Сила пропаганды
Развенчание мифов
Предыдущая неделя отметилась в Интернете в зоне "ру" всплеском антилинуксовой пропаганды, что заставило модераторов на некоторых форумах перейти на усиленный режим работы. И виной тому было не только весеннее традиционное обострение психики у населения, но и провокационные выступления в блогах и в некоторых компьютерных изданиях.
Так, один научно-популярный журнал начал публиковать сериал статей, авторы которых, изображая из себя домохозяек и простых офисных трудящихся, описывали ужасы и трудности установки и настройки дистрибутивов "Линукс". Статьи напомнили советский журналистский жанр, когда от имени простого народа появлялись публикации против, например, писателя Пастернака: мол, простому трудящемуся и домохозяйке этот ваш Пастернак чужд и непонятен.
Отметились пропагандистскими выступлениями и представители компаний "Майкрософт" и Canonical. Эти выступления затрагивали ситуацию с долей операционных систем на рынке нетбуков.
Сперва сотрудник компании "Майкрософт" Б. ЛеБланк в своём блоге поздравил себя и своего работодателя с полной победой на этом рынке. На основании некоторых исследований ЛеБланк торжественно огласил факт, что на текущий момент 96% нетбуков продаются с предустановленной Windows XP. Также ЛеБланк заявил, что нетбуки с "Линукс" возвращают в четыре раза чаще, чем с Windows.
Наш "ответ Чемберлену" не заставил себя ждать. Теперь уже сотрудник Canonical Крис Кеньон развенчивал мифы от "Майкрософт" (blog.canonical.com/?p=151).
Во-первых, в исследование NPD Group, на которое ссылался ЛеБланк, не попали онлайн-продажи и продажи нетбуков по всему миру. Во-вторых, четырёхкратное превышение возврата нетбуков с "Линукс" носит частный случай и характерен для продукции компании MSI. Поэтому такой показатель возврата - это проблема данной компании, а не отражение ситуации в целом.
Жива пока ещё мобилка
Также некоторые компьютерные СМИ на прошлой неделе поспешили "похоронить" проект Openmoko, выпустивший около года назад полностью свободный телефон FreeRunner. Поводом для таких "некрологов" стало заявление вице-президента по маркетингу в рассылке о текущем состоянии дел в условиях кризиса (lists.openmoko.org/pipermail/community/2009-April/044915.html).
Из-за нехватки ресурсов приостановлены работы над выпуском новой версии свободного телефона, известного под кодовым именем GTA03. Вместо этого все оставшиеся ресурсы будут сконцентрированы на усовершенствовании текущей модели GTA02.Также открывается проект "Project B", подробности о котором пока не известны.
Стив Мошер призывает сообщество не прекращать содействие проекту, заниматься приложениями и продвигать свой код в кодовую базу. Естественно, вице-президент по маркетингу не преминул напомнить любителям GTA02 о покупке этого телефона.
Ведь если посмотреть с маркетинговой точки зрения, то телефон FreeRunner предназначен для особой категории хардкорных покупателей телефонов, а не "хомячков". Эти хардкорщики вряд ли купятся на айфон или андроид. Их не пугают проблемы с некоторым функционалом в GTA2. Для такой категории покупателей мобильная промышленность пока ничего аналогичного FreeRunner предложить не может и в ближайшее время из-за кризиса не предложит.
Можно, конечно, перебиваться установкой Debian Arm на какой-нибудь Qtek. Но это уже совсем не то, что настоящий FreeRunner.
Альтернативные ОС
Пока "Майкрософт" и сочувствующие ей журналисты руками и ногами отбиваются от "Линукса", на десктоп к простой домохозяйке пытаются пробраться другие операционные системы.
Вышла ориентированная для работы на персональном компьютере операционная система PC-BSD 7.1. Систему PC-BSD ещё называют на форумах "убунтой для фряшников", так как она пытается быть более дружелюбной, чем остальные BSD-системы (www.pcbsd.org/content/view/103/11).
PC-BSD основана на FreeBSD 7. В отличие от своей родительницы, PC-BSD имеет собственный менеджер и собственный формат установочных пакетов PBI. В этом формате каждый такой пакет заключает в себе все необходимые компоненты и при установке не требует разрешения зависимостей, чем весьма похож на программы в Windows.
Кроме того, новая версия PC-BSD порадует пользователя возможностью задействовать файловую систему ZFS, новеньким гламурным KDE 4.2.2, Gimp 2.6.5, VLC 0.9.8a и др.
Но это ещё не всё. Компания Toshiba, по договорённости с компанией Sun, намерена выпускать ноутбуки с предустановленной OpenSolaris 2008.11. Зайдя на соответствующую страницу сайта opensolaris и нажав кнопочку "buy now", можно приобрести 12-дюймовый ноутбук Portege R600 и 14-дюймовый Tecra M10 в различной комплектации. Помимо OpenSolaris, в комплект ПО этих ноутбуков будут входить Adobe Flash Player, VirtualBox, OpenOffice 3.0, приложения разработчика (www.opensolaris.com/toshibanotebook/index.html).
Конкурс клипов "Я Линукс"
Раз, как утверждают некоторые обозреватели, против свободного ПО заработала машина контр-пропаганды, значит "Линукс" принимают всерьёз. И, значит, сообществу не помешают собственные пропагандистские средства. Например, видеоролики какие-нибудь.
Как раз по теме закончился конкурс видеоклипов "Я Линукс", который проводила организация Linux Foundation. На конкурс было представлено 90 роликов. И вот на конференции LF Collaboration Summit были названы три победителя (video.linuxfoundation.org/contest/winners).
Третье место досталось Себастьяну Массе из Франции за ролик "Linux Pub". В этом шуточном постановочном ролике изображается забавная реанимация компьютера в больнице. Несмотря на все усилия врачей, спасти системный блок не удаётся. И тут появляется великий "Пингвин", и всё заканчивается "хэппи эндом".
Второе место заслужил стильный клип уругвайца Августина Эгуйа "The Origin". Автор ролика использует в качестве символа сообщества GNU/Linux стилизацию процесса деления живой клетки. Ролик намекает, что GNU/Linux - это живой организм, а не только технологии.
И первое место завоевал участник из Израиля Амитай Твито за ролик "What Does It Mean to be Free?". Этот клип получился совершенно аскетический и ортодоксальный по своим выразительным средствам - только простые символы и текст. Наверное, именно таким аскетичным, как символьная консоль, без вычурной графики и должен быть ролик, посвящённый ЮНИКС-системам, не правда ли?
Хотя вряд ли эти клипы произведут впечатление на поклонников рекламной продукции "Майкрософт". Фанаты Windows любят нафаршированные банальными компьютерными спецэффектами ролики про светлое будущее, где шагу нельзя сделать, чтобы не наступить в какое-нибудь "окно".
Михаил АСТАПЧИК
Горячие темы