Назад в СССР: игровые автоматы. Часть 2

Популярность игровых автоматов во времена СССР была просто бешеной. Если бы в те годы была возможность создать бизнес по продаже подобных услуг, то тот, кто наладил бы работу игровых автоматов,  легко бы стал миллиардером. К сожалению, бизнес, как и любое предпринимательство, в СССР были запрещены законом.

СССР — особенности организация подросткового досуга

Игровые автоматы устанавливало государство. Но занятое гонкой вооружений, промышленным и жилищным строительством, локальными войнами и завоеванием космоса, оно мало обращало внимания на нужды и интересы простых граждан, а уж тем более - детворы.

Нельзя сказать, что детям было нечем заняться — кружки, секции, спортивные клубы: всё это было. В любую спортивную секцию мог прийти любой подросток и начать заниматься, сегодня — плаванием, завтра — фехтованием, а послезавтра — борьбой. Выгоняли из секций в крайнем случае. Обычно отстающих тянули, помогали, занимались  с ними отдельно.

При школах и техникумах существовали кружки технического творчества. Там ребята делали радиоприемники, собирали модели кораблей, самолетов, поездов. И это тоже было здорово. Были (страшно подумать) даже секции мотокросса и автогонок. И платить за участие в них не требовалось. А если взносы и брали, то они были смешными.

Но существовали и странности. Борьба карате в СССР была запрещена — её приемы считались крайне опасными и за изучение карате сажали в тюрьму.

Занятия культуризмом тоже не приветствовались. Демонстрация мышц считалась эдаким буржуазным вариантом мещанства. Только при последнем руководителе СССР — Горбачеве, платные секции культуризма разрешили под вывеской «атлетической гимнастики».

Далеко не всегда можно было попасть в интересную секцию или популярный кружок. Когда я пришел в школу технического творчества, меня почему-то не взяли. Набор, оказывается, был закончен. Попасть туда я так и не смог. Не брали меня и в секцию бокса. Набор был, но в это время я болел. А уж больше потом его никогда не было.

«Морской бой»

Подростков не пускали и на «взрослые» фильмы в кинотеатры. Таковым, например, считался самый кассовый в СССР боевик 1981 года — «Пираты 20 века». Сегодня детвора даже по телевизору смотрит фильмы, которые куда более жестокие и кровавые, чем этот, в общем-то, безобидный по современным меркам приключенческий фильм.

Но в фойе кинотеатра находиться, всё равно было очень интересно — там стояли советские игровые автоматы и самый популярный и распространенный из них — «Морской бой». Этот автомат представлял собой высокий прямоугольный ящик, наподобие нынешних автоматов для продажи кофе. С глубокой нишей на уровне глаз, в которой находилось устройство, напоминающее перископ подводной лодки — с ручками и смотровым окошком, окруженным прорезиненной прокладкой — как в настоящем перископе подлодки.

Стоило бросить в монетоприемник автомата монету в 15 копеек и устройство оживало — в окошке перископа появлялись силуэты вражеских кораблей, которые можно было уничтожить торпедой, надавив на специальную гашетку. Путь торпеды отмечался прерывистым световым пунктиром зеленого цвета. При попадании звуковой динамик и лампочка имитировали взрыв. В ожидании детских сеансов, советская ребятня толпилась возле этих автоматов, расходуя выданные родителями на обеды «пятнашки».

Надо сказать, что 15 копеек были немалой суммой. Вафельный стаканчик обалденного советского мороженого «Пломбир» стоил 20 копеек, пирожок с мясом — 10 копеек. А зарплата моего отца, инженера, составляла в то время 105 рублей. Надо было крепко подумать, прежде чем потратить 15 копеек за минутку игры. Но никто не колебался.

История и устройство автомата

Как и многие советские вещи, автомат «Морской бой» был конструкцией заимствованной. Как я уже писал, у нашей промышленности не было времени создавать хорошие вещи для людей. За большие деньги конструкторы в закрытых городах работали на военную промышленность, проектировали мощные ракеты, быстрые и маневренные танки, огромные подводные атомоходы. А на детей и бытовые нужды собственных граждан работали в основном неудачники, у которых карьера «не сложилась» (это мне не раз рассказывали сами конструкторы).

Но вернемся к автомату. У «Морского боя» был прототип — автомат Sea Raider, разработанный американской компанией Midway Manufacturing в 1969 году. Геймеры со стажем с продуктами этой компании знакомы. Ведь это Midway в 1992 году выпустила первую часть компьютерной игры Mortal Kombat с невероятно реалистичной, по тем временам графикой. К сожалению, в 2009 году Midway Games обанкротилась, продержавшись в игровой индустрии без малого 50 лет.

Sea Raider просто купили и скопировали целиком, изменив лишь художественное оформление, расположение некоторых узлов и применив отечественную элементную базу. Конечно, никто не заплатил разработчикам ни цента за лицензию. Да и кто бы стал требовать в то время оплату из-за «железного занавеса»?

Производство наладили на Серпуховском радиотехническом заводе. Эксплуатировало и обслуживало автоматы Всесоюзное объединение «СоюзАттракцион». Ставили «Морской бой» в кинотеатрах, парках отдыха и т.д. Существовали более поздние версии автомата — «Торпедная атака» и «Морская дуэль», но они уже не были так популярны, поскольку их сильно потеснили первые телевизионные игровые приставки.

Устроен «Морской бой» был довольно оригинальным способом. Система протяжки силуэтов кораблей, ландшафт береговой линии и устройство индикации движения торпед размещались на дне автомата. А зеркало в перископе поворачивало их изображение на 45 градусов: так, будто они расположены горизонтально, на уровне взгляда игрока. Силуэты кораблей двигались при помощи специальной цепи, приводившейся от электромотора — основой разработки послужила распространенная конструкция цепных конвейеров в промышленных станках. 

Внутри автомата создатели разместили 8 стационарных трасс для торпед, каждая из них представляла собой ряд ламп, связанных со схемой управления. Игрок, вращавщий перископ, наводил торпеду на силуэт корабля, замыкая один из восьми контактов, ведущих к соответствующему набору ламп для индикации определенной трассы, точно соответствующей «прицелу» перископа.  Тиристор поочередно переключал лампы, имитируя движение торпеды.

При движении цепи упругая контактная пластинка под силуэтом кораблика поочередно замыкала контакты линии каждой торпедной трассы. Если тиристор «отрабатывал» последнюю лампу трассы, пока контакт кораблика ещё был связан с ней, включалась индикация взрыва, звуковой сигнал и одна из расположенных за красным стеклом восьми ламп, потухало на секунду общее освещение, а цепь с силуэтами кораблей меняла направление движения. Всё просто.

Уже существовали логические микросхемы, способные легко решить подобную задачу, но автомат был построен на полупроводниковых решениях, поскольку копировали его с древнего образца, созданного ещё в шестидесятых. Система была громоздкой и состояла из нескольких больших плат с десятками транзисторов, конденсаторов, сопротивлений, тиристоров. Автомат был выпущен советской промышленностью в 1974 году, а уже в 1977 появился первый компьютер Apple.

Несмотря на примитивный геймплей и древнюю замысловатую конструкцию, автоматы эксплуатировались до начала нынешнего века. По некоторым данным, автомат выпускался до 1999 года. Знали ли разработчики Sea Raider, что их детище ожидала столь длительная и успешная жизнь в СССР? Думаю, вряд ли.

Остается добавить, что были, конечно, и другие автоматы — столь же примитивные, как и описанный мной. Например, «Зимняя охота», построенная на основе ружья с фотоэлементом и движущихся силуэтов зверей, подсвеченных маленькими яркими лампочками, «Снайпер» и другие. Но, интереснее «Морского боя» ничего не было.

К слову, этот автомат в советские времена устанавливали даже на настоящих боевых подводных лодках. Зачем? Вопрос интересный!

Эдуард Трошин

 

Версия для печатиВерсия для печати

Рубрики: 

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Всего голосов: 0
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!

Комментарии

Аватар пользователя mike

Прочитав заголовок, я уже знал, кто автор. :)

Аватар пользователя savely

А насчет популярности - таки да. 

> «Зимняя охота», построенная на основе ружья с фотоэлементом и движущихся силуэтов зверей, подсвеченных маленькими яркими лампочками, «Снайпер» и другие

Там-таки малЕнько не совсем детские были условия. Попадать надо было довольно точно, а в 10 лет без опыта стрельбы учиться за ЦЕЛЫХ 15 коп. было несколько напряжно (из детских воспоминаний). "Морской бой" в этом отношении был "добрее" :))

Это счас я взял с полки пистолет-воздушку и пошел с малым в лес по банкам (или по мишеням, если охота есть) стрелять задаром практически, по рублю выстрел. А тогда... 

Аватар пользователя seabr

Такой морской бой стоял в Минске на автовокзале "Восточный". Я играл в него ровно один раз в год, когда ехал с родителями в дальнюю деревню к бабушке. А на обратном пути мы на вокзале не задерживались - сразу на метро и на электричку. И через много лет, заходя в вокзал, я ощущал: вот сейчас зайду - а он там, на прежнем месте, пищит и потрескивает.

Аватар пользователя mike

Стоял и в к/т "Партизан". Играл каждый раз, когда с женой в кино ходили. Она хмурилась -- моя з/п МНС-а в РТИ была 110 руб., а фильм стОил 25-40 коп. Найнтин-севентифо...

Аватар пользователя VanoID

Ты с женой ходил, а я там школу сачковал (или не сачковал :). Самый ближний ко мне кинотеатр.

Еще в парке Горького большой салон таких автоматов был.

А вот на автовокзале Восточный я вроде и не играл, хотя тоже оттуда в деревню ездил все время.

Трошин! Я тя люблю! Позвони мне :)))

Аватар пользователя mike

Трошин! Я тя люблю! Позвони мне :)))

А плюс где? :)

Аватар пользователя SlavaII

Аналогичный "Морской бой" (и еще "Автогонки") выпускал Орловский завод УВМ с 1976 года! В нашем отделе (на заводе УВМ) стояли оба и без всяких денюшек (типа технологический прогон). Стреляли практически вслепую - слишком примитивные алгоритмы, реализованы аппаратно. Весело было (некоторое время, пока не надоело)!  )))

 

Это точно, "Морской бой" был самым популярным и любимым советским игровым автоматом. Все мои знакомые рубились в него столько, сколько средства позволяли, хотя было же множество других интересных аппаратов, таких, как: Магистраль, Зимняя охота, Баскетболл и еще много-много всяческих.