Тема переподготовки кадров сегодня в стране актуальна, как никогда. Даже регулируемая рыночная экономика как раз тем и отличается, что одни специальности «падают в цене», а другие, напротив, становятся высокооплачиваемыми и востребованными. Ну, а для освоения новой специальности, естественно, нужна учёба и диплом. И лучше, если учёба будет серьёзной и интенсивной.
Именно такое обучение, которое в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании является реализацией образовательных программ дополнительного образования взрослых, осуществляет факультет повышения квалификации и переподготовки Института информационных технологий БГУИР, который расположен в городе Минске, на ул. Козлова, 28. И дипломы, которые получают его выпускники, высоко котируются на рынке труда.
Об учебных возможностях факультета и о перспективах его развития KV побеседовали с его деканом, кандидатом технических наук, доцентом Владимиром Алексеевичем Федосенко.
— Расскажите о специальностях, которые у изучаются на факультете.
Если говорить о переподготовке, а это образование в течение 1,5 – 2 лет с итоговой аттестацией в виде государственного экзамена или защиты дипломного проекта (работы) с выдачей диплома государственного образца, то в настоящее время мы реализуем три образовательных программы переподготовки:
Базовая — «Программное обеспечение информационных систем».
На рубеже 21 века я был одним из разработчиков новой для Беларуси и всего СНГ специальности «Web-дизайн и компьютерная графика» как для студентов, так и для переподготовки специалистов. С 2009 года набор на эту специальность начался и в нашем институте. С 2013 года мы ведем обучение и по специальности переподготовки «Электроника автомобильная».
Слушатели изучают электронику автомобиля не только в теории, но и на стендовом оборудовании, в специально оборудованных аудиториях. Кроме того, у нас имеется специально приобретенный для учебных целей автомобиль и стендовое оборудование. Это позволяет познакомиться с электронными системами на практике, «пощупать» их, так сказать, собственными руками.
Кроме переподготовки, мы проводим курсы повышения квалификации (более 100 курсов), компьютерные образовательные курсы, осуществляем обучение рабочим профессиям.
— У вас ведь нет какого-то бюджета или поддержки со стороны, централизованного притока слушателей. Как вам удаётся «держать марку» в обучении, набирать слушателей, группы, обеспечивать их всем необходимым?
— Мы действительно не имеем бюджета и потока слушателей, направляемыми министерствами в соответствии с годовыми планами повышения квалификации, как это происходит в отраслевых учреждениях образования дополнительного образования взрослых (УДО). В этом смысле нам совсем непросто, поскольку приходится собирать группы самостоятельно. В основном, мы обеспечиваем набор, используя контакты с предприятиями университета, института и личные связи, а также используя разные маркетинговые инструменты.
Немалую роль играет и бренд университета. «БГУИР - знания и стиль жизни!» - так звучит слоган университета. И за ним стоит полувековая история подготовки инженерной элиты. Фактически, сегодня БГУИР - это бренд для тех, кто хочет освоить профессию в сфере ИТ. Наши дипломы уважают далеко за пределами Беларуси.
И в области образования взрослых мы стараемся поддерживать высокий уровень обучения. Учиться должно быть непросто, ибо «легкая прогулка по знаниям» - это просто зря потраченное время.
— Наверное, конкурентов всё же немало?
Конечно, немало. Рынок ИТ-специальностей является весьма привлекательным сегментом, слово «программист» сейчас в моде, оно хорошо сочетается со словами «высокий уровень заработка», «высокий уровень жизни». И это привлекает как слушателей, так и учреждения образования, стремящихся приобщиться к удовлетворению растущего спроса.
Пожалуй, одна из самых популярных в области ИТ специальностей переподготовки — «Программное обеспечение информационных систем». Наших конкурентов, учреждений образования, реализующих данную программу в Беларуси, — более шестнадцати.
Но когда встал вопрос разработки типовых учебных планов и образовательных стандартов для этой специальности, эту работу поручили сделать именно БГУИРу. Мы справились. Именно наша методическая база стала основой для других УДО. И, конечно, мы хорошо представляем себе, как нужно обучать ИТ. Поэтому есть все основания считать нас лидерами рынка в этом сегменте.
— И все с вашими предложениями и стандартами были согласны?
— Ну, полное согласие – это большая редкость. Нам неоднократно приходилось вступать в споры и диспуты с представителями других учебных заведений. Нам предлагали усилить обучение в области математики, существенно расширить блок гуманитарных дисциплин. При всём уважении как к точным, так и к гуманитарным наукам, необходимо отметить, что переподготовка направлена, в первую очередь, на приобретение профессиональных знаний и навыков. Небольшой срок обучения, а также база знаний, полученных слушателем при освоении образовательной программы высшего образования, также влияют на формирование списка дисциплин. Поэтому наша задача ? дать будущим специалистам самое нужное и важное.
Еще один аспект. Нам очень настойчиво предлагали отказаться от дипломного проектирования. Конечно, с точки зрения экономической целесообразности заменить дипломное проектирование на госэкзамен выгодно для любого УДО. Собрали слушателей, проверили их знания и выдали диплом. Но наша позиция в этом вопросе принципиальна. Мы считаем, что не имеем морального права присваивать квалификацию специалисту без проверки его умения применять полученные знания на практике, без выполнения им проекта. Мне известно, что студенты ИТ-специальностей целого ряда факультетов разных учреждений образования нашей страны защищают свои дипломные проекты и работы, ограничиваясь демонстрацией чертежей и плакатов и/или показом набора слайдов в формате MS PowerPoint. У нас же обязательным условием защиты является демонстрация государственной комиссии разработанного слушателем программного продукта.
Интересно отметить, что после того, как мы отстояли свою позицию, как были утверждены разработанные нами типовые учебные планы и стандарты, некоторые учебные заведения прекратили переподготовку по этой специальности из-за нехватки преподавателей-специалистов. Более того, началась разработка специальностей, близких по названию к указанной выше, но имеющих «облегченную» образовательную программу.
— Очевидно, нагрузка у ваших слушателей немалая. Они не жалуются?
— Мы регулярно проводим анкетирование. И, действительно, бывает, сталкиваем со случаями, когда пишут в анкетах «очень много заданий». Но, тем не менее, практически по каждому предмету слушатели просят увеличивать и увеличивать количество практических работ. Зачастую слушатели остаются после занятий, «засыпая» преподавателя вопросами. У наших слушателей очень сильная мотивация получения знаний и навыков. Ведь образование платное, практически все слушатели платят из своего кармана, а вложенные собственные средства мотивируют, как ничто другое. Более того, если слушатели недовольны уровнем квалификации преподавателя, если преподаватель не может найти общего языка с аудиторией, если непонятно объясняет ? слушатели сразу обращаются в деканат с просьбой о замене. И мы меняем преподавателей. До 40% преподавателей, приходящих к нам на факультет со студенческих факультетов, у нас не задерживаются или вынуждены резко поднимать свой уровень квалификации.
Обращу внимание на количество аудиторных занятий. Не секрет, что заочная форма получения образования базируется на большом проценте работы, выполняемой студентом самостоятельно. Поэтому количество аудиторных занятий у студентов дневной и заочной форм получения образования могут отличаться в несколько раз. На переподготовке при разработке типовых учебных планов мы сознательно приблизили количество аудиторных занятий у слушателей заочной формы получения образования к максимально допустимому законодательством уровню, сократив до минимума разницу в аудиторных часах между разными формами получения образования. К примеру, по дисциплине у вечерников 28 часов лекционных занятий, у заочников — 24 часа, лабораторных занятий у вечерников — 32 часа, у заочников — 28. Ведь у нас изучаются сложнейшие дисциплины, требующие глубокого погружения под руководством наставника.
Но, кое-что мы и облегчили. К примеру, сделали не две сессии у заочников, как обычно, а три, более короткие по продолжительности. Причем ограничили количество дисциплин, которые необходимо сдать за одну сессию – до 3, а не 5-6 как при обычном, «классическом» подходе. На этот шаг мы решились после опросов и анкетирования слушателей в течение ряда лет.
Так что учиться у нас непросто, освоение образовательной программы потребует и умственного напряжения, и временных затрат, да и, конечно, финансовых вложений. Но к нам идут, потому что знают — здесь обучение будет эффективным, а оценка знаний — объективной.
С тех пор как с работодателей законодательно сняли обязанность отпускать слушателей на сессии, мы сталкиваемся со случаями препятствия работодателем обучению своих сотрудников. Так, у нас есть письма, в которых работодатель сообщает о своей незаинтересованности в том, чтобы его конкретный сотрудник прошел переподготовку по ИТ-специальности.
— С платным обучением ясно — люди приходят сами, стремясь чему-то научиться и платят за это деньги, они кровно заинтересованы в знаниях. А предприятия к вам людей присылают?
— На курсы повышения квалификации (у нас их более 100) – присылают, конечно. А вот на переподготовку практически нет. Раньше были случаи, когда предприятия оплачивали переподготовку своим сотрудникам, в последние годы такого я не припомню.
Более того, с тех пор как с работодателей законодательно сняли обязанность отпускать слушателей на сессии, мы сталкиваемся со случаями препятствия работодателем обучению своих сотрудников. Так, у нас есть письма, в которых работодатель сообщает о своей незаинтересованности в том, чтобы его конкретный сотрудник прошел переподготовку по ИТ-специальности. Другой пример – сотрудник одного из минских предприятий поступает к нам на вечернюю форму получения образования. Как только об этом узнает его непосредственное начальство, парню постоянно начинают ставить выходы во вторую смену. В итоге, человек бросает образование из-за невозможности посещать занятия. Еще свежий пример – слушателя призывают в армию. Он успевает пройти и сдать все дисциплины, написать дипломный проект, остается только появиться на защите. Но его не отпускают. Обращались с просьбой в воинское подразделение его родные, я лично звонил, уговаривал отпустить человека всего на пару часов на защиту, ибо считаю получение образования уважительной и обоснованной причиной. Ни в какую. Пришлось отложить защиту дипломного проекта на будущее.
Хочу обратить внимание на усиливающуюся серьезную проблему — снижение уровня базовых знаний слушателей. Произошедшие изменения в школьном образовании, направленные на существенное уменьшение объема и снижения уровня знаний, прежде всего, по физике, дают о себе знать. Вот недавно принимал экзамен по компьютерным сетям у студентов, пришедших для получения высшего образования после колледжей. Встречаются студенты, которые путаются в единицах измерения напряжения (называют «амперы», «джоули»), не знают, что такое «интерференция» и «дифракция», не в ладах с оптикой (особенно обидно, что это касается именно технических коллежей). Оказывается, в колледжах сократили до минимума или убрали вообще физику в надежде на то, что у учащихся присутствуют знания, полученные в школе. На этом фоне в лучшую сторону отличаются слушатели, приходящие на переподготовку в возрасте после 30 лет, которые зачастую могут предоставить существенную фору молодому поколению по уровню базовых знаний.
Еще один момент. Часть слушателей в погоне за модной, высокооплачиваемой профессией неверно оценивает свои силы и не выдерживает обучение. Не всегда учитывается правило: чтобы стать высокооплачиваемым специалистом в области ИТ, необходимо «съесть пуд соли», да далеко не один. Такая нагрузка не для всех. Не каждый может быть разработчиком, в том числе разработчиком программного обеспечения. К счастью, рынок ИТ-специальностей настолько широк, что практически каждый может найти себе работу по своим способностям и уровню знаний.
— Собираетесь ли вы расширять круг ваших специальностей?
— Мы активно этим занимаемся. К примеру, у нас готовится к запуску специальность «Программное обеспечение встроенных компьютерных систем». Она включает изучение микропроцессорной техники, ПЛИС, сенсорных устройств, специализированных операционных систем и т.д. Но для этой специальности необходимо серьезное лабораторное оборудование, и по финансовым причинам старт обучения в 2013 году не произошел. Начинает работу «Академия информатики для школьников», есть заделы в радиолокации и электронике, будем продолжать расширять портфель специальностей переподготовки в области программирования и управления проектами. Со временем, всё это появится.
Беседовал Эдуард ТРОШИН
Фото автора
Горячие темы