperCube очень напоминает 3D-пакет начального уровня, в нем есть весь необходимый минимум: импорт моделей, работа с текстурами и светом. Также имеются интерактивные элементы, что приближает программу к игровым интерфейсам - можно реализовать поведенческие, звуковые и т.п. реакции объектов на определенные события, плюс к этому есть такие интересные элементы, как 2D-панели, на которых могут отображаться те же надписи. В целом, вы можете создать мультимедийный баннер с вращением любого уровня сложности, хотя есть пока одно неудобство - объем информации. Если мы используем низкополигональные решения, то страдает качество формы модели, но тогда мы можем получить swf-файлы с объемом в диапазоне 100-250 Кб. Наращивая качество, получаем длительную загрузку.
Помимо поддержки экспорта в Flash, программа CopperCube позволяет производить экспорт и в WebGL.
3D-видео. Перспективы и реалии
На многих зарубежных ресурсах уже давно пришли к выводу, что с современными скоростями Интернета вполне уместно делать презентации продуктов в рамках видеороликов. Турагентства размещают фильмы о путешествиях, производители техники показывают мощь своих агрегатов не хуже телепрограмм по каналу Discovery, а о трейлерах и тизерах к фильмам и играм говорить не будем - это давно сложившийся маркетинговый стандарт.
Вместе с тем, 2010-й год был революционным в том смысле, что стереоскопическое видео, которое ранее было доступно большинству пользователей только в рамках посещения 3D-кинотеатров, пришло на пользовательский рынок. Заслуга в этом принадлежит компании NVIDIA, которая создала недорогое и удобное решение 3D Vision и продвинула его в массы. Сам рабочий комплект (если вы его еще не видели) включает очки с затворами, ИК-передатчик для управления ими, а также специальные драйверы. Подключение производится довольно быстро и без особых проблем, после чего вы можете смотреть 3D-фильмы и так далее.
Постепенно начал формироваться и рынок 3D-контента в Интернете, а буквально недавно NVIDIA и Google официально анонсировали поддержку стереоскопического видео в формате 3D на YouTube. Для получения необходимой информации нужно обратиться на www.youtube.com/3d.
YouTube 3D |
Получив удовольствие от просмотра, задумаемся и о перспективах. Дело в том, что потоковая передача видео в Интернете дошла до того уровня, когда пользователь готов получать объем двух потоков видео одновременно.
С точки зрения производства самого контента, все замечательно, потому как сейчас есть стереоскопические 3D-камеры в бюджетных диапазонах. Программное обеспечение также не отстает - современные видеоредакторы уровня Vegas 10 уже давно обеспечили поддержку, а с 3D-пакетами для создания заставок вообще никогда проблем не было, потому как для стереоскопии достаточно сделать два видеофайла с небольшой разницей в расположении камеры зрителя.
Конечно, активное продвижение 3D-видео на пользовательский рынок делает сейчас индустрия развлечений (кино и игры), и со временем это станет привычным форматом. На данный момент, если вы работаете в этих сферах, например, делаете 3D-игры, то создавать 3D-трейлеры выгодно и сейчас.
Примеры 3D-сцен:
Кристофер,
itcs.3dn.ru