Музыкальный бизнес через интернет

2013-й год в сфере производства музыки является логическим продолжением предыдущих двух лет. Самые актуальные сдвиги произошли в сфере всевозможных сервисов интернет-продаж, которые уже прочно стали на рельсы. В рамках этой статьи мы обсудим значимые черты прошедшего года, а точнее, наиболее актуальные механизмы для заработка в интернете для музыкантов.

Интернет-продажи аудио. Стоки

Если раньше продажи музыки и звуковых библиотек происходили в основном через специализированные интернет-магазины, сайты лэйблов и ресурсы разработчиков программного обеспечения, то сейчас очевиден прирост в области стоков (stocks). Такое движение в последнее время начинает распространяться и в России, там появляются свои сток-сервисы, правда, по сравнению с зарубежными «воротилами», ситуация в стране-соседке находится в полузачаточном состоянии.

Организация подобного рода бизнеса — дело не из простых: нужно отслеживать эксклюзивность предоставляемого материала, иметь подготовленную и хорошо откатанную правовую базу, и что немаловажно — спрос. В развитых странах уже сложилось давние взаимоотношения между правообладателями и потребителями музыкальной продукции, там просто принято платить за все используемые материалы.

Аудио-стоки нельзя напрямую приравнивать к интернет-магазинам с выкладываемыми композициями, потому как первые несколько по-другому организованы и отличаются по предназначению. Суть продаж — предоставление чистых по авторским правам материалов на условиях royalty-free, то есть, единовременных выплат без последующего отчисления авторских гонораров либо специально оговоренных выплат royalty за тираж и/или количество ротаций. Основные покупатели — вещатели и разработчики мультимедийной продукции.

Со стоками сейчас активно работают не только представители звукопроизводства, но и разработчики ПО, художники, фотографы, 3D-моделлеры и т.п. Ситуация для всех примерно одинакова, за исключением… довольно большого количества нюансов, специфичных для каждой из вышеназванных сфер.

Наиболее крупные аудио-стоки сосредоточены в США, поэтому мы будем описывать варианты продуктивного сотрудничества на их примере.

Автор этой статьи прошел отбор, пожалуй, в один из самых строгих стоков, торгующих 100% авторской музыкой, проходящей очень жесткий отбор (pumpaudio.com). Обратиться к этой схеме продаж мне порекомендовал мой американский агент, при этом мастеринг треков для получения green-lit (об этом чуть позже) был произведен на одной известной студии в Нью-Йорке. При создании композиций использовался только эксклюзивный авторский материал.

Стандартный договор с профессиональным американским ресурсом, продающим музыку на крупную сеть вещателей (телеканалов и т.п.) и разработчиков мультимедийной продукции (игр, сайтов, презентаций), включает как минимум 17-20 страниц текста, которые нужно внимательно прочитать и подписать собственноручно, после выслав все по обычной почте вместе с компакт-диском.

Сам доступ к этому договору нужно еще и получить после прохождения небольшого экзамена и получения «green-lit» («зеленого света»). Для этого сначала необходимо отправить по интернету несколько работ в формате mp3 с краткими описаниями и подождать ответа, на который обычно уходит около двух месяцев. Вашу продукцию не только будут внимательно прослушивать, на самом деле, обычно выставляется целый ряд условий: профессиональных, технических и морально-этических. Если все прошло хорошо, то вам открывают аккаунт и дают доступ ко всем нормативным документам и сопутствующей информации. Если нет, то в большинстве случаев порекомендуют заново обратиться через полгода. А если вы нарушили авторство на музыку или используемые сэмплы, то можете попасть в «черные списки».

Отличие аудио-стоков от других, например, фото-стоков, заключается и в том, что вы не можете очень оперативно доставлять свои новинки.

Треки/композиции отсылаются на CD, из них сервисом делаются презентационные ролики с защитой (звуковыми «водяными знаками», либо выставляют файлы в потоковых форматах типа realmedia).  И, после того, как покупатель подтверждает оплату, ему выдается соответствующая копия трека из высланного вами CD в качестве CDDA (44100 КГц, 16 бит, стерео). Это наиболее часто встречаемая стандартная схема работы современного аудио-стока. Более старая подразумевает возможность аплоуда (загрузки на сервер стока) wav-трека. Она еще кое-где сохранилась.

На первый взгляд может показаться, что на рынке много продукции, но на самом деле это не  совсем так. Сейчас в основном отбирается фактически штучный товар с высоким уровнем качества, особенно, если вы работаете с какой-нибудь серьезной организацией. Обычно, чем строже отбор у сервиса, тем более успешны его продажи. В свое время, года 3-4 назад, стоки были буквально захламлены, сейчас количество перерастает в качество.  Модераторы работают очень жестко.

В нормальной ситуации деление дохода с трека составляет примерно 35-60% — сервису, остальное — автору. В более жестких рамках сервис может запросить больше. Поэтому рекомендуется внимательно прочитать все условия. При этом и выплаты могут происходить по-разному: по достижению некоей строго определенной суммы (редко), или за какой-либо период (месяц, квартал, полугодие). Также жителям стран СНГ нужно внимательно ознакомиться с проведением выплат; то есть, они могут производиться через строго определенные платежные системы, к которым далеко не у всех есть доступ.  

Теперь поговорим о том, что касается представителей стран СНГ и оформления налогообложения. Поскольку большинство американских аудио-стоков привыкло напрямую работать с американскими авторами (для них эта ситуация является типовой), то довольно часто по умолчанию к договору прикрепляется форма налогоплательщика W-9. Она нам не подходит, потому как предназначена для граждан США.  Мы должны заполнять форму W-8BEN. Как это делается, много написано в интернете. При этом обязательно прочтите в информационных ресурсах сервиса, нужно ли вам оформлять код налогоплательщика Employer Identification Number (EIN). В последнее время такого обычно не требуют.

Также стоит отметить, что у России и Беларуси с США существует специальный договор о налогообложении (Tax Treaty), согласно которому удержание с американской стороны не производится. В любом случае, уточните и эту информацию.

В принципе, наибольшую трудность при общении с аудио-стоками обычно вызывает первичное взаимодействие, потому как запросы и вопросы соискателей долго обрабатываются, зато потом, когда вас уже включили, вы можете общаться более продуктивно и быстро. Так, ответ на заданный вопрос вам может прийти через двое суток.

Несколько слов о PRO в США

PRO — это аббревиатура от Perfoming Rights Organizations (Организации по Исполнительским Правам). Эти структуры собирают авторские отчисления за исполнения и ротации композиций. То есть, если ваша композиция попала в какой-нибудь фильм, сериал, прозвучала по радио, вам должны выплатить соответствующие гонорары. Причем гонорары, как авторам, так и издателям (отдельные договора writer/publisher). Связываться с подобными организациями следует по нескольким причинам, самые главные из которых:

  1. Мощная сеть содружественных организаций по всему миру.
  2. Обширные системы рассылки по радиостанциям и т.п.
  3. Если кто-то послушает вашу композицию и узнает, что она не оформлена в крупных организациях авторских прав, он может оформить эти права на себя.

Конечно, комментируя третий пункт, и ориентируясь, например, на законодательство Беларуси, можно сказать, что авторский продукт возникает в силу факта его создания. В качестве прямого доказательства можно отнести CD в Национальный Центр Интеллектуальной Собственности, можно выслать экземпляр (опять же CD) самому себе по почте, не вскрывая письма (штемпель даты тут будет ключевым доказательством). Но как это будет действовать на той же территории США — под большим вопросом, точнее, доказательство того, что вы — автор, может занять много нервов, времени и средств.  

Наиболее распространенными на территории США являются три структуры PRO — BMI, ASCAP и SESAC. Все открыты для интернациональных контактов, но Беларуси среди содружественных организаций на их сайтах не перечислено (по крайней мере, в момент написания этой статьи наша страна не была указана ни на одном из сайтов организаций). Хотя там можно увидеть почти все страны СНГ.

У BMI оформление бесплатное, ASCAP требует $50, SESAC бесплатен, но подходит к вопросам оформления договоров с авторами выборочно. SESAC интересует в первую очередь качество, а не количество. Отдельный и довольно «веселый» вопрос — это выплата гонораров, то есть, нужно решить вопрос с банком и перечислением. Для этого лучше проконсультироваться с той организацией, в которую вы решили вступить. Это тоже займет определенное время.

Также стоит обратить внимание на то, что автор произведения может заключить договор только с одной из PRO-организаций, в то время как издатель сразу с тремя.

 

Взаимодействие PRO и аудио-стоков

Как было сказано выше, структуры PRO подразумевают постоянные выплаты royalty (авторских отчислений). Тут можно увидеть ключевые несовпадения с аудио-стоками, предусматривающими единовременные гонорарные отчисления, но, на самом деле, взаимодействие обоих вариантов возможно. И одно другому не мешает. Продающий лэйбл (в данном случае аудио-сток) строго оговаривает с покупателем ограничение по тиражу и/или количеству ротаций. Таким образом, эксклюзивные права остаются у вас, а администрация стока строго следит за правами на использование ваших композиций через их сервис. Это удобно.

Общая рекомендация в таких случаях — регистрация продукта в какой-нибудь из структур PRO, где получаете идентификационный номер CAE/IPI, а потом заключение договора с аудио-стоком, в котором вы этот номер сообщаете. После этого происходит переключение администрирования (сток отчитывается только за своих заказчиков), которое заканчивается по расторжению договора. Схем несколько, они схожи, но все равно, в каждом конкретном случае нужно внимательно читать договор.

Лэйблы-посредники

Мы пока довольно слабо затронули интернет-магазины, но на это есть и причина. Достаточно зайти на какой-нибудь массовый ресурс, и все станет понятно — пробиться там довольно сложно. Но есть и палочка-выручалочка. В последние годы буквально по всему миру прокатилась волна лэйблов-посредников. О чем идет речь? Это специальные структуры, которые собирают музыкантов, отбирают лучшие треки/альбомы и представляют их на всевозможных интернет-площадках, включая даже таких грандов рынка как iTunes и Beatport. Игра может стоить свеч, если за таким лэйблом стоит какая-нибудь известная личность или серьезный коллектив, собравшая(-ий) вокруг себя большое сообщество, либо имеющая(-ий) уже накатанные наработки по работе с магазинами и промоушном. То есть, если продажи гарантированы. Музыкантам в таких случаях не нужно заботиться о продвижении, хотя за это они должны «отстегивать» 20%-50% от своей прибыли, если мы говорим о чистом посредничестве. Помимо этого лэйбл может работать и стандартным образом, то есть с заключением договора на определенную сумму. Этот вариант обычно возникает в случае, когда у вас очень хороший и качественный материал, и лэйбл уверен в его дальнейшем успехе.   

Что касается заработков по процентам, то тут может быть и обратная сторона медали, точнее, даже несколько. Первая — если с музыкантов берут плату, то нужно быть очень осторожным. Вторая — нередко можно встретиться с нечистоплотностью, то есть, неправильной отчетностью. И третье, с чем можно столкнуться — это просто потеря времени. То есть, лэйбл набирает количество.

Естественно, перед тем, как начать такое сотрудничество, нужно как можно больше узнать о тех, с кем вы собираетесь работать. В интернете можно увидеть даже «черные списки».

Подытожим

В принципе, везде ценятся в первую очередь эксклюзивность материалов и современное качество, независимо от того, какой путь продвижения и распространения вы выберите. Немаловажно и знание всех юридических аспектов.

Кристофер

www.igd.by

Версия для печатиВерсия для печати

Рубрики: 

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Всего голосов: 0
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!