Облачный атлас ИТ-индустрии

Эра облаков

По прогнозу аналитического агентства Gartner, за период 2013-2015 гг. будет совершена глобальная миграция на облачные технологии. Таким образом, от виртуализации мы плавно переходим в эру облаков. И это не просто слова. Тому есть масса фактов и подтверждений.

Во-первых, стремительно растет спрос корпоративных клиентов на частные облака. До 75% респондентов планируют в 2014 году реализовывать стратегию организации частных облаков (опрос Gartner, 2012 г.).

Во-вторых, ИТ-стратегии типа SaaS (программное обеспечение как услуга), IaaS (инфраструктура как услуга) уже сегодня стали частью облачной концепции. Программное обеспечение уже сегодня выгоднее инсталлировать не на локальных ПК, а брать из облака. В случае обработки и хранения больших массивов информации перед компаниями возникает заманчивая альтернатива - взять в аренду сервер (реальный или виртуальный) и облачное хранилище. Зачем строить свой ЦОД, если он есть в облаке?

Поэтому, говоря об облаке, в первую очередь следует подразумевать Platform as a Service (PaaS, платформа как услуга). Эта модель подразумевает пул облачных сервисов, при которой потребитель получает доступ к использованию определенного "софта и железа": операционных систем, СУБД, инструментария разработки и тестирования, серверов, систем хранения данных и т.д. Упрощенно говоря, облако - это комплекс всех технологий: PaaS, IaaS, SaaS.

Говоря об облаке, в первую очередь следует подразумевать Platform as a Service (PaaS, платформа как услуга).

В зависимости от задач клиент выбирает нужное. Если клиенту нужен сервис (например, бухгалтерский отчет или сдача налоговой декларации), некое бизнес-приложение, то он выбирает Saas. Если ему нужна платформа для разворачивания своего приложения, базы данных - то он выбирает PaaS. Если же он готов разместить свои вычислительные мощности, то тут "прямая дорога" к IaaS.

В-третьих, переход в облако - это экономически оправданный шаг для крупных компаний, озабоченных вопросами снижения CAPEX и переводом затрат в OPEX, а также ежедневными проблемами, связанными с ИТ-службами. Предприятия СМБ тоже получают выгоду: отсутствие у них собственного ИТ-департамента теперь не сказывается на бизнес-процессах.

В-четвертых, облачная структура позволяет получать доступ к данным, где угодно и в любое время. И здесь речь может идти не только в рамках концепции BYOD (Bring Your Own Device - принеси на работу свое устройство), о которой говорят специалисты Cisco. Использовать мобильные гаджеты для доступа к корпоративным данным или почте, несомненно, удобно. Однако основное преимущество облака - гибкость, как ни странно, первыми осознали рядовые пользователи. Популярность таких сервисов как Dropbox или Google Drive позволяет говорить о стремительном развитии Personal Cloud (персональных облаков).

Джанет Хоран (Jeanette Horan), вице-президент и главный директор по информационным технологиям в IBM, подтверждает все вышесказанное: "Победителями выйдут те компании, которые осознают громадные возможности таких технологий, как облачные вычисления, аналитика и мобильность, и смогут использовать этот потенциал для преобразования своего бизнеса".

Структура рынка облачных услуг (по данным Parallels, 2012 г.)
Аренда инфраструктуры 41%
Веб-присутствие 21%
Коммуникации и совместная работа 12%
Бизнес-приложения 26%


Виды облаков

Существует три основных вида облака - публичное, частное и гибридное. Самыми известными публичными облаками являются Microsoft Windows Azure и Amazon Web Services. Последняя платформа реализуется через набор веб-сервисов и предоставляет клиентам хранилища данных, вычислительные мощности (серверы с предустановленными ОС или с их образами), сервисы сообщений, платежные системы и базы данных.

Основная разница между публичным и частным облаком заключается в том, что ответственность за поддержание работоспособности сервиса в частном облаке лежит на ИТ-подразделении компании, а в публичном - на провайдере услуг. Гибридная модель позволяет использовать часть услуг из публичного облака, а ряд сервисов - из частного. Клиенты малого и среднего бизнеса предпочитают модель публичного облака из-за удобства администрирования и относительно невысокой цены. Крупные компании и финансовые структуры, с учетом политик конфиденциальности, предпочитают модель частного облака.

Из облачных сервисов на первом месте по популярности среди корпоративных заказчиков, несомненно, стоит электронная почта. За почтовыми сервисами следуют облачные системы хранения данных, такие как Microsoft SkyDrive, Dropbox и Google Drive. И, наконец, на третьем месте по популярности расположились корпоративные порталы - они обеспечивают совместную работу над документами, договорами, заявками и доступ к архивам. Также в бизнес-среде поощряются внутренние форумы, как онлайн-площадки для обсуждения проблем или интересных идей.

Весьма быстро "набирают обороты" облачные бизнес-приложения. Удаленный доступ к ERP, CRM, HRM и другим системам позволяет в офисах использовать бюджетные ПК, неттопы или мобильные устройства.


Облака и их применение

Получается, облако - это не что-то эфемерное. Это либо платформа, либо сервис, либо хранилище. Впрочем, некоторая неопределенность изначально присутствует: как у реального облака, так и у облачной модели грани между формами очень зыбкие. Все зависит от запросов клиентов и масштабов предприятия. Поставщики сервисов (провайдеры) и разработчики продуктов (вендоры) сегодня это четко понимают и стараются расширить спектр своих облачных услуг.

Например, пользователи облачного сервиса "Лаборатория Касперского" уже не ждут штатных обновлений антивирусных баз данных. Как только глобально выявляется онлайн угроза и создается вакцина, антивирусная сигнатура оперативно попадает на компьютеры, подключенные к облаку.

Ярким примером разумного подхода к облачной модели может послужить опыт российской компании "АНТ-Информ". Обратившись к локальному провайдеру облачного сервиса, "АНТ-Информ" получил Microsoft Lync, как отдельный облачный сервис, который уже в базе имел модуль IP-телефонии и при этом не требовал никакого дополнительного оборудования или серверов на стороне заказчика. При этом цена от провайдера оказалась примерно в 2 раза ниже полного пакета Microsoft Office 365. Кроме того, провайдер бесплатно осуществил интеграцию Microsoft Lync с корпоративной АТС в центральном офисе заказчика, а также предоставил один месяц бесплатного тестирования сервиса. В итоге, по результатам тестирования "АНТ-Информ" заключила договор на постоянной основе.

Облачная модель применима не только в коммерческих структурах, но и в госсекторе. Ведь облако позволяет значительно повысить эффективность работы персонала с информацией. Особенно в тех госструктурах, где персонал и информация являются ключевыми активами. Причем, чем крупнее организация, тем больше филиалов и сложнее топология информационных связей. Облачная концепция плюс централизованная обработка и хранение данных позволит такой организации быстрее обрабатывать информацию, вести документооборот в реальном масштабе времени (практически без задержек). Такого эффекта можно достигнуть в социальной сфере, у почтовых служб, на грузоперевозках, в сфере медицины, образования и т.д.


Будущее облаков

Ожидается, что в период с 2011 по 2016 гг. мировой рынок облачных услуг вырастет более чем в 2 раза - с $91,4 до $206,6 млрд. (оценка Gartner). Такой рост вполне предсказуем, если учесть несколько факторов. Например, количество мобильных устройств уже равно числу жителей Земли. И почти каждое SaaS-приложение сегодня располагает мобильным клиентом.

Не исключено, что облака со временем полностью вытеснят обычные ПК. Последние, скорее всего, будут играть роль идентифицирующих терминалов для доступа к персональным данным в облачном хранилище. Необходимое условие для полноценной работы с облаком - постоянно действующий канал связи для доступа к Сети. С одной стороны - это минус. Но с другой... мы можем получать данные по альтернативным каналам связи.

Не исключено, что облачные сервисы будут подаваться как готовые решения. Как вам такой вариант: "отраслевое облако для фармакологической компании"? Или "облачная бухгалтерия для малых предприятий"? Не напоминает ли это коробочные продукты на заре ИТ-индустрии?

Ведь по закону диалектики, все процессы движутся по спирали, возвращаясь к исходной точке, поднимаясь на уровень выше. Тогда вновь понадобятся высококлассные, сертифицированные, но уже "облачные специалисты".

И если ИТ-индустрия сумела "подняться к облакам", то это не значит, что нам некуда дальше двигаться...

Материал подготовлен компанией "Инком"

Версия для печатиВерсия для печати

Рубрики: 

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Всего голосов: 0
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!