Очередная реформа белорусского образования может серьезно подкосить ИТ-отрасль, одну из немногих отраслей белорусской экономики, приносящих в страну живую валюту - по крайней мере, такого мнения придерживаются представители ведущих белорусских ВУЗов, готовящих сегодня ИТ-специалистов.
Впрочем, и эта проблема не главная - из-за высоких заработков в ИТ-отрасли страна теряет ценные кадры, которые могли бы двигать вперед белорусскую науку. В погоне за "длинным рублем" олимпиадники используют престижные ВУЗовские специальности как средство быстрее приступить к заработку заветных "килобаксов" в ИТ-компаниях, выполняя значительно менее интеллектуальную работу, чем могли бы.
В работе круглого стола, который был посвящен проблемам ИТ-образования в Беларуси и прошел на прошлой неделе в компании Itransition, приняли участие представители ведущих белорусских ВУЗов, готовящих программистов, и учебного центра Itransition: декан факультета прикладной математики и информатики БГУ Павел Мандрик, декан механико-математического факультета БГУ Дмитрий Медведев, декан факультета компьютерных систем и сетей БГУИР Валерий Прытков, заведующий кафедрой интеллектуальных информационных технологий факультета информационных технологий и управления БГУИР Владимир Голенков, главный инженер компании Itransition Павел Лебедев и руководитель корпоративного учебного центра Itransition Юрий Анушкин.
Темы, поднимавшиеся на круглом столе, нельзя не назвать животрепещущими для белорусской ИТ-отрасли. Но, пожалуй, наиболее интересной стала та часть дискуссии, которая была посвящена переводу отечественной высшей школы на четырехлетние "рельсы". Представители ВУЗов смотрят на грядущую реформу с нескрываемой тревогой, поскольку она может лишить белорусскую ИТ-отрасль притока свежих высококвалифицированных кадров, которые будут способны конкурировать по уровню с западными разработчиками.
По мнению представителей ведущих белорусских ИТ-ВУЗов, Беларусь вряд ли в состоянии перейти сегодня на болонскую образовательную модель, поскольку предложенная Министерством образования система строится по принципу 2 + 2 (два года учебной подготовки и два года производственной практики), а не 4 + 2 (четыре года бакалавриата и два года магистратуры). Беларуси просто не хватит денег на реализацию системы 4 + 2, поэтому "лишние" два года студентов никто учить не будет. Вполне естественно, что подготовка специалиста, учившегося по 6-летней программе будет лучше, чем у учившегося по 4-летней.
В таких условиях особенно важной становится подготовка абитуриентов в профильных лицейских классах, которые могут взять на себя часть учебной программы младших курсов ВУЗов. К сожалению, из-за того, что сегодня руководство лучших школ часто стремится сделать их гимназиями, а в гимназиях нельзя организовывать профильные классы, и из-за этого ВУЗы, работая с учениками таких заведений, вынуждены работать "обходными путями": с помощью факультативов, курсов по выбору и т.п.
Конечно, сегодня, когда образование становится массовым, специалистов, которые разбираются во всём, не нужно много. Но ведь белорусская ИТ-отрасль сегодня конкурирует со странами, где оплата труда программиста намного меньше, чем у нас. Поэтому о ценовой конкуренции за западного заказчика речи уже идти не может, а конкуренции по качеству и уровню выполнения заказа при недостаточно квалифицированном персонале уже может не получиться. Не рубит ли Беларусь тот сук, на котором сама же и сидит?..
Впрочем, если смотреть на долговременную перспективу, и сама ИТ-отрасль отбирает лучшие кадры у науки, а значит, лишает страну надежды на значимые в мировом масштабе инновации, которые могли бы родить наши ученые. Почему так получается, объяснил Павел Лебедев: многие, кто хотел бы заниматься наукой, ощущают возможность самореализации в ИТ, при этом, в отличие от других отраслей, где можно заработать деньги, эта отрасль не кажется им скучной. А поскольку ИТ-индустрия предлагает, в отличие от науки, не только самореализацию, но и приличные деньги за неё, то выбор, естественно, складывается в её пользу.
Каков выход из сложившейся ситуации? По мнению собравшихся, ключевое понимание решения проблемы состоит в том, что само общество должно осознать свою ответственность за сферу образования. И если все перестанут жить одним днем и начнут смотреть хотя бы на несколько шагов вперед, то подобные проблемы разрешатся сами собой.
Вадим СТАНКЕВИЧ
Комментарии
Если учить специальности, без левой бредятины - время хватит, и спецы будут нормальные, а, если сокращать именно профильные предметы - тогда действительно сокращение срока обучения во вред.
Вспомниете, много ли из того, чему вас учили в ВУЗе вам пригодилось в работе? Мне так процентов 10. остальное можно выкинуть и дать больше знаний по профильному предмету. Например для прогеров языки програмирования, математику и пр. увеличить время обучения в 2 раза, а другие предметы сократь до понятий или выкинуть совсем.
Лучше учить конкретно, более узко, зато классного спеца, чем всему понемногу, но специалист получается никакой.
А мне эдак 50-60. Возможно, раньше лучше учили?
может раньше было и лучше...
"Каков выход из сложившейся ситуации? По мнению собравшихся, ключевое понимание решения проблемы состоит в том, что само общество должно осознать свою ответственность за сферу образования. И если все перестанут жить одним днем и начнут смотреть хотя бы на несколько шагов вперед, то подобные проблемы разрешатся сами собой."
Причём сдесь общество? Вы про какое общество? Общество это кто? Решать проблемы могут только заинтересованные и мотивированные люди. А не общество. И тем более не министры, которые уже давно оторвались от реальности и не общество, которому есть дело только до собственного живота.
ИТ компании в первую очередь должны поддерживать ВУЗы, давать возможность расти молодым дарованиям и потдерживать науку. Должна появиться статья расходов - развитие науки. ИТ компания может взять на себя оплату зарплаты молодых учёных через гранты, размещение заказов в ВУЗах, беря ВУЗы в соисплнители своих проектов. Есть и другие схемы, ВУЗы к этому приспособлены. А сейчас происходит высасывание из ВУЗов людских ресурсов. Через 5-10 лет некому будет готовить ИТ специалистов, т.к. профессура (сейчас им по 60-70 лет) вымрет, а заменить будет некем, т.к. все дружно рубят килобаксы... Ещё могу порассуждать, но времени нет...
И ещё. Про 10%. Основная задача ВУза научить человека учиться, а не обучить его как обезъянку парочке приёмчиков (за приёмчиками для обезъянок обращайтес в техникумы). Т.к. этот процесс можно осуществлять на примере разных сфер деятельности и появились специальности и напрвления в образовании. Если человек уже умеет учиться, или не хочет этому учиться, то ему ВУЗ нужен только для корочки или как откос от армии... Инженер в переводе с латыни - думающая единица. К сожалению в ВУЗах это не вдалбливают с первого курса.
Какой занятый философ! Кстати, "здесь", "здание", "здоровье", "зги" пишутся с буквой "з". А за ВУЗы не опасайтесь. Там преподаёт не только "профессура". Привлекают и специалистов.
как же тяжело читать таких специалистов
>Вспомниете, много ли из того, чему вас учили в ВУЗе вам пригодилось в работе? Мне так процентов 10. остальное можно выкинуть и дать больше знаний по профильному предмету. Например для прогеров языки програмирования, математику и пр. увеличить время обучения в 2 раза, а другие предметы сократь до понятий или выкинуть совсем.
Математика прогеру НЕ нужна. И алгоритмы - типа сортировки - НЕ нужны.
4-ре года для прогера - это и так много. 2-года хватит. и КОДИТЬ И КОДИТЬ И КОДИТЬ....