Кризис в России, спровоцированный украинскими событиями, повлиял, к сожалению, и на IT-сектор РФ, компании которого вынуждены следить теперь не только за трендами на IT-рынке, но и за ходом военных действий на Украине. Многие российские IT-компании попали под санкции, вынуждены лавировать, менять форму собственности, заводить счета в других банках, правдами и неправдами изымать средства со счетов, попавших в зону действия санкций. Возникают проблемы и у специалистов этих компаний, а также у фрилансеров (вспомним Крым). Закрываются офисы разработчиков и на Украине, где нестабильность в экономике и политике достигла невиданных в постсоветской истории масштабов. Единственным стабильным государством, у которого, вдобавок, есть неплохие возможности для развития IT-бизнеса, осталась Беларусь. Правда, реализовать свои возможности мы не спешим.
Наши только уезжают
Возможно, статью будут читать те, кто незнаком, а может и мало знает об IT-сфере, поэтому, этим непосвященным читателям я попробую разъяснить некоторые ключевые вопросы работы нашей IT-индустрии.
IT-сектор — наиболее динамичная сфера на планете. В ней работают, пожалуй, самые образованные и талантливые люди. Вдобавок, эта сфера не привязана к какой либо стране, локальному региону или производству, как специалисты предприятий реального сектора, например, которые вынуждены трудиться только на своих рабочих местах.
Вдобавок, в IT-секторе есть большие деньги, но его не сдерживают на одном месте скважины или трубопроводы, как нефтянку, например. В любой момент целая IT-компания может «сняться с якоря» и переехать в другое место, где условия работы-отдыха-налогообложения будут лучше-выгоднее.
Так, собственно говоря и происходит. Возьмем любую из наших крупных компаний. Например, Wargaming.net (самый известный проект - World Of Tanks). Когда фирма находилась ещё «на старте», офис у неё располагался в Минске на ул. Воронянского. Где сейчас базируется компания, сколько входит в неё различных производных юридических лиц и где располагаются их конторы— сказать трудно. Могу назвать лишь самые крупные — в Париже, Минске, Москве, Сингапуре, Сеуле, Токио, Сиднее, только пять – в США. Естественно, при любых возникших на местах проблемах, офис можно закрыть (как это недавно произошло в Харькове, на Украине), а «фокус» производства переместить в другую точку.
Практически такая же ситуация проецируется на любую из наших крупных компаний. Конечно, они подотчетны «Парку высоких технологий», работают и для блага страны, финансируя строительство и оплачивая налоги в бюджет. Но зависимость эта – весьма условна. Фактически, она распространяется лишь на белорусские юридические лица, работающие здесь их администрации и коллективы.
Открою «страшную» тайну — ключевые фигуры «отечественной» IT-индустрии, лучшие разработчики и ведущие менеджеры давно здесь даже не живут. Собственно, к чему я это всё говорю? К тому, что крупным компаниям, в принципе, не столь важно, где работают их люди. Ну, а что касается фирм помельче, ориентированных, в основном на российский, белорусский рынки? Здесь всё сложнее.
Белорусских разработчиков «бьют» кризисы
Белорусских и российских разработчиков каждый кризис бьет, что называется «наотмашь». Вспоминается ещё 2007-2008 годы, когда в Минске (в результате кризиса) закрылись сразу несколько небольших компаний-разработчиков. Помнится даже конец девяностых, когда нынешний владелец Tut.By Юрий Зиссер закрыл свою первую компанию – разработчика ПО, как раз из-за очередного кризиса (кажется, это был «Чёрный вторник» 1997 года). То же происходило и в 2011 году, аналогичные ситуации возникают и сегодня, в году 2015 — и у нас и в России.
Почему же так происходит? А очень просто. Наши разработчики делают софт для наш же предприятий. Многих из которых нынешний кризис также поставил на грань выживания. Они либо переходят на 3-4-дневный рабочий график, либо закрываются. Этого как бы не очень заметно. И государственные СМИ внимания своего на банкротствах крупных предприятий не акцентируют. Но они происходят. Можно перечислить некоторые крупные предприятия, которые исчезли за прошедшее десятилетие. Это, например, ОАО «Гомельский подшипниковый завод», ОАО «Пинская трикотажная фабрика "Волна", Гомельский авторемонтный завод и т.д. Десятки таких предприятий «выбывают» в ходе регулярных экономических потрясений, от которых содрогается наша страна.
Софт для них пишут не только коммерческие разработчики, но и маленькие государственные структуры. На языках программирования, которые давно и изучать–то никто не хочет, а кто знал — скоро забудет. Все они вместе со своими кормильцами оказываются в финансовой «яме».
Да, что говорить! Даже крупные разработчики, вроде Itranstion, заявили об убытках на белорусском и российском рынках (последний для компании — третий по значимости рынок продаж).
С кадрами ситуация также не выглядит простой. Ведь продвинутыми и состоятельными являются не только компании, но и ведущие их сотрудники. Благодаря возможностям, которые дает отраслевой спрос на IT-специалистов, они могут без труда найти себе другую работу, где-нибудь в стабильном зарубежье. Так, к слову и происходило в 2008-2009, в 2011 годах. Специфика нынешнего года отличается лишь тем, что в Россию работать уже не поедут – там тоже кризис. Но январские исследования рынка труда уже показывают, что до 30% белорусских разработчиков готовы уехать отсюда. Очевидно, что это далеко не худшая часть IT-корпуса.
Белорусский интерес
Однако можно сказать, что положение у нашей страны в нынешнем финансовом «шторме» именно для привлечения в страну компаний — разработчиков ПО, как раз, довольно выгодное. Это касается условий и возможностей как для крупных фирм, так и для мелких, в том числе из России и даже Украины.
В чем же наш «профит» по сравнению с крупнейшими соседями? Да хотя бы в том, что, в отличие от России нам не угрожают санкции Запада. А вот IT-компании РФ уже сейчас страдают от них довольно сильно. А ведь может быть и хуже. К примеру, регистраторы доменных имен на Западе могут взять и разделегировать все доменные имена, принадлежащие российским фирмам. А облачные и прочие хостеры могут отключить все российские сервера, размещенные в их дата-центрах.
Но и это — далеко не самая серьёзная проблема. В РФ запросто могут отключить систему расчетов и платежей SWIFT, с помощью которой производится подавляющее большинство крупнейших платежей в мире, реализуют свой функционал Visa и MasterCard. Это будет серьезным ударом по российскому бизнесу и по IT-сфере. Ведь в РФ 90% международных платежей также идет через SWIFT. А значит, на неопределенный срок исчезнет возможность быстрой оплаты экспорта (SWIFT позволяет осуществлять финансовые операции любой сложности за несколько минут).
Всех этих проблем в Беларуси просто не будет, так что для российских гигантов создание белорусских офисов может выглядеть вполне пристойной альтернативой. Беларусь расположена весьма удачно — рядом с Россией, на перекрестке транспортных и телекоммуникационных путей. Её не затрагивают санкции Запада, здесь будут работать все платежные системы, включая национальную, которая уже давно обкатана и весьма эффективна.
Беларусь — выгодное место и для размещения украинских подразделений крупных российских, украинских и международных компаний. Не секрет, что разработчики сейчас свертывают свою деятельность даже в Киеве и переносят офисы в государства, с более спокойной политической и экономической обстановкой. Одна из таких стран — это Беларусь. Очевидно, что здесь потрясений в ближайшее время ожидать не стоит. Выгодна Беларусь и для фрилансеров, и маленьких компаний — снова же, по причине стабильности и отсутствия каких-либо угроз для политической ситуации и самое главное — для платежных систем.
Льготы для участников ПВТ уже давно вызывают пристальное внимание россиян. Условия для работы, в принципе, такие же. Мы говорим на одном и том же языке. Общее налогообложение у нас — весьма прогрессивное, если, конечно, не учитывать местные особенности. Впрочем, а где этих особенностей нет?
Конкуренты не спят
Однако есть у Беларуси и конкуренты, положение которых не менее, а то и более стабильно, а условия для бизнеса — столь же или даже более удобны. Это, например, Литва, где всегда рады любому бизнесу: и крупному, и мелкому. Там и налогообложение — самое низкое в ЕС. И государство намного меньше вмешивается в дела предпринимателей, чем у нас. И к разработчикам ПО там — внимание особое. К примеру, как сообщает тамошняя пресса, в 2014 года литовское государственное агентство по иностранным инвестициям Invest Lithuania объявило приоритетом привлечение в страну компаний-разработчиков игр. Чтобы их стимулировать, правительство сократило время, которое необходимо для найма квалифицированного сотрудника из-за пределов ЕС, до 2-4 недель, а также упростило получение разрешения на работу и проживание (Blue Card) для тех, чей ежемесячный доход превышает 2000 евро.
Перспективы
Беларусь пока не получила статуса одного из центров разработки ПО, как, например, Индия. Хотя, страны восточной Европы активно трудятся в этом направлении, развивая собственные «анклавы» для своих и зарубежных разработчиков. Понемногу центры создания ПО крупных фирм появляются в Болгарии, Румынии, Латвии, а у нас их пока совсем немного, хотя возможности для их привлечения и для работы есть.
Эдуард Трошин
Комментарии
Страницы
Достойных людей много и в медицине, и в машиностроении, и в искусстве, и т. д. Я думаю, не стоит так говорить...
Это как!? ИТ специалисты работают на кого-то вполне конкретного и платят налоги кому-то вполне конкретному. Иллюзия "непривязанности" возникла у автора из-за того, что часть наших ИТ специалистов работает исключительно на западный рынок и по западным заказам. В этом смысле они как раз привязаны, причем, сильнее всех прочих. На мой взгляд, с государственной точки зрения значимы, как раз те, кого автор отнес ко второму сорту, а именно ориентированных на внутренний рынок ПО. Поскольку именно они вносят посильный вклад в развитие сектора ИТ непосредственно тут.
Наверное, мысль выражена не слишком точно. Трудовые ресурсы не привязаны к конкретной стране. Особенно, лучшая их часть - сел и уехал.
Для справки, доля ИТ в структуре экспорта услуг в РБ - относительно небольшая (что-то около 5% в лучшие годы - для сравнения транспортные услуги 70%). Вообще доля сектора ИТ в экономике РБ - очень небольшая. Я не для того, чтобы поругать статью - статья вполне сносная... Просто может возникнуть неверное впечатление о значимости "отрасли... Это пока, имхо, и отраслью - то назвать нельзя...
:) Такого не бывает. Те, кого вы имеете ввиду привязаны к рынку ПО той страны или стран, на кого они работают. Причем, еще раз подчеркну - они очень мало полезны для страны, в которой они физически находятся, а работают на рынок другой. Тем более, еще и в льготном налоговом режиме. Мы их обучаем. снабжаем социалкой (дет.садами, мед.услугами и т. д.), а они, фактически, работают на благо США и ЕС, пользуясь нашими дешевыми государственными ресурсами.
Я совсем не против ИТ-бизнеса. Всякие фирмы нужны - пусть работают и плятят налоги. Но для развития реальных высоких технологий наиболее значима национальная промышленность. Вот когда ИТ будет привязана в основном к национальной промышленности и обслуживать наши концерны и концерны содружества - вот тогда это будет действительно развитие высоких технологий... А "не привязанные", они и есть "не привязанные"...
Ой ли?
Из них уедут max 30%. <30%*<30% = <<9%. Не страшно.
Что касается содружества, может быть. А нашей промышленности даже такая ИТ-отрасль, как наша, великовата, ИМХО. Ей просто нечего делать на заводах, где станки были сделаны в середине прошлого века.
Всё это так, но вы же понимаете, что здесь нет промышленности, которой нужен такой объем разработок. Нет и не будет ни при вашей, ни при моей жизни. Поскольку даже за 20 лет её создать не смогли. Не создадут и за сорок.
В теории, конечно, можно об этом поговорить и помечтать об этом, как вы это любите, но это будут "пустые разговоры гнилой интеллигенции", которые, как вы помните, уже привели к развалу большой страны. Надо ориентироваться на то, что есть и на то, что в принципе возможно.
К слову, вот я бы этот станок восстановил. Заменил бы пару передач, патрон, подшипники и, возможно, двигатель (скорее всего, обмотки залиты дождем). Направляющие ржавые притер бы вручную за неделю. Это обошлось бы меньше, чем в тысячу долларов. Его и автоматизировать можно - "шаговики" прикрутить на передачи, с каким-нибудь Arduino. А с таким хозяйствованием, как у нас, в стране ничего не будет, потому-что никому ничего не надо.
Тут, мне кажется, вы сильно ошибаетесь. Промышленность тут есть, причем, весьма немалая. Страны, где нет промышленности выглядят иначе. Мы просто это не ценим, ибо выросли в СССР и до сих пор этим живы. Угробить это можно быстро. Создать заново - очень сложно, дорого и почти невозможно.
И тут вы ошибаетесь. Я часто встречаюсь и беседую с нашими производственниками, в том числе начальниками ИТ-отделов предприятий (настоящий предприятий). Так вот ПО у них в основном российского производства - ибо нашего нет. У нас, на самом деле, этими обычными людьми за госзарплату делается много. Они, имхо, неизмеримо важнее всего ПВТ и всех "непривязанных"
Проблема в том, как действительно заставить работать и развиваться именно нашу ИТ отрасль. Вот, действительно сложная проблема.
На самом деле развитие происходит очень быстро, когда происходит. Мы, по крайней мере многое сохранили, а в этих условиях - уже немало. Одни не проживем - 100%. Запад нам не поможет, разве, что утонуть поможет - это да.
Поддерживаю высказывания leo3. Но с оговоркой или, если хотите, дополнением: сейчас частные производства уже вносят ощутимый вклад в промышленность.
Думается, что роль IT в матблагополучии общества сильно преувеличена стараниями околоайтишных журналистов. IT, конечно, удовлетворяют одну из насущных потребностей хомосапиенс-- жажду инфы, но остальные более значимые потребности -- в жилье, пище, одежде -- ни-ни.
Страницы