Предпринимательская деятельность должна осуществляться субъектами хозяйствования в равных условиях. В 13 статье Конституции Республики Беларусь государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, а также гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности.
Одним из проявлений недобросовестной конкуренции является использование в хозяйственном обороте т.н. «серого импорта», т.е. товаров, попавших на внутренний рынок Республики Беларусь для использования в предпринимательской деятельности минуя установленный порядок таможенного оформления и уплаты соответствующих таможенных платежей. Подобные нарушения позволяют получить конкурентные преимущества одним предпринимателям перед другими, соблюдающими действующее законодательство.
С целью сокращения подобных проявлений в Республике Беларусь предусмотрено использование маркировки контрольными (идентификационными знаками) товаров, легальность происхождения которых подтверждается законом.
Перечень товаров, подлежащих маркировке установлен в Постановлении Совета Министров Республики Беларусь № 1030 от 29.07.2011. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.01.2014 № 87 в указанный перечень были внесены изменения и к товарам, подлежащим маркировке отнесены также и планшетные компьютеры. Изменения вступили в силу с 05.05.2014.
Таким образом, в настоящее время приобретение, хранение, использование, транспортировка и реализация на территории Республики Беларусь юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями планшетных компьютеров без контрольных (идентификационных) знаков либо с нанесенными на них контрольными (идентификационными) знаками в нарушение установленного законодательством порядка запрещена. Указанный запрет касается всех видов планшетных компьютеров (планшет, мобильный планшет, планшетный персональный компьютер и т.д.) как произведенных в республике, так и импортированных на ее территорию, без маркировки в установленном порядке контрольными (идентификационными) знаками.
Маркировка планшетных компьютеров контрольными (идентификационными) знаками должна осуществляться их производителями или импортерами. При этом маркировку ввозимых в республику планшетов импортерам можно будет осуществлять либо за пределами Республики Беларусь либо на ее территории (на специальных уполномоченных складах, на складах временного хранения (СВХ) или таможенных складах). В частности, планшеты, ввозимые с территории Таможенного союза, будут маркироваться либо за пределами Республики Беларусь, либо на территории уполномоченных складов, расположенных на территории республики, перечень которых установлен постановлением Министерства торговли от 10.08.2011 № 31 «О некоторых мерах по реализации норм Указа Президента Республики Беларусь от 10 июня 2011 г. № 243». Маркировка планшетных компьютеров, ввозимых с территории третьих стран, будет осуществляться либо за пределами Республики Беларусь, либо на СВХ или ином таможенном складе.
Нарушение запрета влечет суровую административную ответственность в виде штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере до двадцати базовых величин с конфискацией товаров или без конфискации.
Приведем пример.
Судьей экономического суда было рассмотрено дело об административном правонарушении, поступившее из ИМНС в отношении ООО «А» о совершении правонарушения, предусмотренного ст. 12.35 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
Согласно протоколу об административном правонарушении от 15.05.2014 установлено, что в магазине «Компьютеры» ООО «А» по адресу г.Б., ул.Советская, д.1 в 10.00 час. осуществлялось хранение и реализация планшетных компьютеров в ассортименте в количестве 5 единиц согласно протокола описи арестованного и (или) изъятого имущества, подлежащих маркировке контрольными знаками, без нанесения на данный товар контрольных знаков.
В соответствии с перечнем товаров, подлежащих маркировке контрольными (идентификационными) знаками, утв. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 1030 от 29.07.2011 (в ред. от 30.01.2014 № 87) планшетные компьютеры, за исключением бывших в употреблении, подлежат маркировке указанными знаками.
Согласно пунктам 1.2. и 1.4.2. Указа Президента Республики Беларусь от 10.06.2011 № 243 «О маркировке товаров контрольными (идентификационными) знаками» запрещается приобретение, хранение, использование, транспортировка и реализация на территории Республики Беларусь юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями товаров, указанных в вышеуказанном перечне, без контрольных (идентификационных) знаков либо с нанесенными на них контрольными (идентификационными) знаками в нарушение установленного законодательством порядка. При этом маркировка товаров, указанных в данном перечне, контрольными (идентификационными) знаками осуществляется на территории Республики Беларусь юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими торговлю товарами, возвращенными покупателями, и (или) комиссионную торговлю непродовольственными товарами на основании заключенных с физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, договоров комиссии, - до предложения этих товаров для продажи, в том числе до их выставления в месте продажи, демонстрации их образцов или предоставления сведений о них в месте продажи.
Согласно пункту 2.1. Постановления Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 09.08.2011 № 32 «О некоторых вопросах маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками» (вместе с «Инструкцией о порядке реализации, учета, хранения и уничтожения контрольных (идентификационных) знаков» установлено, что маркировка контрольными (идентификационными) знаками (далее - контрольные знаки) юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, обязанными осуществлять маркировку товаров контрольными знаками, осуществляется:
- вычислительных машин (планшетных компьютеров), за исключением бывших в употреблении, - путем нанесения контрольного знака формата 17 x 18 мм с сокращенным наименованием товара "ПЛАНШЕТ" на свободное место боковой этикетки упаковочного ящика рядом с информацией, содержащей серийный номер изделия. Нанесение контрольного знака не должно препятствовать прочтению сведений, указанных на этикетке, в том числе серийного номера изделия.
Таким образом, лицу, в отношении которого ведется административный процесс, вменяется совершение правонарушения, предусмотренного ст. 12.35 КоАП.
Факт совершения правонарушения и свою вину в поданном ко дню заседания ходатайстве директор ООО «А» А. признает и раскаивается.
В протоколе опроса от 15.02.2014 А. пояснил, что осуществлял хранение и реализацию планшетных компьютеров без нанесения на нее контрольных (идентификационных) знаков по причине незнания изменений законодательства.
Виновные действия ООО «А» подтверждаются: протоколом об административном правонарушении, актом проверки, протоколом опроса, протоколом осмотра и иными доказательствами.
В соответствии со ст. 12.35 КоАП приобретение, хранение, использование в производстве, транспортировка и реализация на территории Республики Беларусь юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем товаров, подлежащих маркировке контрольными (идентификационными) знаками, без контрольных (идентификационных) знаков либо с нанесенными на них контрольными (идентификационными) знаками в нарушение установленного законодательством порядка в случаях, когда в соответствии с законодательством маркировка товаров является обязательной, влекут наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере до двадцати базовых величин с конфискацией товаров независимо от того, в чьей собственности они находятся, или без конфискации.
Исследовав приложенные к проколу об административном правонарушении документы, являющиеся доказательствами, суд пришел к выводу о наличии в деянии привлекаемого лица состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.35 КоАП.
При определении вида и размера административной ответственности суд исходит из следующего:
- факт совершения административного правонарушения и вина ООО «А» подтверждены собранными по делу доказательствами, которых достаточно;
- директор ООО «А» факт нарушения и свою вину признает;
- не установлены отягчающие административную ответственность обстоятельства.
Ранее в течении года ООО «А» не привлекалось к административной ответственности за аналогичное правонарушение по статье 12.35 КоАП Республики Беларусь.
Поэтому, с учетом характера и установленных последствий совершенного административного правонарушения, конкретных обстоятельств его совершения, сведений о лице, совершившем административное правонарушение, суд пришел к выводу о том, что соответствующим тяжести совершенного административного правонарушения будет административное наказание, предусмотренное ст.12.35 КоАП, в виде штрафа размере 10 базовых величин (1.500.000 рублей), с конфискацией товара (планшетные компьютеры), согласно протокола описи арестованного и (или) изъятого имущества в количестве 5 единиц. При определении размера наказания суд учел как тяжесть совершенного правонарушения, так и необходимость предупреждения совершения новых правонарушений как самим лицом, совершившим такое правонарушение, так и другими лицами. При определении размера штрафа судом учтена стоимость товара, подлежащего конфискации.
Применение наряду с административным штрафом конфискации немаркированного контрольными (идентификационными) знаками товара суд мотивирует невозможностью его дальнейшего использования в хозяйственном обороте.
Завершая, следует отметить, что маркировка планшетных компьютеров контрольными (идентификационными) знаками должна осуществляться их производителями или импортерами в порядке, установленном законодательством, в том числе с учетом требований, определенных постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 09.08.2011 № 32 «О некоторых вопросах маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками». Приобретение контрольных (идентификационных) знаков субъектами хозяйствования должно производиться путем предоставления в налоговый орган по месту постановки на учет заявления о приобретении контрольных (идентификационных) знаков и приложением к нему установленного законодательством перечня документов, а именно расчета суммы, вносимой в оплату стоимости контрольных (идентификационных) знаков, и копии платежной инструкции с отметкой банка об исполнении на внесение платежа в оплату стоимости контрольных (идентификационных) знаков в доход республиканского бюджета.
Согласно Письму Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь «Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 30.01.2014 № 87 «О внесении изменения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2011 г. № 1030» юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим оборот планшетных компьютеров, будет предоставлено право реализовывать образовавшиеся у них на дату введения маркировки (5 мая 2014 г.) остатки таких товаров, не маркированных контрольными (идентификационными) знаками.
Реализация остатков товаров, не маркированных контрольными (идентификационными) знаками, сможет производиться в порядке, установленном постановлением Министерства торговли от 10.08.2011 № 31. В частности, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство, оптовую и (или) розничную торговлю такими товарами (далее - субъекты торговли), с даты введения маркировки новых товаров контрольными (идентификационными) знаками прекращают оптовую и (или) розничную торговлю такими товарами и проводят инвентаризацию образовавшихся у них остатков товаров, не маркированных контрольными (идентификационными) знаками (далее - остатки товаров), по состоянию на дату введения маркировки.
Результаты инвентаризации оформляются инвентаризационной описью. Остатки товаров с просроченным сроком годности на дату инвентаризации в инвентаризационную опись не включаются.
При наличии на дату инвентаризации остатков товаров во вскрытой потребительской таре в инвентаризационную опись включается количество открытой потребительской тары с указанием объемов (массы) остатков товаров, которые могут быть использованы (реализованы) без маркировки контрольными (идентификационными) знаками в течение одного месяца с даты проведения инвентаризации, но не более установленного срока годности. Реализация остатков товаров субъектами торговли разрешается только после их маркировки в установленном порядке контрольными (идентификационными) знаками, за исключением товаров, указанных выше в настоящем абзаце.
Хранение остатков товаров с даты проведения инвентаризации до момента представления в инспекцию Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по месту постановки на учет инвентаризационной описи допускается только при наличии в месте их хранения инвентаризационной описи либо ее копии, заверенной субъектом торговли. Хранение остатков товаров после представления в инспекцию МНС инвентаризационной описи до маркировки их контрольными (идентификационными) знаками допускается только при наличии в месте хранения инвентаризационной описи с отметкой инспекции МНС либо ее копии, заверенной субъектом торговли.
Белявский С.Ч.,
судья экономического суда Гродненской области,
зам.председателя областного отделения
Союза юристов
Горячие темы