На днях посмотрел американский фильм "Август" - про памятный "бум доткомов" и последовавший за ним в 2000-м крах IT-индустрии. Тяжелые воспоминания - в свое время мне доводилось много писать про те события. Видел стремительный взлет Nasdaq и торжество молодых IT-компаний. И наблюдал, как все это потом рушилось, как расторгались миллиардные сделки и банкротились недавние лидеры. Прошло десять лет, и теперь новости вызывают болезненное ощущение дежа-вю. Вот только действующие лица сейчас другие.
30 октября в Китае начала работу биржа ChiNext, аналог американской Nasdaq. То есть место, где торгуются акции компаний hi-tech. Акции 28 китайских компаний, вошедших в котировочный список ChiNext, уже в первую торговую сессию подорожали в полтора-два раза. В результате торги пришлось приостановить.
К примеру акции компании Chengdu Geeya Technology всего за один день на ChiNext подорожали на рекордные 210%. Рост стоимости ценных бумаг остальных 27 компаний составил от 76% до 195%. А общий оборот торгов на ChiNext 30 октября достиг $3,2 млрд.
В Пекине надеются, что ChiNext предоставит доступ к фондовому рынку примерно 10 млн малых и средних IT-компаний (я тоже думал, что в Китае их меньше, но Reuters утверждает именно так).
Корпорации Microsoft и Yahoo неожиданно отложили завершение сделки, по условиям которой Yahoo сможет использовать поисковик Bing взамен собственного. Предположительно, завершить сделку удастся в начале 2010 года, хотя первоначально планировалось к 27 октября, но стороны утверждают, что еще не урегулировали ряд вопросов. Задержку Microsoft и Yahoo объясняют сложным характером сделки. Догадываюсь, как злорадно потирают руки в Google. Bing получился действительно удачным поисковиком, и если бы он попал на раскрученную площадку Yahoo, доминирование Google могло оказаться под угрозой.
Напомню, что о единой поисковой системе Microsoft и Yahoo договорились в конце июля. Сделка заключена на 10 лет; Yahoo сможет продавать рекламу не только на своих страницах, но и на сайтах Microsoft.
Теперь - об интернет-рекламе. В 2009 году рекламный бюджет корпорации Apple впервые превысил полмиллиарда долларов ($501 млн). В 2008-м Apple потратила на рекламу $486 млн, а в 2007-м - $467 млн.
Конечно, расходы Apple на маркетинг невелики по сравнению с бюджетами других крупных IT-компаний. Так, Microsoft в 2009 году потратит на рекламу $1,4 млрд, а Dell - $811 млн. Но к чему Apple большие траты на рекламу, когда есть харизма Стива Джобса?
Между прочим, хотя суммы затрат Apple на рекламу растут, доля рекламного бюджета в выручке компании падает. В 2001 году на рекламу тратилось 5% дохода корпорации. В 2009 году этот показатель составил лишь 1,37%. Лучшая реклама Apple - розничная сеть корпорации. Каждый из 273 магазинов приносит Apple по $25,9 млн, причем только за один квартал их посещает до 45 млн человек.
Интересный сюжет: Microsoft решила отказаться от рекламы Windows 7 в специальном выпуске телевизионного шоу от создателей мультсериала "Family Guy" ("Гриффины"). Маркетологи Microsoft признались, что, просмотрев несколько сцен из будущего шоу, они поняли: содержание передачи не соответствует бренду Windows.
Тем не менее, Microsoft продолжит сотрудничать с создателем сериала "Гриффины" Сетом Макферлейном, однако в какой форме, пока не сообщается.
Прежде предполагалось, что специальное шоу под названием "Family Guy Presents: Seth & Alex's Almost Live Comedy Show" выйдет в эфире телеканала FOX 8 ноября. Планировалось, что шоу будет без перерывов на рекламу, но актеры расскажут о том, насколько "простой, быстрой и легкой в использовании" является Windows 7.
Неунывающий Google представил новый формат рекламы - модуль, сравнивающий предложения различных рекламодателей.
Рекламная ссылка в таком объявлении ведет на страницу, где собраны и детально описаны все предложения по интересующей пользователя теме. Если тот захочет получить дополнительную информацию в самой компании, он сможет попросить связаться с ними (сохранив в тайне свой телефон). Для этого рекламодатель получает специальный код, позволяющий позвонить пользователю. Оплата идет за каждый контакт с потребителем - в данном случае за каждый звонок. В Google также говорят, что в ответ на запрос может предлагаться несколько различных услуг и списков компаний. То есть новые рекламные модули помогут пользователям уточнить свой запрос.
Пока "сравнительная" реклама работает в тестовом режиме. Новый формат объявлений доступен избранным рекламодателям в нескольких штатах США.
Перейдем к промышленности. Три японские компании обнародовали итоги первой половины года: чистая прибыль Nintendo снизилась более чем наполовину из-за резкого падения спроса на игровую приставку Wii (за шесть месяцев удалось заработать лишь $770 млн). В мире было продано 5,75 млн Wii, а прошлогодний показатель - 10,1 млн. Недавно компания снизила цены на Wii на 1/5, пытаясь оживить продажи. Это тоже негативно повлияло на уровень прибыли. Теперь годовая прибыль Nintendo может упасть - впервые за шесть лет.
У гиганта Hitachi другие проблемы: в первом полугодии компания понесла убытки в размере $1,47 млрд. За аналогичный период прошлого года, напротив, была получена огромная прибыль. Как говорит вице-президент компании Такаси Миёса, "меры правительства по экономическому стимулированию способствуют росту спроса на электронные компоненты, но в целом активность конечных потребителей оставляет желать лучшего".
Сходно идут дела и у корпорации NEC - она потеряла $482 млн, выручка упала на 22,3%. NEC пришлось сократить 20 тыс. рабочих мест и уйти с рынков ПК США и Европы.
Заканчивая эту статью, я зашел на сайт Nasdaq. Обилие указывающих вниз красных стрелок оставило тягостное впечатление.
Виктор ДЕМИДОВ
Горячие темы