О важности бесперебойных и безопасных железнодорожных перевозок лишний раз можно не говорить, особенно для экономики такой транзитной страны, как Беларусь. Но как обеспечить четкую работу при полной загрузке возможностей железной дороги в современных условиях, когда точность движения составов измеряется минутами, а небольшие простои грозят миллионными штрафами? На помощь приходят информационные технологии. Для создания специального программного обеспечения под задачи железнодорожного транспорта еще во времена СССР была организована отдельная структура из коллектива программистов, называемая конструкторско-техническим центром Белорусской железной дороги. Много лет в этом подразделении высококвалифицированные специалисты разрабатывают и внедряют такие компьютерные системы, без которых экономисты и логисты просто не смогли бы решать сложнейшие потоковые задачи оптимизации работы транспорта. Причем конструкторско-технический центр БелЖД достиг такого уровня профессионализма, что его услуги пользуются спросом и у других предприятий республики.
Конструкторско-технический центр Белорусской железной дороги занимается разработкой автоматизированных систем для управления технологическими процессами на железнодорожном транспорте. В нынешнее время повсеместного внедрения компьютерных технологий усилия специалистов сосредоточены на создании современного программного обеспечения, с помощью которого происходит управление всеми системами железной дороги. В первую очередь, это компьютерные программы автоматизации расчетов по грузоперевозкам, бухгалтерского учета, статистики энергосбережения и многое другие. В общем, специалисты центра стараются работать в очень обширных областях. Разумеется, чтобы охватить разработками качественных программных продуктов такой широкий пласт производственных направлений, создатели софта должны обладать многогранными знаниями по множеству отраслевых специфик. Основной спецификой конструкторско-технического центра БелЖД является разработка программного обеспечения для автоматизированного управления грузовыми железнодорожными перевозками. Это очень узкоспециализированное направление железнодорожной тематики. Чтобы учесть все факторы, нужно хорошо знать сложную специфику, связанную с подвижным составом. А именно - как происходят перевозки, особенности специальных контейнеров, нюансы установки тарифов и т.д. Здесь очень много особенностей, которые необходимо учитывать в расчетах и воплощать в конкретном программном обеспечении.
Также усилиями конструкторско-технического центра в настоящее время внедряется новая клиент-серверная система, где фактически в полном объеме используется электронный документооборот при управленческой деятельности. Планы системщиков ЖД направлены на использование цифровых подписей и вообще уход от бумажной технологии. Есть намерения использовать безбумажные технологии во всем цикле управленческой деятельности. Но пока в Беларуси юридически полностью не приняты нормативы по использованию только электронного документа. Соответственно, предусматривается, что параллельно будут существовать и бумажный, и электронный варианты. Но будущее, безусловно, за электронным документооборотом. Тем более, уже сейчас идет активный обмен с управлениями железных дорог соседних стран именно посредством электронного документооборота. Особенно сильно в этом плане развиты отношения с железными дорогами России и Украины, также с Литвой и Латвией идет активное развитие в этом направлении. Есть соглашение между разными администрациями ОЕС ЖД по электронному документообороту. К слову, в соответствии с этим соглашением конструкторско-технический центр создает программное обеспечение, которое обязательно формирует соответствующие документы в так называемом бумажном варианте. То есть, в любой момент их можно распечатать. Тем не менее, приоритет отдан документообороту в электронном виде, а возможность распечатки по необходимым нормативным формам предусматривается как приложение.
На основе системы электронного документооборота есть очень хорошие перспективы сделать обслуживание клиентов услуг железной дороги по системе "одно окно". То есть, чтобы заказчик не бегал с одного места в другое для оформления необходимых бумаг. К примеру, станет незачем бежать с документами от станции передачи груза к товарным кассирам - клиент сможет просто прийти к одному специалисту железной дороги и полностью оформить от начала до конца свою перевозку. При этом заказчик, благодаря компьютерной системе, узнает, как будет ехать груз, стоимость услуг перевозчика, время доставки и т.д. Более того, автоматизированная система позволит заказчику через компьютерный доступ контролировать, где груз находится во время перевозки в любой момент. Над такой всеобъемлющей системой в настоящее время как раз работает конструкторско-технический центр Белорусской железной дороги.
Помимо этого, конструкторско-технический центр продолжает заниматься текущими производственными проектами автоматизации на железной дороге. Программисты продолжают дорабатывать и внедрять пакет программ по расчетам грузовых перевозок, а также системы бухгалтерского учета. Кроме того, решается задача автоматизации системы контроля безопасности СКБД. Суть проекта в том, что компьютерная система собирает информацию по всем происшествиям, которые произошли за предыдущие сутки. Статистически все данные обрабатываются, и централизованно каждое утро готовится доклад о ситуации начальнику дороги. Учитываются все факторы - места, времени, обстоятельств и причин произошедшего, а также мер для устранения. Специалисты центра собираются расширять функциональные возможности этой автоматизированной системы, чтобы учитывались не только параметры происшествия, но и факты выхода из строя и нештатной работы всех технических средств железной дороги. Таким образом, есть идея сделать глобальную программу по учету, контролю и диагностике работы всех инженерных систем. Но это, скорее, будущее, поскольку объем работы очень большой и сразу все не охватишь.
Еще работники конструкторско-технического центра занимаются автоматизацией обработки статистических данных по энергосбережению. В нормативах по энергосбережению есть специализированные отчеты, которые используются в государственной статистике и на каждом предприятии. Поскольку на БелЖД более трехсот предприятий, которые каждый месяц составляют отчеты, то без автоматизации обойтись сложно. Ведь отчетные данные надо обработать, проверить заполненные формы на ошибки, а также проанализировать, какие результирующие данные получаются в итоге. Так как железная дорога в целом отчитывается по статистике энергосбережения, то необходимо иметь суммарные сведения и все свести в единый баланс. Программистам есть над чем потрудиться, поэтому софт для расчетов в области энергосбережения не остается без нашего внимания.
Специалисты конструкторско-технического центра много лет продолжают обслуживание и совершенствование автоматизированной системы контроля и учета расхода топлива и масел при поездках. Эта система используется во всех шестнадцати локомотивных депо Белорусской железной дороги для формирования отчетности по расходу топлива и горюче-смазочных материалов, и такое специализированное программное обеспечение является исключительным достижением работы центра.
Конструкторско-технический центр БелЖД имеет многолетнюю историю. Он был образован в 1987 году по постановлению Министерства путей сообщения СССР. Тогда были открыты филиалы в Гомеле и в Подмосковье, как две части одной структуры разработок по автоматизации для союзной железной дороги. Сейчас, конечно же, прошла диверсификация, и российский филиал как отдельная компания работает для нужд России, а гомельский филиал делает разработки для БелЖД. С 1987 года довольно многое изменилось. Центр перешел на новые современные технологии. В настоящее время базовые программные среды берутся, в основном, от западных разработчиков, а написанием и адаптацией прикладного программного обеспечения для нужд Белорусской железной дороги занимаются программисты центра. Что касается расчета грузовых перевозок, то все железнодорожные станции в республике, а их более ста, пользуются их программным обеспечением. Сейчас идет очень активная работа по автоматизации перевозочного процесса. Центр трудится над автоматизацией таких подсистем, как оформление окон для ремонта на железнодорожных путях и АСУ формирования составообразования на технических станциях. После завершения работы на базе автоматизированной системы предполагается сделать прогнозный график движения поездов, что даст возможность заранее предусматривать, какие перевозки и по какому графику будут идти по железной дороге. Это очень актуальные сведения, так как, зная объемы загрузки железнодорожных участков, можно заранее планировать ремонтные работы на путях. Разработки ведутся в рамках проекта создания центра управления перевозками Белорусской железной дороги. Как эти, так и другие существующие системы управления и телемеханики интегрируются в единый комплекс. Все АСУ концентрируются в центре управления перевозками, что позволяет ответственным лицам знать полностью ситуацию на железной дороге.
Конструкторско-технический центр возглавляет Ефим Исаакович Шубин - профессионал, имеющий за плечами аспирантуру, написанные научные работы и авторские свидетельства на уникальные технические разработки. А начинал он свою трудовую деятельность на Белорусской железной дороге в далеком 1969 году в должности монтера на предприятии "Дистанции электроснабжения". За более чем тридцатилетний стаж работы на "Дистанции" Ефим Исаакович сделал карьеру до высокой должности энергодиспетчера, пройдя ступень начальника ремонтно-ревизионного участка. За время своего профессионального становления Шубин к 1976 году получил высшее специальное образование, а в 1986-м окончил аспирантуру при Всесоюзном НИИ железнодорожного транспорта в Москве (ныне называется Всероссийский НИИ железнодорожного транспорта). В 1999 году Ефим Исаакович защитил диссертацию по специальности "Электрификация железнодорожного транспорта". Ученый много лет своей жизни посвятил исследованиям и разработкам в электроэнергетике. Занимаясь этим направлением творческих инженерно-технических изысканий, Е. И. Шубин получил авторское свидетельство на изобретение в сфере автоматизации определения мест повреждений на высоковольтных линиях, а также опубликовал свою тематическую научную работу. А затем, по рекомендации главного инженера Белорусской железной дороги, в 2002 году перешел работать директором в конструкторско-технический центр БелЖД. Таким образом, как и раньше, Ефим Исаакович продолжает заниматься делом своей жизни - автоматизацией на железнодорожном транспорте. Но если раньше усилия были сосредоточены на автоматизации в электроэнергетике, то теперь Шубин руководит разработками по автоматизации всех технологических процессов на железной дороге.
В 2002 году ситуация с разработками программного обеспечения для железной дороги была сложная. В это переломное в технологическом отношении время использовались разработки конструкторско-технического центра БелЖД, созданные только для работы под управлением устаревающей компьютерной системы DOS. Во всем мире стали популярны новые клиент-серверные технологии, а они полностью не совместимы с тем программным обеспечением, которое было написано специалистами центра под DOS. Перед специалистами встал вопрос, каким образом от старых задач перейти к новым софтверным технологиям. Тогда было принято решение переписывать существующие старые программные пакеты для АСУ на основе новых технологий. Причем ставилась задача не просто переписать существующий программный код, а наполнить новый софт более расширенным функционалом, чтобы пользователям стало удобней работать и появилось больше возможностей по автоматизации расчетов вычислений. Результаты такой работы конструкторско-технического центра БелЖД оказались неплохие. С 2003 года по 2009-й сотрудники перевели Белорусскую железную дорогу на новые компьютерные технологии. К настоящему времени в центре работает 70 специалистов без учета вспомогательных работников. Для предприятия, занимающегося созданием программного обеспечения, это очень большой штат программистов. Тем не менее, руководство центра намерено увеличивать пакет заказов, и, соответственно, расширяться.
Говоря о преимуществах центра, стоит отметить, что если другие компании по разработки софта, в основном, узко специализированы на создании конкретного программного продукта, коллектив программистов железной дороги занимается всеми производственными системами комплексно, то есть делает интегрированные средства, позволяющие охватить различные аспекты деятельности предприятия, а не только, скажем, бухгалтерию.
Разработки программного обеспечения центра могут быть полезны не только Белорусской железной дороге. Такие программы уже используют многие предприятия Гомеля. Прежде всего, востребованы программные продукты по бухгалтерскому учету. Целый ряд городских предприятий используют разработанное центром программное обеспечение для расчета всех элементов своей бухгалтерии. Например, Гомельская студия телевидения, Гомельводоканал, КСУП "Красная гвоздика". В общей сложности порядка 30 предприятий областного центра используют такой софт бухгалтерского учета. И это без учета железнодорожных производственных структур. В системе Белорусской железной дороги бухгалтерское программное обеспечение центра применяют более двухсот предприятий. Не менее привлекательными для производственников могут стать смежные программные разработки центра по системе метрологического обеспечения. Метрология - одно из направлений автоматизации, которое может использоваться не только на железнодорожном транспорте, но и в других отраслях. Так что если будут заказчики, центр готов делать свои разработки и для них.
Александр ОАКЛИ
Комментарии
Только вот сильно смахивает на плагиат:
http://www.znk.by/arhiv/03_04_10/qzeldor.htm
Не говоря уже о вопиющей неточности: зайдите на сайт БелЖД и почитайте кто в действительности является начальником КТЦ БелЖД.
Дважды читал так и не просёк - какой софт используется для управления поездами?
Так что, автор не блещет оригинальностью. Собственно, не блещет ею и редакция "Знака качества". Но, там зато денежки за рекламу с центра содрали и немалые.