Белорусский портал разработчиков игр подвёл итоги первого конкурса среди своих пользователей. Конкурс продемонстрировал, что интерес к геймдеву в нашей стране есть, но почивать на лаврах белорусским энтузиастам игростроения пока ещё рано...
Начало конкурса было многообещающим: список зарегистрировавшихся разработчиков насчитывал больше 25 команд. До конца, к сожалению, добрались всего три из них, что, впрочем, совсем не удивительно, потому что создание даже сравнительно простой игры - занятие чрезвычайно трудоёмкое и требующее достаточно больших вложений времени разработчиков. Кроме того, помимо программирования, для создания игры нужны и дизайнерские навыки, и, в конце концов, нестандартные идеи, позволяющие создать действительно что-то новое и интересное на игровом поприще.
Впрочем, с идеями как раз был полный порядок - во всяком случае, у всех троих финалистов. Ими стали команда bigFamily с аркадой "Кровавые реки", HBit SOFT pro с TetriX 3D GraphiX Ultra 7 (название говорит само за себя) и Useless Games с игрой Ice & Flora по мотивам старого доброго "Арканоида". Последний проект, кстати говоря, и вышел из суровой борьбы победителем.
Пересказывать суть геймплея каждой из игр, как и давать полные субъективного мнения оценки по поводу того, какая из них лучше, - дело неблагодарное, поэтому им я сейчас заниматься не буду. Все игры находятся в открытом доступе по адресу: gamedev.by/forum/Конкурс_№-1_Голосование. Там же, если вам будет лень скачивать и устанавливать сами игры, можно найти и промо-ролики, которые позволят ознакомиться с ними в режиме "через строчку по диагонали".
Конечно, игры, представленные на конкурс, достаточно далеки от того, что привыкли видеть пользователи в законченных продуктах игровой индустрии. Но именно в этом и состоит специфика геймдевелоперских конкурсов, на которых обычно представляют прототипы и идеи, а не графику и прочие обязательные атрибуты продукта индустрии компьютерных развлечений.
В целом же можно констатировать, что самое главное в этом конкурсе - сам факт его проведения. Пусть ни призовой фонд, ни количество участников, ни прочие атрибуты пока не блещут масштабом, но, как говорится, лиха беда начала. И если организаторы не опустят руки, то, вполне может быть, лет через пять-семь все будут пить шампанское в каком-нибудь известном клубе, вручая победителю ворох новинок продукции Apple, которые модно вручать в качестве призов, и со смехом вспоминать, как всё начиналось. Так что пожелаем удачи организаторам.
Кстати, они сами тоже не против поделиться своими мыслями о том, удался ли первый белорусский конкурс игр и каким он станет в будущем. Максим Микульский, Виктор Николайчук и Александр Гордиенко составили для читателей "Компьютерных вестей" обстоятельный рассказ, каким им видится настоящее и будущее конкурса:
"То, что получилось, было вполне предсказуемо, хотя мы рассчитывали на большее. Но не будем забегать вперед, обо всем по порядку, так сказать небольшой постмортем.
Идея о том, чтобы провести что-нибудь интересное в рамках портала, появилась где-то с год назад. Постепенно, в ходе обсуждений на форуме и жарких дебатов в скайпе идея выкристаллизовалась в виде плана конкурса. Чего можно было ждать от первого конкурса на нашем портале? Конечно же, жаркой борьбы и большого вагона участников. Воображение рисовало радужные картины, в то время как суровая реальность ставила перед трудноразрешимыми задачами. Во-первых, надо было собрать участников, именно они должны были стать той искрой, которая "зажгла" бы все мероприятие. Во-вторых, обеспечить им удобный процесс соревнования, когда все необходимое под рукой и ничто не отвлекает наших творцов от создания очередного шедевра. В-третьих, надо было привлечь зрителей, которые бы наслаждались процессом приготовления и иногда подбрасывали дров в костер борьбы. В-четвертых, найти судей, которые по достоинству оценят полученные блюда наших конкурсантов. Ну и, в-пятых, придумать, как наградить победителей, чтобы все остались довольны, а конкурс запомнился.
Обсудив все эти задачи, приняли правило - решать вопросы по мере их поступления и надеяться на удачу. И первым на повестке дня был вопрос поиска участников. Рассмотрев все возможные пути привлечения, остановились на двух вариантах: тематические интернет-ресурсы и учебные заведения. Если с первыми все получилось очень хорошо (откликнулись и оказали информационную поддержку CGtalk.by, GameDev.ru, GcUp.ru и UralDev.ru), то с последними было не все гладко. Как выяснилось в итоге, большинство учебных заведений республики не имеют своих сайтов или эти сайты находятся в очень плачевном состоянии и не обновлялись с момента их создания. А у тех заведений, у которых сайты все-таки есть, не указано ни одного контактного электронного адреса. Если адреса и были, то в 90% случаев они либо уже не работают, либо просто молчат. В итоге мы нашли поддержку только в БГУИРе на факультете компьютерных систем и сетей, а также в инкубаторе бизнес-проектов БГУИРа. Тем не менее, этого оказалось достаточно, чтобы на момент начала конкурса заявки на участие подали три десятка команд из Беларуси, России и Украины.
Участники довольно резво взялись за дело, а мы тем временем начали искать судей, параллельно стараясь отвечать на вопросы участников и помогать им осваиваться с конкурсом. Были разосланы приглашения белорусским gamedev-фирмам, а также различным информационным агентствам. В итоге откликнулись представители Wargaming.net, Nival Network и "Компьютерных вестей". Также удалось найти и пригласить в состав судейской коллегии организаторов белорусского фестиваля компьютерного искусства Millennium Demoparty.
К тому времени конкурс был где-то на середине своего пути, и уже просматривалась явная пятерка фаворитов. Хотя все так хорошо начиналось, увы, после этого развитие конкурсных проектов пошло на спад: во-первых, новогодние праздники, во-вторых, у студентов (а их среди участников было большинство) началась сессия; в-третьих, как признавались в дальнейшем сами участники, многие просто переоценили свои силы и не учли временные рамки.
Но, несмотря на все трудности, до финала дошли три проекта: TetriX 3D GraphiX Ultra 7 (ремейк логической игры Tetris с элементами RPG), Ice & Flora (попиксельный арканоид - кругом лёд и трава) и "Кровавые реки" (топ-даун шутер). В каждом проекте была изюминка, каждый был чем-то интересен, и только голосование участников и судей могло расставить все точки над "i". В итоге победителем конкурса была признана команда Useless Games и игра "Ice & Flora".
После чего конкурс был объявлен завершенным, а его победитель награжден своим заслуженным призом. Поэтому, пользуясь случаем, хотелось бы выразить большую признательность участникам, которые все-таки дошли до финала конкурса. Если бы не они - конкурс бы не завершился. Также почтение и всем, кто подал заявки на участие, - без них бы конкурс не начался.
Конкурс стал ценным опытом как для нас, организаторов, так и для участников, послужил темой нескольким холиварам на форуме и просто позволил интересно провести время. Большое спасибо всем, кто оказывал конкурсу информационную поддержку и просто подбадривал нас добрым словом, благодаря вам люди узнали о конкурсе, а мы не свернули с пути.
В дальнейших планах - сделать наш конкурс традицией и постараться проводить его хотя бы раз в год. Также совместно с инкубатором бизнес-проектов БГУИРа мы организовываем 26 марта GameDev Startup, в рамках которого планируется много интересного: доклады (формат митап), истории успеха, mashpit, игровой турнир, круглый стол, B2B-секция и, конечно же, афтепати. Будем рады всех вас видеть".
Вадим СТАНКЕВИЧ
Горячие темы