Программы автоматического
трейдинга устроили Армагеддон
Конгресс США проводит слушания, пытаясь найти причины паники, которая охватила американский фондовый рынок 6 мая с 14.42 до 15.02 по местному времени. Результаты сделок уже отменили, и началось создание специальной рабочей группы из ученых и специалистов, которые должны найти хоть какое-то объяснение произошедшему в течение роковых 20 минут.
В процессе крупнейшего падения в истории торгов рынок потерял примерно $1 трлн. Акции некоторых "голубых фишек" потеряли почти 100% своей стоимости. Например, акции фонда iShares Russell 1000 Value Index Fund подешевели с $59 до $0,08, а табачный производитель Philip Morris упал на 90%.
К 15.02 рынок отыграл ситуацию и все вернулось в норму. "Все случилось настолько быстро, как будто торпеда пролетела. Это был ад", - приводит газета "Ведомости" слова старшего стратега T3 Capital Management Скотта Редлера.
Очевидно, что одна из причин - срабатывание триггеров в системах автоматического трейдинга. Получается, что этот "финансовый ад" устроили компьютеры, но что именно спровоцировало цепную реакцию у программ - вот в чем вопрос.
Результаты торгов уже официально отменили, что вызвало искреннее сожаление у тех трейдеров, которые за несколько минут довольно легко заработали миллиарды. Правда, некоторым все-таки повезло. NYSE и NASDAQ отменили не все сделки, а только те, в которых цена продажи на 60% или более отличается от цены акций по состоянию на несколько минут до начала паники. То есть если вы закрылись на 59%, то вам оставят заработанное, а вот сверхдоходы заберут. Это более справедливое решение, чем полностью отменять все сделки с 14.42 по 15.02.
За неделю слушаний в Конгрессе причины паники так и не стали понятны. Поэтому Комиссия по ценным бумагам совместно с Комиссией по биржевой торговле объявили о создании совместной группы, в которую войдут ученые, участники рынка и бывшие регуляторы. Они должны найти объяснение, чтобы избежать повторения подобных сценариев в будущем.
Потому что если автоматический трейдинг будет развиваться, то кто-нибудь в будущем за несколько секунд скупит все американские корпорации по 1 центу за акцию, и попробуй тогда отменить результаты торгов.
Робот из молекулы ДНК смог пройти 50
шагов
Группа ученых под руководством Милана Стояновича (Milan Stojanovic) из Колумбийского университета сконструировали из молекулы ДНК четырехногого робота, способного перемещаться самостоятельно по заданному маршруту. Во время опытов паукообразный механизм самостоятельно сделал около 50 шагов, переместившись на расстояние 100 нанометров (раньше ни один наноробот не мог сделать больше трех шагов).
Программирование маршрута робота выполняется по специальной матрице. Зеленая точка - стартовая позиция, коричневые точки - маркеры движения, красные точки - контроль и остановка.
Механика ходьбы основана на том, что на трех ногах робота прикреплены фрагменты фермента ДНК-полимеразы, из него же сделаны маркеры маршрута. Четвертая ножка требуется для торможения и остановки на "красных" маркерах.
Свойства ДНК-полимеразы таковы, что ножки робота притягиваются к точкам маршрута и отрезают от них кусочек. После этого данный маркер становится "пройденным" и ножка к нему больше не притягивается. Другая ножка автоматически нащупывает следующий маркер на маршруте, и там процесс повторяется. Процесс идет очень медленно, но верно. Таким образом, можно обеспечить непрерывное перемещение робота по любой траектории, помеченной маркерами.
Это важное открытие на пути к созданию автономных сборочных производств в наномасштабе. Кроме того, в будущем станет возможным создание молекулярных роботов, которые смогут функционировать в организме человека. Например, доставляя лекарства в отдельные клетки или делая мелкий ремонт в организме (по мнению Стояновича, такое станет возможным, наверное, через 100 лет).
Результаты своей работы ученые опубликовали в журнале Nature. Программный код маркеров и других элементов опубликован в приложении к статье: nature.com/nature/journal/v465/n7295/extref/nature09012-s1.pdf.
Уровень софтверного пиратства в
мире вырос до 43%
На мировом рынке доля нелегального ПО увеличилась в 2009 году с 41% до 43%, сообщается в новом годовом отчете Business Software Alliance (BSA) и компании IDC. Другими словами, на каждые $100 легального софта приходится $75 сворованного. Общий объем похищенного за год оценивается в $51,4 млрд.
По мнению специалистов BSA, софтверное пиратство - один из главных тормозов мировой экономики. Если удастся снизить его хотя бы на 10 процентных пунктов, то это приведет к созданию 500.000 новых рабочих мест и позволит влить дополнительно $140 млрд в экономику США.
В отчете проанализирована информация из 111 стран. Негативная общая динамика связана с ростом рынков развивающихся стран, таких как Китай, Индия и Бразилия, где уровень пиратства традиционно очень высок.
Самыми цивилизованными мировыми рынками являются США (уровень пиратства 20%), Япония (21%) и Люксембург (21%). На противоположном конце полюса - Грузия (95%), Зимбабве (92%), Бангладеш (91%) и Молдова (91%). Недалеко отстали Беларусь (87%) с Украиной (85%).
Возле дата-центра Amazon упал столб
Во вторник один из дата-центров Amazon полностью лишился электропитания из-за того, что возле здания автомобиль случайно врезался в столб и повредил линию электропередачи. К сожалению, переключение на питание от генераторов не сработало как нужно, и в результате серверы EC2 стояли обесточенными некоторое время. Как сообщается, для некоторых клиентов с восточного побережья США даунтайм продлился больше часа. Это уже пятый (!) сбой в работе Amazon EC2 за последнюю неделю.
Подробности инцидента тоже весьма любопытны. Дело в том, что сначала питание нормально переключилось на генераторы, но от упавшего столба произошел мощный импульс в землю возле дата-центра, и от него сработал предохранительный датчик, который должен отслеживать проблемы с заземлением внутри дата-центра. Из-за ошибочного срабатывания датчика система безопасности мгновенно автоматически обесточила здание, чтобы защитить оборудование.
Молекула йода в 1000 раз мощнее
среднего ПК
Демонстрация квантовых вычислений, проведенная японскими исследователями, наглядно продемонстрировала удивительный для кого-то факт: обычная молекула способна выполнять математические операции в тысячи раз быстрее, чем персональный компьютер.
В качестве теста было выбрано дискретное преобразование Фурье, стандартная операция, которая используется во многих областях технологий - в обработке сигналов, теории вероятностей, статистике, криптографии, акустике, сжатии MP3, сжатии JPEG и т.д. Оказалось, что молекула йода выполняет такое преобразование на несколько порядков быстрее, чем процессор обычного персонального компьютера.
Результаты своей работы японские ученые опубликовали в журнале Physical Review Letters (Physical Review Letters, 2010; 104 (18): 180501 DOI: 10.1103/PhysRevLett.104.180501).
К сожалению, это исключительно концептуальный эксперимент, а для реальной пользы использовать вычислительную мощь молекул пока никто не умеет. Но если научатся, то в будущем одной молекулы будет достаточно для каждого пользователя.
Анатолий АЛИЗАР
Жизнь в 2020 году... Какая она?
Мы привыкли смотреть фантастику с различным видением того, что нас ждет впереди. К состязаниям на лучшее предсказание присоединилось популярное интернет-издание Gizmag, представив иллюстрации быта жителей планеты Земля в 2020 году, назвав эту серию Frog Design.
Как минимум, будущее им видится голографическим. Люди (а не суррогаты) нормально общаются, ходят по магазинам, рассматривая виртуальные пространственные объемные голографические изображения, а не сидят как наши современники за древними компьютерами и заказывают товары по Интернету. Пещерный век! У ноутбуков нет привычных мониторов - их тоже заменяют голограммы. Впрочем, этим сейчас никого не удивишь. Интересно другое. На одном из изображений дизайнеры, показывая кафе знакомств (или просто кафе), совместили технологии WoW (World of Warcraft) либо других современных игр и социальные сети. То есть, над каждым человеком высвечивается голограмма с: а) именем, фамилией, отчеством; б) местом воспроизведения (датой рождения) либо жительства; в) социальной сети, к которой он принадлежит; г) количества "френдов" там. Знакомство происходит примерно так: "А иди ты отсюда, у тебя еще френдов мало, не дорос!" - "Подождите, что вы говорите? Извините, я просто сейчас в голографическом контакте с другой девушкой". В принципе, развивая идею Warcraft или даже лучше Gothic, нужно дополнительно на голограммах отображать количество оставшейся жизни, выносливость и запас маны (магической силы). Возможно, очки опыта. Так что обзаводитесь сетевыми друзьями, это, как минимум, в 2020-м пригодится (поверьте дизайнерам). Чтобы не сидеть там в древнем "нете", рассматривая фотографию Памеллы Андерсон с подписью: "Катя, 45 лет".
Первый игровой движок для Palm webOS
По информации разработчиков Stonetrip, их кросс-платформенный 3D-игровой движок ShiVa 3D станет первым для новой платформы Palm webOS. Это уже четвертая по счету, если обратить внимание на Android, Wii, а не так давно Stonetrip удалось также стать одними из первых, кто поддерживает iPad. Имеющиеся и новые лицензиаты получают возможность разработки для всех вышеупомянутых платформ, а также для стандартных на сегодня Windows, Mac OSX, Linux, PDA, Smartphone, iPhone и др. По существу, ShiVa 3D является уникальным проектом, разработанным на технологиях StoneTrip [Ston3D] и дающим разработчикам весь необходимый арсенал средств, включая физику, анимацию, свет, звук, видео, сеть и пр. Графика соответствует всем современным требованиям. На данный момент ShiVa 3D распространяется в трех видах комплектаций, самая дешевая из которых (ShiVa Unlimited) стоит 169 евро, а самая дорогая (Shiva Advanced) - 1499 евро. Разница в количестве представляемых возможностей и вводимых ограничений. Скриптовое программирование построено на языке Lua.
Впрочем, можно отметить общую тенденцию развития игровых движков и конструкторов для мобильных и смежных им платформ в последнее время, и цены на них не собираются падать.
Кристофер
Горячие темы