Команда Talaka.by объявила о запуске нового краудфандингового проекта Talakosht. Сервис начал работу 31 марта и предназначен для сбора средств на реализацию социально значимых проектов.
Платформа Talaka.by работает уже 2 года и за это время помогла в реализации 23 проектов в сферах национальной культуры, экологии, инклюзии, образования, высоких технологий и других. Помощь заключается в том, что платформа предоставляет возможность контактировать между собой специалистам разных сфер, готовых помочь понравившемуся проекту. С появлением нового инструмента для сбора средств Talakosht авторы платформы связывают большие надежды.
Мы расспросили лидеров проекта Talaka.by Ивана Веденина и Евгения Клишевича о том, насколько жизнеспособен краудфандинг в Беларуси, как будет работать Talakosht и чем будет отличаться от существующих мировых аналогов. Ну и, конечно, о планах на его развитие.
- Почему вы решили, что такой проект необходим сейчас в Беларуси?
И.В.: Изначально, мы были сторонниками подхода, что практически любой социально значимый проект можно реализовать без привлечения средств, а лишь за счет координации усилий заинтересованных сторон: сообществ, бизнеса и государства. Однако с опытом стало ясно, что хоть без средств и можно делать проекты, но в некоторых случаях процесс значительно ускоряется, если есть живые деньги. И самым логичным способом привлечения средств на социально значимый проект является механизм краудфандинга, поскольку именно он позволяет привлекать деньги от тех, кто прямо или косвенно выигрывает от его реализации.
Е.К.: Если взглянуть на ситуацию с социальными и творческими проектами в Беларуси в целом, то можно выделить пять основных источников стороннего финансирования: фонды, коммерческие спонсоры, венчурные инвесторы, государство и крупные меценаты.
Краудфандинг является принципиально иным подходом к финансированию. Этот инструмент делает его по-настоящему массовым и народным. Теперь, даже имея 50 000 белорусских рублей, любой человек может стать спонсором социального проекта, что делает процесс внедрения социальных инноваций более быстрым и чувствительным к потребностям общества.
До недавнего времени в Беларуси не было действующих краудфандинг-платформ, хотя во всем мире благодаря такому методу финансирования успешно организована работа десятков тысяч проектов. Мы рады, что честь запуска первого краудфандинг-проекта досталась некоммерческой платформе. Да и не могли мы не запустить краудфандинг, так как авторы уже размещенных проектов на Talaka.by все настойчивее просили от нас об этом.
- Какие отличия вашей краудфандинг-платформы от существующих российских, украинских и мировых аналогов?
Е.К.: Когда говорят о краудфандинге, всегда возникает вопрос о добросовестности авторов и гарантиях, что проект будет выполнен, как и все обязательства перед спонсорами. У Talaka.by в отличие от классических краудфандинг-платформ есть преимущество – финансирование (собственно сам краудфандинг) является лишь одним из инструментов реализации проекта. Даже без этого инструмента мы уже помогли реализовать 23 проекта. Наша платформа дает возможность потенциальным спонсорам проекта наблюдать весь его жизненный цикл и сформировать свое отношение к нему. Так что недобросовестный, как и неопытный автор просто не сможет заручиться достаточным доверием у сообщества, чтобы получить финансовую поддержку. Требование максимальной публичности проекта - вот главная защита от недобросовестности.
И.В.: Краудфандинг в Talaka.by будет работать несколько иначе, чем у популярных российских, украинских и мировых аналогов. Главным отличием будет механизм обещаний: сначала спонсор (человек, который хочет перечислить средства на поддержку проекта) регистрирует свое обещание перечислить деньги, а затем, когда сумма обещаний будет достаточна для финансирования проекта, уже производится оплата. Такой формат, на наш взгляд, стимулирует авторов формировать сообщество неравнодушных вокруг проекта и вовлекать их в совместное действие. Ведь в любой момент потенциальный спонсор может отказаться от своего обещания поддержать проект. В остальных краудфандинг-системах деньги сразу же списываются или замораживаются на счету спонсора.
- Другими словами ваша система будет строиться на обещаниях?
И.В.: По сути да, вся система строится на обещаниях обеих сторон. Автор проекта дает обещание что-то улучшить. Те, кто разделяет его устремления, обещают помочь со своей стороны знаниями, временем или финансами. Но одними обещаниями сыт не будешь, именно это и побуждает авторов работать над проектом и над собой.
Механизм краудфандинга хоть и открывает возможность привлечения финансов в проекты, но в то же время требует дополнительных навыков и ответственности. Для сбора средств придется организовать промо-кампанию, снять привлекательное видео или сделать презентацию, постоянно быть в контакте со своей аудиторией, отвечать на их вопросы, обеспечить поощрения для спонсоров. Действуя так, автор получает не только денежные средства, но лояльное сообщество сторонников проекта, готовых следить и соучаствовать в его реализации. Таким образом, повышается устойчивость проекта, и открываются перспективы его дальнейшего развития.
- То есть вы создали такие условия, в которых развитие проекта невозможно без развития самих авторов.
И.В.: Одно без другого невозможно в принципе. Проекты должны расти вслед за своими авторами. Со своей стороны платформа Talaka.by не бросает авторов в омут неизвестности, мы предоставляем консультации на всех стадиях краудфандинг-кампаний, помогаем найти партнеров и организуем освещение в наших социальных медиа, число подписчиков которых уже перевалило за 10.000, а ежемесячный охват достигает 100.000 человек.
- Что же получают спонсоры?
- Спонсоры проектов получают соразмерные своему вкладу поощрения от авторов, будь то личная благодарность, памятный сувенир, билет на мероприятие или же бесплатная установка программы, игры или приложения, на которые собираются средства. Объем и разновидность благодарности автор разрабатывает самостоятельно. Кроме этого спонсор получает чувство удовлетворенности от того, что он помог в реализации крутого проекта.
- Каким образом можно осуществить перечисление средств на понравившийся проект?
Е.К.: На первом этапе оплата будет реализована с помощь банковских карточек. В дальнейшем мы планируем подключить дополнительные возможности для оплаты.
- И каковы ваши прогнозы на развитие Talakosht?
Е.К.: То, что народное финансирование будет работать в существующих условиях, у нас сомнений нет, это доказал как наш собственный опыт (мы дважды краудфандили на наши вечеринки), так и опыт беларусов, которые собирали деньги на свои проекты на крупных международных площадках. Единственное, за что сейчас волнуемся, это на какой объем суммарного финансирования проектов удастся выйти со старта. В первую очередь это будет зависеть от самих проектов. Сейчас на платформе больше всего социально значимых проектов в области культуры - это легко объяснимо тем, что эта область дает возможность реализовать свой творческий потенциал практически каждому.
Если говорить о дальнейших планах, то тут можно говорить только о развитии качества сервиса (как IT, так и организационного) и обучении авторов проектов. Возможно, на основе полученного опыта мы запустим новый обучающий курс в Talaka.Школе, чтобы как можно больше авторов научились технологии краудфандинга.
- А что вы скажете о проекте Ulej.by, они недавно анонсировали запуск своей «первой краудфандинговой площадки Беларуси»? Так кто же первый?
Е.К.: Мы рады, что не одни мы решили нести на себе ношу продвижения краудфандинга в Беларуси. И тут не важно, кто первый, кто второй, а кто третий - важнее, что мы вместе делаем полезное для общества дело. Тут можно вспомнить, что уже несколько лет существует проект MaeSens, который успешно собирает деньги на благотворительность методом, который можно так же отнести к краудфандингу. И это здорово, что теперь есть определенная сегментация краудфандинг-площадок, которая помогает сориентироваться автору проекта, куда ему лучше подаваться.
Горячие темы