По мнению экспертов ФБР, в обозримом будущем действующие без водителя автомобили могут использоваться в качестве орудий для совершения преднамеренных убийств. Да и во многих других вопросах беспилотные авто могут серьезно осложнить жизнь правоохранительным органам. Смогут ли спецслужбы остановить прогресс или им придется смириться с новой технологической реальностью?
Британская газета The Guardian (та самая, что активно знакомила читателей с откровениями Эдварда Сноудена) теперь представила публике многочисленные выдержки из закрытого доклада Федеральное бюро расследований США, посвященного потенциальной угрозе, исходящей от беспилотных автомобилей. Доклад основан на отчете группы по решению стратегических вопросов, которая является частью разведывательного департамента ФБР.
Эксперты ФБР высказали целый ряд опасений относительно оснащенных автопилотами автомобилей. Так, например, они рассматривали сценарии, при которых беспилотный экипаж может быть настроен на то, чтобы насмерть сбить конкретного человека. Или устроить аварию, уничтожив и себя, и пассажира. Или выступить в качестве «терминатора», таранив машину с объектом покушения.
Исследовательская группа отмечает также, что в подобных машинах злоумышленники-одиночки смогут на высокой скорости уходить от погони и, например, вести прицельный огонь по полиции, предоставив управление самому транспортному средству. Также автономные автомобили могут «встречать» преступников в определенных точках на маршруте их движения, подъезжая к этим местам заранее, что также может помочь уйти от погони или ускользнуть от слежки либо покинуть место преступления. А, к примеру, террористы смогут использовать «компьютеры на колесах» для доставки бомб и совершения взрывов в многолюдных местах.
Конечно, без вездесущих хакеров, по мнению ФБР, и тут не обойдется. Дескать, киберзлоумышленники потенциально способны внести изменения во встроенные системы безопасности, что позволит преступникам обходить правила дорожного движения и перемещаться с повышенной скоростью, игнорируя дорожные знаки и сигналы светофоров.
Кроме того, в ФБР опасаются, что такой автомобиль может быть использован террористами, которым ничто не помешает начинить его взрывчаткой и направить в место массового скопления людей.
Надо сказать, что в своем отчете эксперты ФБР указывают и на положительные стороны широкого применения беспилотных автомобилей. К примеру, они менее аварийны, безотказно справляются с решением оперативных задач в сложной дорожной ситуации и способны нивелировать негативный эффект от действий обычных водителей (т. н. «агрессивное вождение»), использующих ручное управление.
Полиция и спецслужбы, использующие беспилотные машины, смогут незаметно вести слежку на заданном расстоянии, а также просчитывать альтернативные маршруты, позволяющие в случае погони избегать заторов на дорогах. Да и для обычного патрулирования улиц новые машины также наверняка пригодятся.
Комментарий эксперта
«Конечно, многие страхи ФБР выглядят пустыми. Во-первых, фантастическим выглядит сценарий, когда преступник на «гугломобиле» уходит от погони, отстреливаясь. Во-первых, там изначально предусмотрены жесткие ограничители скорости. Во-вторых, безусловно, там будет присутствовать централизованное управление – то есть машину можно будет остановить командой с центрального сервера, переданной по беспроводным каналам, – говорит кандидат технических наук Модест Матвеев, сотрудник Лаборатории робототехники МГУ. – Вполне вероятно, что работа таких автоматических автомобилей вообще будет организована не по уведомительному, а по разрешительному принципу. В первом случае человек садится в машину, выбирает маршрут и едет, а центральный сервер лишь узнает об этом. Во втором – машина может стронуться с места, только если сервер даст разрешение. И, конечно, по требованию полиции машину можно просто выключить, да еще и заблокировать в ней злоумышленника.
Ну и, наконец, сегодня уже даже не нужен особенно мощный искусственный интеллект, чтобы распознать «криминальную» модель поведения пассажира автомобиля. Такие технологии для превентивного отслеживания потенциальных преступников уже сегодня активно используются, например, полицией Чикаго.
А вот что реально может быть опасным – так это использование «гугломобилей» для доставки бомб в места массового скопления людей, для доставки наркотиков от дилеров клиентам и т. д. Но если говорить про террористов, то они и сегодня успешно используют в качестве «дистанционных доставщиков» бомб шахидов. Так что эту проблему нужно решать совсем с другой стороны, не с технологической. Хотя, безусловно, имеет смысл оснащать серийные «гугломобили» уже существующим «электронным носом» – сенсорами, распознающими взрывчатку».
Перспективы
При всем своем негативном отношении, тем не менее, в ФБР считают, что использование автономных автомобилей может быть одобрено правительством США уже в ближайшие пять-семь лет. К слову, в США для беспилотных автомобилей уже создается правовая база: они законодательно разрешены сразу в нескольких штатах (первой, конечно, стала Калифорния).
Известно, что в последние годы разработкой технологий автономных автомобилей занимается целый ряд крупных компаний. Наибольших успехов пока добилась Google, но значимые достижения в этой сфере имеются также у таких автопроизводителей, как Audi, BMW, Volvo, Volkswagen, Ford, Cadillac и Renault. В декабре 2012 года шведская компания Volvo Car заявила, что к 2020-му планирует оснастить технологией автономного управления весь свой модельный ряд. Тем не менее, только Google пока смогла получить разрешение использовать автономные машины на дорогах общего пользования, правда, только в штате Невада.
Впервые технологию управления автомобилем с помощью компьютерного автопилота корпорация Google испытала в 2010 году. Помимо компьютера, автономные транспортные средства оборудованы системой лазерных дальномеров и видеокамер. Правда, пока в действующих «самоходах» Google в обязательном порядке присутствует водитель-инженер. Он нужен для того, чтобы в экстренной ситуации перехватить управление на себя.
Теперь топ-менеджеры Google уже открыто говорят о планах наладить производство «ситикаров» – городских самоуправляющихся автомобилей, в которых будут отсутствовать традиционные механизмы управления, такие как руль и педали. Все управление гуглмобилем будет заключаться в нажатии кнопок «Движение» и «Остановка», а остальное за водителя сделает компьютер. По сути, это такое автоматизированное такси. Что интересно, разработчики из Google хотят предусмотреть возможность дистанционного управления автоматизированным автомобилем при помощи смартфона.
Ситикар с автономным управлением от Google рассчитан на двух пассажиров. В движение машину приводит электромотор. Максимальная скорость, которую развивает испытываемый сейчас прототип, ограничена 40 км/ч, что вполне нормально для городских условий. Кстати, прототип, о котором идет речь, в ходе испытаний уже преодолел около 1 млн км по дорогам общего пользования. Когда дело дойдет до серийного выпуска, инженеры Google предполагают выполнять переднюю часть кузова из мягкого пенообразного материала – в случае столкновения с пешеходом это поможет ему избежать серьезных травм, да и сам автомобиль не пострадает. С этой же целью в «гугломобиле» будет использовано гибкое лобовое стекло из пластика.
В числе основных преимуществ серийных автомобилей, не требующих участия водителя, как правило, упоминаются безопасность и топливная эффективность. Кроме того, использование беспилотных авто, по мнению их сторонников, приведет к снижению количества аварий и заторов на дорогах. С другой стороны, многие водители-люди относятся к таким инновациям с откровенным недоверием. Даже в США проведенный недавно опрос показал: 80% водителей не готовы пересесть на беспилотные автомобили, если бы они появились в свободной продаже уже сегодня. 75% считают, что умеют водить лучше, чем любой компьютер. 64% респондентов заявили, что компьютеры не способны принимать столь же верные решения, как и водители-люди. И уже точно большинство говорит, что они не доверили бы «компьютеру на колесах» отвезти своих детей в школу.
Виктор Демидов