Центр города уже проехали. Меня везут на заводскую окраину через частный сектор. Теплотрасса, бесконечный бетонный забор ПО-2 «с ромбиками», какой-то железнодорожный переезд и объявления о покупке волос. Типичный индустриальный пейзаж любого белорусского города. Едем на ферму.
На условиях анонимности мне разрешили понаблюдать за работой небольшой криптовалютной майнинговой установки — «фермы». Съемку разрешили, но без опознавательных деталей. ВГ (вместо имен — криптонимы) останавливает машину, входим на территорию промзоны и за нами закрываются ворота. Здание просят не снимать. Это небольшой серый бетонный ангар. В таких обычно открывают СТО или склад.
Еще один «майнер», назовем его АБ, уже в ангаре рассказывает почему мы здесь. В 2016 году они собрались в «коллектив из 4-5 человек» и каждый вложил собственные средства в «майнинг» (от англ. mining — добыча полезных ископаемых). Ферма, на которой мы находимся, — лишь часть их мощностей. Размер «инвестиций» — а проще говоря, затраты на приобретение массы компьютерного железа — этих «ИТ-партизан» можно сравнить с ценами на двух- или трехкомнатные квартиры в районе ПВТ. Точные цифры — коммерческая тайна. Это серьезный уровень для провинциального белорусского города, где главным инвестпроектом для многих является приобретение подержанного авто.
Помещение фермы размещается в конце ангара и огорожено стенами из гипсокартона. Его площадь — около двух квадратных метров. В остальном пространстве, как я понял, трудятся «работяги»: сварщики, механики, токари.
Получается очень контрастное соседство двух генераций рабочего класса: глобального электронного и локального механистического. Вообще говоря, майнеры — те же «работяги», только для определенной криптовалюты и, как ни странно, гарант ее существования.
АБ отверткой выворачивает винт, выполняющий функцию замка, и открывает самодельную дверь. За ними шумит и мигает оборудование, хайп от которого в интернете не утихает уже несколько лет.
Просто для себя проговариваю это еще раз: криптоферма в белорусском провинциальном городе замыкается на винтик.
ИТ-технологии в этой стране на самом деле глубоко проникли в жизнь.
Тот самый винтик, который охраняет за дверью весь криптовалютный бизнес этих людей.
Для работы фермы требуется много электроэнергии и доступ в интернет. В этом одна из сложностей этого бизнеса, говорит АБ. Каждый коллектив ищет «свою схему». Кто-то электричество ворует, подключаясь к электросетям, кто-то берет в аренду цех предприятия с высоким расходом неучтенной энергии, кто-то майнит у мамы на балконе…
За дверью гипсокартонного каркаса, рассказывает АБ, стоят пять «ригов» (англ. rig — устройство, снаряжение). Риг и есть ферма, в виде каркаса из дерева или металла, на котором укреплены видеокарты, блоки питания и иное оборудование. Один такой «риг» у нас, говорит АБ, потребляет за месяц в 20 раз больше электроэнергии, чем семья из 3-4 человек в городской квартире. Таких установок здесь — 5. Считайте сами.
Интересуюсь мнением присутствующих о высказывании Кирилла Рудого, который предложил майнерам загрузить энергомощности белорусской АЭС. АБ не видит здесь новости: «Это реальная и работающая идея, так происходит, например, в Китае [Рудый — посол Беларуси в КНР], где рядом с электростанциями быстро возводятся фермы. АБ допускает, что нечто подобное возможно и у нас — аренда, льготные тарифы и т.д. Но все в коллективе уверены: государству надо действовать намного быстрее, нужно создавать подзаконные акты под «цифровой» декрет и адаптировать законодательство под потребности электронной экономики. Большинство белорусских чиновников вряд ли понимает, о чем идет речь, констатирует АБ.
На ферме начинается «техническое обслуживание»: клиниг, проверка и замена оборудования. Промышленным пылесосом АБ собирает пыль, которая оседает на видеокарты в результате деятельности «работяг» в основном помещении. Лучшего места (по безопасности и затратам за электроэнергию) майнеры пока не нашли.
«Наш уровень не сравнить с китайскими фермами», — резюмирует ВГ. «Таких, как мы, кто майнит примерно на нашем уровне, в Беларуси уже сотни коллективов. Более тысячи человек», — говорит АБ. «Если бы мы, — продолжает он, — в начале не занимались неэффективным трейдингом (купля-продажа криптовалют на биржах), то уже окупили бы затраты и вышли бы на прибыль. А так за год майнинга мы вернули немногим больше половины. Сейчас в команде есть человек, который занимается анализом рынка и просчитывает наиболее успешные криптавалюты.
Наименований криптовалют на сегодня уже несколько сотен, самая известная из них — биткойн. Дорогостоящее оборудование необходимо для обесчечения транзакций. За это майнер и получают вознаграждение. Размер его определяет сам алгоритм — все зависит от известности «крипты». Это и является прибылью в майнинге. Ее можно хранить, продавать на биржах или рассчитываться за услуги. Если потеряются ключи-пароли от электронных кошельков, то восстановить доступ, как карточку в банке, уже не удастся — инфоцентра нет. Таковы особенности технологии блокчейн, основы которой были разработаны по образцу распределенных баз данных почти 50 лет назад.
Транзакции с криптовалютами действительно децентрализованы и обходятся без классических финансовых посредников в виде банков и правительств. Источников выпуска (эмиссии) криптовалют может быть сколь угодно много. Их «денежная масса» — стабильная сумма, а большая ее часть «намайнивается» техногиками еще до волны хайпа. Некоторые видят в этом классический пузырь вроде МММ, только без затрат на печать билетов и рекламу про Леню Голубкова. По другую же сторону — тезисы об экономике будущего, инвестировании, реклама дополнительного дохода, аналогии с драгоценными металлами и тысячи кВт-часов электроэнергии.
Все дольщики фермы понимают, что являются частью технологической цепочки и залог их прибыли — это своевременно принятое решение. В мире появились сотни спекулятивных «криптобирж», существуют неактивные электронные валюты, нестабилен курс биткойна и завышены цены на видеокарты. Все майнеры понимают риски, но теряют они только собственные деньги. Все они научились зарабатывать и терять без участия государства. Несмотря на то, что все суперсовременные новинки и прорывные технологии держатся здесь на одном винтике.

Комментарии
Страницы
Строить АЭС чтобы майнить - это идиотизм в кубе! (С)
А между тем в России:
Если прикинуть сколько стоит электиричество на данный момент свыше 400 кВт 0,19 р. Одна производительная видеокарта потребляет GeForce GTX 1080 500 вт. В ферме таких карт может быть от 3-х и более. Итак мы получаем 1500 вт. в час. Переводим ваты в киловаты 1.5 киловатт. В сутках 24-ре часа. 24x1.5 = 36 киловат в сутки. Теперь нужно посчитать сколько будет в месяц 36 умножим на 31 день получим 1116 киловат в месяц. Теперь сколько это будет по деньгам 1116x0.19 = 212 руб. И это только если 3 карты. Из этого можно сделать вывод: Майнинг выгоден только в промышленных масштабах и если есть доступ к льготным источникам электроэнергии тогда это окупится. А майнить в квартире на балконе и нагружать электропроводку это ИДИОТИЗМ.
Чтобы получить один биткоин, в Беларуси потребуется потратить 2177 долларов США.
Майнинг-ферма - на балконе и приносит парню 13 долларов в день.
Что бы ферма приносила 2177 долларов она должна сначала себя окупить. Если взять еще + износ оборудования. То вкладываться в это средства не выгодно. Выгодно тем кто продает видеокарты и другое оборудование для майнинга.
А зачем тогда они этим занимаются, раз это не выгодно? Все майнеры, что идиоты?
Стронг1 подсчитал верно.
Работает ажиотаж, и он многих делает таковыми. На самом деле всё уже выбрано техногиками. Вот, Ментал думает майнить. Потом может заявить, мол, ещё на один макбук намайнил -- поди проверь, ск. раз за ночь чел может (анек).
Хм.
"На все оборудование нужно было примерно 2000 долларов, и школьнику удалось убедить мать выделить на это нужную сумму.
— Я до сих пор не понимаю, кому нужна эта крипотовалюта, — говорит мама Никиты."2000/13 = 153 дней окупаемости.
Через пол-года ферма начнёт работать в прибыль. (С)
Все расчеты прибыльности майнинга - очень сильно сиюминутные, "здесь и сейчас"! Если учесть такие факторы, как ограничения по ежегодной эмиссии криптовалют и совсем простой факт, что ВЕРОЯТНОСТЬ получения вознаграждения зависит не от производительности конкретной фермы, а от СООТНОШЕНИЯ производительности фермы и производительности ВСЕЙ сети, то станет ясно, почему те, кто начал майнить по-колхозному в 2016 г. уже в 2017 г. не смог отбить счета за электричество! Китайцы на АСИКах за три последних года увеличили производительность своих ферм в МИЛЛИОНЫ (если не в миллиарды) раз! А здесь пара десятков видеокарт, и рассчитывают на прибыль! Смешно!!!
Там все эти с парой десяткой видеокарт объединяются в пулы. - Да, таким остаётся не много, но им хватает чтобы окупиться за пол-года(2000$) и войти в прибыль в дальнейшем.
Страницы