Корреспондент агентства «Минск-Новости» узнала у специалистов Минторга о типичных нарушениях законодательства, которые допускают в соцсетях создатели рекламных групп, сообществ, а также организаторы розыгрышей.
В 2014 г. в одной из социальных сетей произошла, казалось бы, заурядная ситуация: в рекламном розыгрыше («сделай репост и…»), который проводился в группе, победил близкий друг организатора. Соль истории заключается в том, что один из проигравших увидел в такой победе нечестный сговор и обратился с жалобой в Министерство торговли Республики Беларусь. Там установили, что рекламная игра проводилась без регистрации (требования установлены Указом № 51 «О проведении рекламных игр в Республике Беларусь»), дело направили в суд. Организатор получил штраф в несколько миллионов.
Как организатору не попасть в подобную ситуацию, правильно оформить рекламную группу/сообщество, провести рекламную акцию в соцсетях без нарушения закона, рассказали в управлении защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства торговли Республики Беларусь.
Создание групп для продвижения товаров, работ, услуг
Запрещено | Разрешено |
Использовать группу как интернет-магазин; указывать в соцсетях контакты для заказа товара, работ, услуг.
Продавать через Интернет лекарственные средства, спиртные напитки и пиво, табак.
|
Делать описание товара, оставлять ссылку на товар в интернет-магазине. |
Пример нарушения: возможность заказа товаров через соцсети.
Пример нарушения: указание номера телефона для заказа товара через соцсеть и реклама, создающая впечатление о преимуществе товара перед другими товарами (например, «самые низкие цены»).
Почему нельзя использовать соцсети в качестве интернет-магазинов?
В Беларуси все интернет-магазины должны пройти регистрацию в Торговом реестре. Зарегистрироваться могут лишь те интернет-магазины, сайты которых имеют привязку к национальному сегменту сети Интернет (их серверы должны находиться на территории Республики Беларусь, регистрация сайта – в доменной зоне BY). Таким образом, зарегистрировать белорусский интернет-магазин в российской и другой зарубежной соцсети и продавать товары белорусским потребителям невозможно, этого не позволяет белорусское законодательство.
Что тогда вообще можно? Например, разрешено публиковать рекламу – на любом сайте, даже на том, который находится вне национального сегмента:
– Размещать рекламную информацию в социальных сетях можно. Главное, чтобы это была именно реклама, а не реализация товаров и услуг через социальную сеть. Если в рекламе в соцсети указан номер телефона, по которому можно заказать товары-услуги, мы рассматриваем это как торговлю по образцам, осуществляемую с нарушением законодательства, – отметила начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства торговли Республики Беларусь Ирина Барышникова.
При публикации рекламы интернет-магазина в соцсетях необходимо в соответствии Законом Республики Беларусь «О рекламе» указывать наименование (Ф. И. О. индивидуального предпринимателя) рекламодателя, его УНП.
Пример нарушения: использование в рекламе слов в превосходной степени «самые низкие».
– Одно из самых частых нарушений – использование в рекламе слов в превосходной степени или иных слов, создающих впечатление о преимуществе товара или услуги перед другими товарами или услугами, которые не подтверждены документально: «самые низкие цены», «самые лучшие цены», «крупнейший магазин бытовой техники», – рассказала консультант управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства торговли Республики Беларусь Алена Бурда.
Проведение розыгрышей и акций
Запрещено | Разрешено |
Проведение рекламных игр с розыгрышем призов в социальных сетях. | Проведение без регистрации рекламных акций. |
Чем отличаются рекламные розыгрыши от рекламных акций?
В первом случае приз получают лишь некоторые участники: один человек, каждый 10-й, первые 50 и т. д. Во втором случае призы достаются всем участникам.
Пример рекламной акции: «Загрузи свое фото на тему «Мой макияж на выпускной» – получи гарантированную скидку 5 %». Пример рекламного розыгрыша: «Загрузи свое фото на тему «Мой макияж на выпускной с использованием косметики фирмы N» и участвуй в розыгрыше фотоаппарата».
Для проведения рекламной игры необходимо разработать правила проведения, сформировать призовой фонд и зарегистрировать рекламную игру в Министерстве торговли.
Как и в случае с продажами через соцсети, зарегистрировать рекламную игру в российских и других зарубежных социальных сетях белорусское законодательство не позволяет. За проведение рекламных игр с нарушением законодательства предусматривается штраф в размере от 20 до 500 базовых величин (3,6–90 млн рублей).
Пример нарушения: рекламный розыгрыш для белорусов в российской социальной сети.
При проведении рекламной акции организатор не может ставить условие для участников, чтоб они были потребителями товара, работы, услуги. То есть условия вроде «только для клиентов компании N» недопустимо.
Что позволяет закон
Проводить рекламные игры (розыгрыши призов) без регистрации в Министерстве торговли можно на собственном сайте. Важно, чтобы мероприятие не было направлено на стимулирование продаж (реализации товаров, услуг, работ), для участия в них не должны требовать подтверждения приобретения или использования товаров, услуг или работ. Обязательное условие – доступ к сайту должен осуществляться без взимания платы или заключения договора.
В соцсети можно разместить рекламу о проведении такого розыгрыша с активной ссылкой на сайт, нарушением закона это не будет.
Справочно
За два месяца 2015 г. в Беларуси выявлено десять нарушений при проведении рекламных игр, общий размер штрафов составил 14 млн рублей. В 2014 г. выявлено 60 нарушений, общий штраф – более 46 млн рублей.
Горячие темы