Вы помните те времена, когда в Беларуси появились первые сайты? Это было так давно, что кажется уже неправдой. Белорусский интернет тогда был как ребенок: юн, наивен, неопытен и полон амбиций. В это время зарождались первые интернет-сайты, которым, к сожалению, не суждено было дожить до нашего времени. Однако были весьма успешные проекты, которые до сих пор живы и радуют нас своим присутствием в Байнете. Об одном из них и пойдет речь в сегодняшнем материале «Компьютерных Вестей».
Сейчас уже трудно найти молодого белоруса, который ни разу не покупал товары в интернете, ведь в 21 веке в нем можно купить все: бытовую технику, вещи для дома, товары для детей и, разумеется, все ультрасовременные гаджеты. Мы настолько привыкли к покупкам в «сети», что с трудом от них сможем отказаться.
На заре отечественного интернета появилась и первая торговая площадка Беларуси, которую сегодня знает почти каждый любитель «затаривания в сети». Торговый портал Shop.by - первая и крупнейшая площадка, которая помогает покупателям выбирать товары в интернет-магазинах Беларуси. Работает с апреля 2000 года. Проект перешагнул через важную дату – 15-летний рубеж. Мы не могли пропустить такое событие, поэтому зашли в гости к директору Shop.by Комкову Владимиру Валерьевичу, чтобы вместе с ним заглянуть в историю портала и узнать о планах на ближайшее время.
КВ: Владимир Валерьевич, расскажите, как и когда зародилась идея создания сайта?
- Конец 90-х годов – это начало бурного развития белорусского интернета. Появлялись первые интернет-магазины, которые столкнулись с серьезной проблемой: как привлечь покупателя? Инструментов продвижения для интернет-магазина в то время не было. Компания «Открытый контакт» поняла, что нужна площадка, на которой будут представлены все эти магазины. Так началась работа по созданию Shop.by.
КВ: Каким был проект на первых этапах?
- Прототип нынешнего Shop.by – это страничка с адресами и описаниями интернет-магазинов, которые работали на тот момент в стране. В апреле 2000 года сайт впервые заработал, тогда он назывался «Сеть интернет-магазинов SHOP.by» и представлял всего-то 15 интернет-магазинов. (Скриншот 1) В том же 2000 был небольшой «редизайн» по случаю разработки Сергеем Осиповым (Red Graphic) первого для Shop.by логотипа.
В апреле 2006 для Shop.by придумали лейбл «Торговый портал» (с регистрацией товарного знака) и сделали новый дизайн.
КВ: С какими проблемами пришлось столкнуться при продвижении портала?
- В то время мы столкнулись в основном с технологическими проблемами. Были достаточно скудные технологии веб-разработки, всё приходилось делать вручную. Доступ в интернет был дорогим и редким удовольствием, мы даже бесплатную модемную линию доступа к Shop.by и интернет-магазинам сделали.
Ну и покупатель на тот момент был «дикий». Ему нужно было объяснять, что такое интернет-магазин, как в нем покупать. Убедить, что если что-то закажешь, то тебе товар привезут, покажут, и ты сможешь его все-таки купить. Тогда рынок интернет-покупок в Беларуси только формировался. Сейчас конкуренция между белорусскими интернет-магазинами очень серьезная, активно приходят российские сайты, не говоря уже про китайские площадки. Нельзя забывать и про традиционную розничную торговлю, которая вовсю пришла в интернет как только были определены все нормы законодательства для торговли в интернете.
.
*Редизайн 2000 года
КВ: Сколько человек сейчас трудится в команде?
- Сейчас нас без малого пятьдесят.
КВ: Были тяжелые времена в истории проекта? Как удавалось их пережить?
- Можно отметить 3 сложных периода. Во-первых – это старт, первые 3-4 года работы. В это время формировались и рынок, и команда. Не все, с кого начинался проект, продолжают работать над ним. Сложно было обратить на себя внимание, собрать посетителей, клиентов. Во-вторых – это кризисные времена - и 2011-й, и нынешний год. Нелегко торговле, нелегко покупателям - нелегко и нам. Мы работаем на белорусском рынке и зарабатываем тогда, когда посетитель покупает у продавца.
Но мы любим своё дело и стараемся его делать хорошо, а Shop.by нужен и покупателям, и продавцам. Это позволяет выходить из кризисов даже окрепшими.
* Осенью 2002 Shop.by стал частью портала Open.by, сменив дизайн и переехав на shop.open.by.
КВ: В Ваших планах был выход на зарубежный рынок?
- Нам интересны другие рынки и мы пробуем на них работать.
Несмотря на все сложности, мы IT-компания, которая работает на белорусском рынке. Мы приложили руку к созданию белорусской интернет-торговли и сейчас помогаем бизнесу почти тысячи белорусских интернет-магазинов.
КВ: Чем Shop.by привлекает покупателей?
- У нас достаточно большое количество постоянных посетителей, которые регулярно совершают покупки. На Торговом портале Shop.by представлено большое количество интернет-магазинов, что является залогом широкого выбора и разумных цен. На многие категории товаров цены ниже, чем на других порталах. У нас хорошо представлены категории товаров, которые не такие топовые, как скажем, бытовая техника. Площадок, на которых эта составляющая развита – немного. Широкий выбор, низкая цена, понимание того, что у нас продают только легальные продавцы, делают свое дело. Еще мы помогаем решать спорные вопросы, подсказываем покупателям куда обратиться, чтобы решить проблему.
*Дизайн 2006 года
КВ: Как изменился белорусский покупатель за эти 15 лет?
- За это время белорусский покупатель перестал быть диким, присматривающимся. Он теперь профессионал: по внешнему виду сайта может определить, стоит ли тратить на этот интернет-магазин время. Люди стали тратить больше денег на онлайн-торговлю. Они научились заказывать из Китая и других стран. Белорусский покупатель прогрессирует с каждым годом. Его возможности выросли, он начинает влиять на продавцов, побуждая тех совершенствовать свой бизнес – от представления товара до доставки и гарантийного сервиса. Если раньше было достаточно просто иметь сайт интернет-магазина, то теперь нужно иметь хороший интернет-магазин как сервис, и еще нужно найти этого покупателя. А когда он будет готов совершить у тебя покупку, не стоит его подводить качеством товара или обслуживания.
КВ: Что ждет белорусский рынок интернет-торговли в ближайшее время?
- Рост конкуренции, профессионализма продавцов и требовательности покупателей.
КВ: Что удалось сделать за прошлый год и есть ли планы на этот?
- Не так давно мы сделали полный редизайн Shop.by, начали работу над контентом по-новому. Весь прошлый год продолжали работу над юзабилити, запустили новые сервисы – «Отзывы на магазины» и «Акции и скидки».
Беседовал Дмитрий Кульбацкий
Горячие темы