Честность не порок: новые правила Google для мобильных разработчиков

В пятницу 28 марта компания Google уведомила Android-разработчиков об изменениях в "Правилах программы для разработчиков приложений Google Play". Эти поправки и дополнения призваны сделать нашу с вами жизнь лучше: уменьшить количество агрессивной рекламы, искоренить заведомо лживые сообщения, пресечь попытки манипулировать  пользователем, особенно если он - всего лишь ребенок, играющий со смартфоном родителей. Но станет ли от этого лучше жизнь самих разработчиков?

БОЛЬШАЯ СТИРКА

Те, кому мобильная индустрия не чужда, знают: Google регулярно проводит такие "чистки". Например, в конце прошлого года Google запретила рекламу в приложениях посредством push-уведомлений (привет, отечественные операторы мобильной связи!).  Но даже несмотря на эти меры, экосистема Android-приложений продолжает деградировать: вирусы, "серый" трафик, огромное количество некачественных приложений... К такому результату привела более лояльная, по сравнению с Apple, политика допуска приложений в магазин: правда, именно благодаря ей в Google Play за короткое время появилось так много игр и приложений, в том числе красивых, полезных, удобных и просто веселых.

"Мы все - одна большая дружная семья", - любят напоминать в Google разработчикам, и подчеркивают, что все это - ради нашего же блага. Новые ограничения бьют не по разработчикам, а по "серым" методам продвижения и рекламы. С другой стороны, именно реклама позволяет зарабатывать создателям бесплатных приложений. Не пострадают ли невинные, и на что стоит обратить внимание, чтобы случайно не подпасть под "бан"?

СКАЧАЙ И "НАСЛАЖДАЙСЯ"

Самая частая уловка, с которой вы больше никогда не встретитесь, - это рекламные баннеры, которые имитируют системные сообщения, панель Facebook или истерически заявляют: "ВАШ ТЕЛЕФОН ЗАРАЖЕН!" Согласно новым правилам,  "продукты или реклама, которую содержат приложения, не должны имитировать функции или предупреждения операционной системы либо других программ". Запрещены лживые сообщения, а также ссылки на сайты, содержащие ложные сведения. И это, безусловно, хорошо. Плохо то, что запрещенный контент может внедриться в ваше приложение даже без вашего ведома. 

"При проверке приложения на соответствие Условиям для разработчиков рекламные материалы также считаются частью его содержания", - говорится в Правилах. Однако большая часть рекламы в приложениях приходит через мобильные рекламные сети. Они сегодня - отдельная информационная индустрия, в  которой слишком много не слишком честных игроков. Азартные игры, эротика, потенциально вредоносное ПО - даже в самой уважаемой рекламной сети попадаются платежеспособные клиенты, балансирующие на грани добра и зла.

KEEP CALM & BLOCK ADS

Например, всякий, кому приходилось играть в ту же Flappy Bird, наверняка видел в ней рекламу - а если играть достаточно долго, то в ее однообразном потоке порой мелькали баннеры, имитирующие системные сообщения, то есть нарушающие правила. А ведь это - рекламная сеть AdMob, которая принадлежит, смешно сказать, той же Google. В этой же сети до недавнего времени, случайно кликнув на один из наиболее популярных в нашем регионе баннеров, вы начинали закачку приложения, которое вам совершенно не нужно. Теперь этому положен конец - или, по крайней мере, мы все на это надеемся.

Итак, ответственность за содержание рекламных объявлений, которые приходят из рекламных сетей,  возлагается на разработчиков и издателей приложения. Потому, как рекомендует блог одного из сравнительно честных рекламных агентств, "если вы сотрудничаете с рекламной сетью или агентством - убедитесь, что они дстаточно прозрачны в том, как они работают и с кем. Потребуйте от них подтверждение в письменной форме о том, что они полностью соответствуют условиям предоставления услуг Google - а не верьте им на слово".

ДЕТИ-ДЕТИ, КУДА ВАС ДЕТЬ?

Еще одно нововведение касается внутриигровых покупок – и это самая больная тема последних лет. Теперь, если за доступ к функциям, указанным в описании приложения в Google Play, взимается плата, вы обязаны предупредить об этом пользователей. Впрочем, добропорядочные издатели поступали так и раньше - только теперь это стало обязательным.

Главная причина - это дети. Они, как известно, верят всему, что обещает им еще больше веселья и удовольствия, а их родители постоянно судятся как с Google, так и с Apple по поводу трех- и даже четырехзначных сумм, потраченных без ведома старших на виртуальные "конфеты" и "бриллианты". Так, судебный иск, предъявленный Apple  правительством США, а точнее Комиссией по федеральной торговле, привел к тому, что в январе этого года компания согласилась 32,5 миллиона долларов компенсации. (В одном из случаев восьмилетний ребенок потратил на покупки в играх более 6 тысяч долларов.) А сейчас обеспокоенная мать из Нью-Йорка судится с Google за сравнительно небольшую сумму - $66. Ее ребенок отыскал уязвимость, которую в Google просмотрели даже после печального опыта конкурентов: для совершения покупки в приложении не нужно вводить пароль, если в последний раз его вводили меньше, чем полчаса назад.

Кстати, на днях - 1 апреля 2014 года - вступили в силу требования к разработчикам игр Бюро честной торговли Великобритании. Среди основных требований - необходимость четких и ясных уведомлений о покупках и рекламе внутри игр, а также невозможность совершить покупку без прямого и осознанного согласия держателя банковского счета. Не стоит забывать и о встрече представителей Apple и Google с Европейской Комиссией в феврале 2014 года, на которой обсуждались все те же вопросы этичности внутриигровых покупок. И вряд ли игровые компании, работающие по модели free-to-play, поспешат добавить дополнительные предупреждения и "фильтры" на пути пользователя от стартового экрана бесплатной игры до совершенной в ней покупки...

ЛУЧШЕЕ, КОНЕЧНО, ВПЕРЕДИ

Что это все значит для нас? Чисто формально нас это вообще не должно волновать: белорусские разработчики не имеют права продавать свои приложения на Google Play. Впрочем, их интересы представляют агенты, издатели и компании других стран (поэтому белорусских приложений там на самом деле больше, чем кажется). В случае нарушения тех или иных правил ответственность ложится именно на этих посредников, чему они также вряд ли будут рады. И уж точно никому не хочется получить пожизненный бан в Google, как бы комично это ни звучало.

Подобные ограничения не только очищают "экосистему" - они заставляют искать новые способы зарабатывать на мобильных приложениях, и эти способы пока что не описаны ни в одном законе. Цель Google - улучшить пользовательский опыт, то есть наши с вами ощущения от игр и приложений. Но, работая с пользовательской психологией, можно не только заслужить международную любовь, но и повысить свои доходы - в некоторых случаях многократно. Как известно, один из самых действенных способов зарабатывать на мобильных играх - это оптимизация интерфейса и опыта внутриигровых покупок. С помощью нехитрых приемов можно заставить пользователя незаметно для самого себя совершить любое действие: купить тонну взрывающихся конфет, супер-башню мифических викингов или просто продлить любимую игру еще на минуту, заплатив при этом вполне реальные деньги за "ничто".

Границы дозволенного неуловимо тонки: с одной стороны, никто не запретит вам разместить кнопку "Купить" так, чтобы рука сама потянулась ее нажать. С другой стороны, даже если вы получите одобрение всех крупнейших издателей, когда-нибудь вам придется иметь дело с разъяренными пользователями (или их родителями), возможно - с судьями. Стоит ли оно того? И за какие, раньше казавшиеся невинными уловки нам придется отвечать через год? А через пять лет?

Например, уже сейчас в Google Play жесточились требования, направленные против "изображений, названий и описаний эротического характера" - их не должно быть ни в приложении, ни на сайтах, на которые оно ссылается. И если раньше речь шла только о порнографии - то теперь теоретически приложение можно запретить даже за вызывающе одетую девушку на иконке. Сложно сказать, насколько часто Google будет использовать этот козырь, но кое-кто из художников популярных игр уже ощущает неприятные мурашки по спине...

Алеся Серада

Версия для печатиВерсия для печати

Рубрики: 

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Всего голосов: 0
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!