Когда на Земле практически не осталось бесхозных территорий, мировые державы взялись за необитаемый регион – Арктику. Жить там практически невозможно, зато на ее территории колоссальное количество неразработанных энергоресурсов — нефти и газа. Этого достаточно, чтобы в борьбу за регион вступили ведущие мировые державы.
Как свидетельствуют стоянки древних людей в долине р.Усы «Мамонтовая курья» (Республика Коми) и в устье р.Яна «Берелех» (Республика Саха (Якутия)), человек впервые появился на побережье Северного ледовитого океана около 30 тысяч лет назад. Сегодняшняя численность населения Арктики уже составляет 400 тысяч человек. Тем временем, эксперты бьют тревогу. Они считают, что активное промышленное освоение региона, которое наблюдается последнее время, может уничтожить исконную среду обитания и создать угрозу исчезновения малочисленных народов Севера как самостоятельных этносов.
Долгое время территория Арктики считалась «мертвой землей». Исследование региона цивилизованным человеком началось в XI веке. Тогда бесстрашные русские мореплаватели впервые вышли в моря Северного Ледовитого океана. Поплутав по бесконечным далям, они вернулись домой. Лишь в XII—XIII веках были открыты первые участки земли в этой области. На мировых картах появились острова Вайгач и Новая Земля. В конце XV века — острова архипелага Шпицберген и остров Медвежий. В начале XVI века появилась первая карта бассейна Ледовитого океана. Ее составили по чертежам Д. Герасимова. Тогда же люди с «большой земли» освоили западный участок Северного морского пути (от Северной Двины до Тазовской губы в устье Оби). А к 1743 году уже было исследовано все сибирское побережье Северного Ледовитого океана. С 1874 года начались плавания на паровых судах через Карское море в устье Оби и Енисея.
Тогда стало понятно, что территория Арктики мало приспособлена к проживанию на ней. Норвежский полярный исследователь Фритьоф Нансен назвал регион «страной ледяного ужаса». И к этой части Земли потеряли интерес.
Природные богатства
Известно, что в регионе располагается немало природных ресурсов. Предполагается, что в Арктике находится 15% мирового объема нефти и 30% газа. Также благодаря таянию ледников (с 1970 по 2007 год площадь ледового покрова в Арктике сократилась на 40 процентов) появились новые морские пути. Благодаря этому специалисты получили доступ к ранее неисследованным зонам. Эксперты считают, что вскоре могут быть обнаружены еще большие залежи полезных ископаемых.
На разработку нефтяных месторождений лицензию получили пять нефтяных компаний. Две из них российские. Но, никто не спешит использовать свое право. Почему?
Добыча природных ресурсов в Арктике сложна и опасна. Из-за сурового климата, кроме низкой температуры здесь многочисленные штормы с высокими волнами, густой туман, айсберги и многометровый лед, вероятность аварийной ситуации увеличивается. Если авария произойдет ночью, то ликвидировать последствия придется практически наугад (полярная ночь в Арктике длится несколько месяцев). В любом случае, даже при благоприятных факторах, последствия нефтяного разлива можно будет устранить лишь частично, считают эксперты.
Российская Арктика
Границы полярных владений России были определены еще во времена Советского союза. 15 апреля 1926 года их обозначил Президиум ЦИК СССР. Территория от Кольского полуострова через Северный полюс до Берингова пролива (1,2 млн. кв. км) была объявлена собственностью Союза.
Тем не менее, мировое сообщество не желает закреплять эти полярные владения за Россией. Что бы добиться этого, необходимо доказать принадлежность хребтов Ломоносова и Менделеева к континентальному происхождению, которое связано с территорией России.
В 1929 году исследователь, работавший в Арктическом и Антарктическом научно-исследовательском институте, Владимир Визе, предложил использовать дрейфующие полярные станции. Это установленный на дрейфующей арктической льдине комплекс станционных домиков, в которых есть все необходимое оборудование для проживания в них участников экспедиций. Советские власти стали широко применять такой способ исследования региона: он был признан эффективным (работы можно вести круглый год) и дешевым.
Уже в XXI веке были предприняты более глобальные методы изучения северного полюса. В 2007 году под руководством депутата Госдумы РФ Артура Чилингарова из Мурманска стартовала полярная экспедиция. Специалисты должны были детально исследовать строение дна океана в приполюсном районе.
Экспедиция двигалась с помощью флагмана российского научного полярного флота «Академика Фёдорова» и атомного ледокола «Россия». В самой северной точке Земли было совершено погружение на глубину до 4,2 тыс. м на глубоководных обитаемых аппаратах «Мир-1» и «Мир-2». На календаре было 2 августа. Кульминацией исследования стала установка флага России, который был сделан из титанового сплава. Для долговечности. Также была оставлена мемориальная капсула с письмом к потомкам. Это можно назвать самым дерзким заявлением на права Арктики.
Сейчас Россия уже разместила на побережье Северного Ледовитого океана свои ракеты. Также были установлены компоненты системы предупреждения о ракетном нападении. А в южной части архипелага Новая Земля создан российский ядерный полигон.
В 2013 году и начале 2014-ого РФ наиболее активно осваивала регион. Таких масштабов пока еще не предпринимало ни одно государство.
Недавно в Арктике завершились учения российских десантников. Они совершили успешный перелет с дрейфующей полярной станции «Барнео» на Землю Франца-Иосифа и с аэродрома «Оленьяна» военный аэродром «Северный». Также во время учений впервые в истории солдаты десантировались с парашютами на дрейфующие льды Северного Ледовитого океана вблизи Северного полюса. Это были самые масштабные российские учения в этой области.
Вице-премьер Российской Федерации Дмитрий Рогозин недавно заявил, что страна намерена наладить добычу природных ресурсов на своей (не подтвержденной) территории Арктики до 2020 года. Для этого будут освоены новые технологии: морские роботы, подводные города, сверхсовременные системы мониторинга, передовые военные разработки, мощности оборонно-промышленного комплекса. Об этом вице-премьер написал в своей статье «Заглянем в бездну», которая была опубликована на сайте «Российской газеты» в марте этого года.
Что касается «подводных городов», то это не будет звучать столь фантастично, если почитать, как их описывает Рогозин. «Это будут роботизированные бурильные установки, все средства для добычи сырья и его подъёма на поверхность. Подводные комплексы будут оборудованы сверхсовременными системами мониторинга. В центры управления будут передаваться все нужные телеметрические данные, а именно: температура, давление в скважинах, сейсмическая активность, экологическая обстановка. Всё это в совокупности должно предупреждать аварии, вся информация будет передаваться по оптоволоконным линиям связи», – описывает фантастический проект политик. Т.е., это не будут города в привычном понимании.
Другие владельцы
В 1996 году по инициативе Финляндии был создан Арктический совет. В новую организацию вошли восемь так называемых арктических государств: Канада, Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Россия, Швеция, США и Европейский парламент.
Второе место по активности осваивания Арктики можно отдать США. В прилегающих к региону территориях, США, как и Россия, уже разместили компоненты системы предупреждения о ракетном нападении. Также Штаты установили на Аляске ракеты перехватчики.
Недавно в пресс-центре ВМС США заявили, что собираются увеличить свое присутствие за Полярным кругом. В скором времени для прохождения военной службы туда планируется направить солдат и офицеров.
С недавнего времени процесс освоения Арктики пошел и в Канаде. В 2011 году страна провела масштабные учения Nanook, а в 2013 году была отработана высадка десанта на острова Корнуоллис и Эллеф-Рингнес. Операцию назвали «Нуналивут», что переводится как «Эта земля наша». Согласно соглашению, в этих учениях приняла участие и Дания. Датский патруль на собачьих упряжках тренировался вместе с канадскими Арктическими рейнджерами. После этого две страны даже прекратили свой многолетний спор по принадлежности крошечного острова Ханс, который находится между Гренландией и островом Элсмер. Аналитики считают, что два вечно соперничающих по арктическому вопросу государства объединились для противостояния куда более грозному сопернику – России. РФ замахнулась на большой кусок, который идет вплоть до Северного полюса. А так как у Канады и России самая длинная береговая линия в Арктике, то в споре, кому же принадлежит территория, активнее всех будут «драться» эти страны.
Также в прошлом году прошли учения «Арктический вызов». В них приняли участие ВВС Финляндии, Швеции, Великобритании и США.
Так чья же Арктика?
В 2001 году Россия подала заявку в Комиссию ООН по морскому праву на признание шельфа ее собственностью. Подобный запрос был первым среди мировых держав. В ООН решили, что у России недостаточно доказательств, и заявка была отвергнута. Вскоре после этого о своих правах заявили Канада, Норвегия и Дания.
Сам регион когда-то был поделен на пять секторов ответственности между США, Россией, Норвегией, Канадой и Данией. И первоначально этот подход господствовал. Все изменилось, когда выяснилось, что Арктика богата природными ресурсами (кстати, точные границы Арктики до сих пор не выяснены). В 1982 году, на фоне растущих интересов к Арктике, был принят закон, из которого следовало, что территория арктических государств распространяется лишь на арктический шельф. Внешельфовая зона была объявлена международной. Все страны подписали это соглашение, в том числе и Россия (в 1997 году). После этого РФ утратила суверенитет на 1.7 млн. кв. км. своей территории.
Так как запасы природных ресурсов с каждым днем уменьшаются, а таяние льдов на северном полюсе делает добычу нефти и газа в этом регионе более доступной, битва за Арктику будет накаляться. Эксперты считают, что совсем скоро в густонаселенном мире станет немного спокойнее. Мировые державы переключат все свое внимание на северный регион, который и станет главной площадкой их противостояния и демонстрацией мощи. И тогда слабые государства перестанут быть военным полигоном для сильных.
Справка
Арктика — единый физико-географический район Земли, примыкающий к Северному полюсу и включающий окраины материков Евразии и Северной Америки, почти весь Северный Ледовитый океан с островами (кроме прибрежных островов Норвегии), а также прилегающие части Атлантического и Тихого океанов. Южная граница Арктики совпадает с северной границей зоны тундры. Площадь — около 27 млн км?.
Макс Вильтовский
Комментарии
Страницы
Ничего, проведут референдум среди тамошнего населения и всё вернут. Главное -- успеть заселить!
Прочитал с большим интересом. Помню с юности, что многие советские писатели-фантасты затрагивали тему исследований Арктики и разработки её природных богатств. И всяких приключений в Арктике. Начиная с "Путешествия и приключений капитана Гаттераса" Жюля Верна, Обручевской "Земли Санникова". Много на эту тему и у современников. У Дэна Брауна, например есть такой детектив - "Точка обмана". Крутой детектив.
Но не всё так там просто, в этой Арктике. Я служил у Белого моря и видел эту грозную стихию в дни шторма. К берегу лучше, вообще, не подходить. Волны, величиной с дом. В студеной воде живым можно продержаться всего несколько минут. Даже на берегу в пустынном месте там выживать непросто. Полтора месяца лета и всё такое.
Главная проблема - обогрев. Зимой уже через сорок минут после аварии на теплотрассе из городской квартиры надо бежать и разводить костер во дворе. Для жителей арктической станции нет ничего хуже остановки дизеля - люди начинают замерзать. Простому кораблю по морю зимой не пройти - нужен мощный ледокол, который всё равно не везде может пробиться. Соответственно, любую надводную нефтяную вышку паковый лёд просто сметёт в мгновение ока.
Но есть и позитив. В глобальном смысле, море не холодное. На глубине температура редко опускается ниже полутора градусов тепла. Есть выходы термальных вод и "горячие пятна" земной коры. Вот там-то и надо было бы строить подводные города. Пресной воды, несмотря на солёность моря, - сколько угодно, её можно получать изо льда. Рыбы в море - тоже навалом. И здесь, кстати, она дорогущая - пойдите и купите сига, лосося или осётра. Наверное, мы только мойву и знаем, так как пиво ею закусываем:-). Если кому захочется - вполне можно всплыть и поохотиться на зверьё. Его в Арктике тоже много. Начиная от белых медведей и заканчивая овцебыками.
Но проблемы остаются. Глубина арктических вод достигает двух с половиной километров. На такую глубину только "Мир" может опускаться, да батискафы крутые, с бензином вместо балласта(такой батискаф когда-то побывал даже на глубине 11 км). Морские глубины исследованы почти так же мало, как и поверхность Луны - из-за труднодоступности это очень сложно. Когда нибудь, люди придут в море, когда нужные технологии разовьют. Но - нескоро это будет.
Вообще, в юности я хотел об этом книгу написать - увлекательную, художественную или научно-популярную. Может когда и напишу. И для статьи - тема хорошая.
Бензин -- это поплавок. :)
Поплавок (лёгкий корпус) имеет такое же значение, как спасательный круг для тонущего человека или как баллон с водородом или гелием у дирижабля. В отсеках поплавка находится вещество легче воды, сообщающее положительную плавучесть судну. На батискафах середины XX века использовался бензин, имеющийплотность около 700 кг/м3. Один кубический метр бензина способен удерживать на плаву груз весом около 300 кг. Чтобы выравнять гидростатическое давление внутри поплавка с давлением внешней среды — бензин отделён от воды эластичной перегородкой, позволяющей бензину сжиматься.
Deepsea Challenger, на котором погружался в Марианскую впадину Кэмерон использует другой поплавок - с пеной ISOFLOAT (пустые стеклянные пузыри в полимерной смоле). Там более привычные нам принципы применяются.
Интересное фото - ковка сферической кабины батискафа. Можете представить толщину его стенок, которые выдерживают давление слоя воды в 11 км толщиной (в центре - отверстие для входа).
Элементарный принцип - пока к аппарату присоединены наполненные газом подушки - он имеет положительную плавучесть. Потом он её может восстановить только при сбросе балласта. Просто и бензина не надо.
А я читал в школьные годы, что Пикар наполнил свой батискаф керосином, а не бензином.
...Вначале батискаф всплывал со скоростью 0,5 м/с, на глубине 6 000 м скорость возросла до 0,9 м/с, а на глубине 3 000 м — 1,5 м/с, сказалось расширение бензина...
Пруф
О, petro42 знает батискаф! А вот интересно, если фазные токи равны 1,2 и 3 A при cos=1, сможете ли определить ток нейтрали? :)
В 61 году французы Вильм и Уо спустили на воду, наверное, самый крутой батискаф из всех - он назывался "Архимед". К сожалению, из-за того, что они опоздали с погружением в Марианскую впадину, этот проект не так известен, хотя отметку в 9 тыс 545 метров батискаф преодолел в районе Курил. Он искал и затонувшие подлодки. В воспоминаниях Уо (пруф у меня на полке) я читал, что этот аппарат делался с большим запасом надежности и теоретически был способен преодолеть глубину в 33 километра. Такой и нет в принципе. В Википедии об этом - ни слова. Через пару лет батискаф выставили в музее.
Страницы