В 2010 году в Беларуси наблюдались появление и бурный рост конкурирующих интернет-сайтов, называемых сервисами социального шопинга. Это такие ресурсы, как kupikupon.by, proskidki.by, kupi-kupon.by и другие, предлагающие белорусам приобрести услуги или товары со скидкой в течение ограниченного времени проведения скидочной акции. Несмотря на достаточно немалое число скептиков, сделавших вывод о неминуемых подвохах для потребителей в подобных интернет-системах продаж, веб-сервисы коллективных покупок, как говорится, "пошли в народ". Лично знаю минчан, со значительными скидками воспользовавшихся услугами бассейнов, кафе и SPA-салонов, которые остались довольны. Причем их знакомые интересовались названиями сайтов, позволивших выгодно сэкономить. То есть, система "сарафанного радио" действительно хорошо работает в интернет-проектах социальных покупок. Впрочем, есть и те, кто не удовлетворен полученным через новый интернет-шопинг сервисом.
Каким образом официально работают и получают деньги подобные веб-проекты в Беларуси, можно узнать, изучив информацию, представленную прямо на сайтах. Как правило, администрация интернет-ресурса напрямую заключает договора с компаниями, товары и услуги которых предоставляет в Сети по скидочным акциям, при этом обсуждая маржу, идущую сайту коллективных покупок. Чем большее число покупателей воспользовалось акцией в Интернете, тем больше заработал интернет-ресурс.
Казалось бы, все так просто, что даже небогатые студенты могут делать свои сайты социальных покупок и зарабатывать деньги в интернет-бизнесе, не требующем особо больших вложений. Однако в реальности такие самодеятельные "студенческие" веб-проекты долго не живут, в то время как неожиданно появившиеся интернет-ресурсы, за которыми стоят инвесторы из зарубежных стран, набирают силу и богатеют. Почему так происходит и какие тонкости интернет-бизнеса коллективных покупок скрыты от всеобщего обозрения, я попытался выяснить, пообщавшись с успешными стартапщиками относительно новых для Беларуси проектов.
Прежде всего, первенство популярности в нашей стране захватывают те сайты социального шопинга, за которыми стоят инвесторы из стран бывшего СССР, пришедшие в Синеокую после достижения успеха в других регионах СНГ. Первой сложностью, которую приходится преодолевать заграничным стартапщикам, являются сложившиеся у белорусов стереотипы о том, что если на услуги и товары предлагаются низкие цены, то имеет место подвох. Что касается серьезных вложений в интернет-разработки на белорусской территории, то, как правило, зарубежные интернет-бизнесмены их не делают. Белорусские программисты и SEO-специалисты не нанимаются. Используются готовые отработанные на практике движки из стран, где бизнес уже налажен, а в Беларусь, в крайнем случае, передают адаптированный под белорусскую аудиторию дистрибутив для размещения на местном хостинге. Тем не менее, часто имеется свой офис или просто доверенные лица в Минске. Прежде всего, для урегулирования вопросов с легитимностью деятельности интернет-бизнеса в Республике Беларусь. Управление белорусским сайтом зачастую также передают местным партнерам.
Одно из правил опытных знатоков интернет-коммерции заключается в том, что в Беларуси сайты социального шопинга никак не должны вмешиваться в процесс платежей между потребителями и поставщиками услуг. Если в России есть разные взгляды на способы заработка посреднического сайта, вплоть до возможности приезда пользователя Интернета в офис для наличного расчета по проводимой акции, то в Беларуси, из-за особенностей финансовой системы, практикуют безналичные или действующие интернет-расчеты только между продавцом и покупателем без третьих лиц.
Для продвижения своей интернет-площадки социального шопинга в Синеокой лучше забыть о таких методах, как бонусирование через конкурсы или бенефитные удаленные перечисления призовых сумм для пользователей. Если в России и Украине можно без проблем организовать в качестве призовых вознаграждений перевод денег на мобильные телефоны потребителей, что выгодно и продавцам, и покупателям, то в Беларуси, с точки зрения законов, это сделать очень трудно. Основное продвижение сайта строится на рекламе на крупных русскоязычных порталах. В основном, небелорусских. Вот тут-то и появляется преимущество зрелых бизнесменов в накопленном капитале и личных связях перед новичками интернетовских стартапов, не имеющих нужных знакомств и денег на раскрутку. Сам был свидетелем ситуации, когда на одном крупнейшем мировом поисковом портале отказались размещать рекламу белорусского сайта проведения скидочных акций на том основании, что сайт не продает конкретно обозначенную продукцию. Руководитель проекта, узнав об этом, тут же набрал по мобильному телефону номер кого-то из руководства портала и за несколько минут решил возникшую проблему в свою пользу. К слову, активность нового вида веб-коммерции дошла до того, что интернет-сайты социальных покупок стали продвигать с помощью наружной рекламы. В элитных минских бизнес-центрах можно увидеть нетривиальные художественные работы рекламистов с названием интернет-ресурсов социальных покупок. В среде маркетологов считается, что наружное рекламирование веб-сайта является явным признаком серьезности вложений и намерений инвесторов занять солидную долю на рынке в целевом сегменте продвигаемого сайта.
Любопытно, что, по отзывам практиков, в Беларуси основными пользователями сервисов коллективных покупок становятся программисты и специалисты по вебу, которые доносят через свой опыт информацию о выгодности интернет-акций знакомым и близким.
В нашей стране главным каналом получения прибыли в системах социального шопинга являются договоренности владельца сайта с поставщиками услуг и товаров. Причем основную выгоду продавцы получают не от поступивших денег во время акционных предложений, а от своеобразной качественной рекламы, которую им обеспечивают сайты коллективных покупок. По большому счету, продавцы только жертвуют частью доходов с клиентов, воспользовавшихся акцией, что получается дешевле, нежели заказывать рекламную кампанию в Сети. Примечательно, что крупный интенет-бизнес зачастую вообще не ориентируется на получение доходов от описанной хозяйственной деятельности. Основная цель многих зарубежных веб-компаний - создать в Беларуси на базе проектов социального шопинга интернет-площадки с высокой посещаемостью, где впоследствии можно будет зарабатывать на рекламе или других оригинальных задумках. Участники "скидочного" интернет-бизнеса по-разному позиционируют свою деятельность. Одни компании называют свои проекты интернет-магазинами нового типа, другие начисто отстраиваются от понятия "интернет-магазин", позиционируя себя как специализированные площадки по проведению выгодных акций для людей со средними доходами. Но, в любом случае, цель проектов состоит в привлечении как можно большего числа потребителей, чтобы получать доходы от рекламных факторов сайта с огромной целевой аудиторией.
Как признаются опытные стартапщики, основной бизнес делается в офлайне, когда необходимо суметь достигнуть выгодных договоренностей с поставщиками товаров и услуг. Онлайновая составляющая - это только способ доведения информации до целевой аудитории. Договориться же с консервативными поставщиками, особенно государственными, очень сложно. Для этого нужно днями общаться с партнерами. С другой стороны, оптимально проведение на сайте всего нескольких акций в день. Поэтому нужно еще уметь и держать своеобразную очередь из поставщиков, желающих проводить акции со скидками.
По оценкам участников интернет-бизнеса, характерная первоначальная боязливость иметь дело с интернет-сервисами социального шопинга у жителей Беларуси прошла. Несостоявшихся акций, когда не набирается необходимого числа интернет-пользователей, на лидирующих по посещаемости веб-площадках уже практически нет. Как выразился один из бизнесменов, "белорусская аудитория оказалась более подвижной, по сравнению с другими регионами". Основную аудиторию пользователей сервисами коллективных покупок в Беларуси составляет молодежь от 20 до 30 лет.
Как говорят эксперты, по прошествии периода конкурентного становления в Беларуси останется не более десятка конкурирующих интернет-сервисов социального шопинга, посещаемость которых будет измеряться тысячами человек в день. Перспективами развития называют нахождение возможностей бонусных веб-систем, не противоречащих законодательству. Эти системы будут усложняться и становиться все более привлекательными для пользователей. В конечном счете средний класс должен получить своеобразную социальную интернет-лотерею, когда можно действительно почувствовать ощутимую выгоду от участия в системах интернет-акций.
Александр ОАКЛИ
Комментарии