Павел Дуров, создатель "Вконтакте", опубликовал 10 основных уроков, извлеченных им из многолетней работы над своим суперуспешным проектом. Это будет интересно всем, кто занимается развитием собственных стартапов или просто каких-нибудь проектов.
Прошло 10 лет. Публикую 10 уроков, которые я получил в процессе создания ВКонтакте:
1. Все можно делать быстро. Первую версию ВКонтакте в 2006 году я собрал за месяц. Расти она стала сразу. Вопреки расхожему мнению, работа делается либо быстро и качественно, либо долго и плохо.
2. Все *нужно* делать быстро. Вместе с ВКонтакте в 2006 году возникло еще несколько сайтов с той же концепцией. Сейчас они забыты только потому, что ВКонтакте развивался быстрее.
3. Расти нужно в ту сторону, которая органична. ВКонтакте вырос из успеха форума СПбГУ, форум СПбГУ – из успеха сайта для филологов. Каждая следующая ступень должна основываться на фундаменте имеющегося успешного опыта.
4. Люди – не идиоты. Они чувствуют – часто подсознательно – качество того, что Вы предлагаете. Каждая приятная мелочь и продуманная деталь, сколь бы несущественной она ни казалось, приносит новых преданных пользователей.
5. Cовмещать несколько ролей – эффективно. Первые месяцы существования ВКонтакте я создавал весь код, графику, формулировки, интерфейсы, маркетинг. Совмещение позволило устранить расход времени на коммуникацию.
6. Слушать стоит только свою интуицию. Всякий раз, когда я прислушивался к мнению “старших и разумных”, я терял время. Если Вы чувствуете, что надо делать, – игнорируйте мнение авторитетов.
7. Количество не переходит в качество. Команда ВКонтакте была небольшой, но состояла из талантливых и мотивированных людей. Такая команда эффективнее армии работающих за зарплату наемников.
8. Доверять на 100% никому не стоит. Не имеет значения, насколько Вы считаете кого-либо заслуживающим доверия и сколько лет его знаете – ключевые вопросы лучше контролировать лично.
9. Страх не имеет смысла. За время управления ВКонтакте было многое – DDoS-атаки, уголовные дела, акционерные войны, плавящиеся сервера, медийные войны, иски, интриги. Эмоции не продуктивны – делайте то, что нужно сделать.
10. Принципы важнее выгоды. ВКонтакте отстаивал интересы пользователей, пока его конкуренты предавали их в угоду рекламодателям, акционерам, чиновникам. Принесение блага другим – единственно возможная причина истинного успеха.
Комментарии
А кого-то просто постоянно ругают за копи-пасту (С)
А вот этого "как всегда" я и не нашёл тут!
Петро, халтуришь? (C)
По контексту. - Все 10 пунктов спорны. Очень спорны.
Но спорить с миллиардером не буду. (С)
Из всего я бы выделил:
Квинтэссенция, мля.
А твоя копипаста, Логик, -- срань Господня.
Разумные и полезные советы, +1.
Вредные советы. Вообще знаменитостей читать и цитировать вредно. Они знают рецепт своего успеха в тех условиях, в которых он сработал. А у вас другие условия и другие мозги, шевелите ими вместо чтения графоманств.
не согласен, если приглядеться, то это "прописные истины" в т.ч. бизнес-блогинга.
"Делай быстро и качественно", "совмещай несколько ролей" (на начальном этапе), "количество не переходит в качество", "доверять на 100% никому не стоит" и т.д. - что в этом "вредного" ?! Применительно к стартапам все очень правильно, в т.ч. "принципы важнее выгоды" (ранняя монетизация сайта отпугивает пользователей).