Многие разработчики, написав по рабочим нуждам или просто для развлечения какую-нибудь небольшую программу, приходят к мысли, что эта программа может оказаться полезной не только им, но и многим другим. И здесь возникает проблема: как же распространять написанное своими руками приложение, чтобы оно дошло до конечных пользователей?
Вступление
Казалось бы, всё просто: достаточно сделать сайт, выложить на нём архив с программой и её краткое описание - и всё, ваш продукт обречён на успех. Однако, как показывает практика, не всё так просто, как хотелось бы. Программ под все операционные системы (а под Windows - в особенности) создано огромное количество. Поэтому даже для бесплатных программ необходима определённая раскрутка, а уж если у вас есть какие-то планы по обогащению благодаря продаже написанной вами программы, то без серьёзной кампании по продвижению софта в пользовательские массы и вовсе не обойтись.
Конечно, маркетинг в области программного обеспечения и продвижение коммерческих программных продуктов - это довольно специфические и сложные темы. Им посвящено немало тематических блогов и форумов (большая их часть, конечно, на английском языке, но для того, кто решил всерьёз заняться софтверным бизнесом, это, думается, не будет особенной помехой). И им же гораздо лучше было бы посвятить целые книги, а не просто газетную статью. Мы с вами по этой причине обсудим лишь вопрос распространения с помощью Интернета бесплатных приложений - как раз таких, которые первоначально не были предназначены для широких масс, но в результате решения своих разработчиков начали свою жизнь на публике.
Постановка задачи
Итак, давайте вместе подумаем над тем, где и как пользователи будут обнаруживать наше приложение, чтобы затем скачивать его к себе на компьютер и использовать в своё удовольствие. Вариантов, на самом деле, конечно, очень много, однако тех, которые дают ощутимое количество закачек и, таким образом, заслуживают нашего с вами внимания, достаточно немного. Вот их список:
- поисковые системы;
- сайты-каталоги программного обеспечения;
- тематические сайты, форумы и блоги, которым ваша программа подойдёт по тематике;
- ИТ-пресса.
Элементы этого списка, надо сказать, расположены вовсе не хаотически, а в порядке убывания их значимости для "свежеиспечённого" приложения, впервые вышедшего на рынок. Здесь, наверное, требуются некоторые пояснения. Поисковые системы - это, в любом случае, самый надёжный и самый толстый канал из всех поставляющих пользователей на ваш сайт. Для бесплатных приложений, по крайней мере, поскольку для коммерческих таким каналом может быть и реклама (в том числе и контекстная, размещаемая с помощью тех же поисковых систем). Каталоги программного обеспечения имеют такую существенную черту, как периодическая обновляемость содержащихся в них программ. Самые новые поступления зачастую публикуются на главных страницах, и, по мере старения версии вашей программы, количество пользователей, скачивающих её через каталоги, будет уменьшаться. Что касается тематических сайтов, форумов, блогов, то на них, вообще-то, ещё нужно попасть. Для большинства программ, конечно, не будет особенно сложным найти сайт, пользователи которого ими заинтересуются, однако убедить администрацию сайта или автора блога в том, что информация о вашей программе будет интересной посетителям, тоже не всегда просто. Да и на форуме ваши посты, рекламирующие программу, могут быть попросту восприняты как спам. С ИТ-прессой всё ещё более печально - это я могу вам со всей ответственностью заявить как софтверный обозреватель. Потому что первая версия любой программы, как правило, представляет собой довольно-таки жалкое зрелище, а потому вряд ли будет интересной читателям ИТ-изданий. Соответственно, и шансов на то, что ИТ-журналист включит эту версию программы в обзор, довольно мало. Поэтому до тех пор, пока ваш продукт не вырастет, что называется, из коротких штанишек, на ИТ-прессу особенно рассчитывать не стоит.
Поисковые системы
Раз уж мы пришли к выводу, что поисковые системы - самый главный источник посетителей нашего сайта, то с них и начнём. Здесь, на самом деле, всё довольно просто. Есть такая, скажем так, прикладная область знаний, как поисковая оптимизация или оптимизация сайтов для поисковых систем (SEO - Search Engine Optimization). Она сегодня в почёте у всех, и многие этим злоупотребляют. Поэтому поисковые системы стараются отсечь тех, кто злоупотребляет SEO.
Два основных столпа SEO - это наличие максимально соответствующего поисковому запросу, под который оптимизируется сайт, уникального контента на его страницах, и максимально возможное количество внешних ссылок на сайт с максимально авторитетных web-ресурсов. Конечно, здесь масса тонкостей, которые могут более чем серьёзно повлиять на положение вашего сайта в результатах поиска, начиная от выбора запроса, под который будет производиться оптимизация страниц, и заканчивая штрафами за размещение платных ссылок на своём сайте. Если вы всерьёз озадачитесь поисковой оптимизацией сайта (а это может вам пригодиться в том случае, если вы хотите распространять программу бесплатно, но при этом повесить на её официальном сайте рекламу), то вам стоит почитать книгу Игоря Ашманова и Андрея Иванова "Оптимизация и продвижение сайтов в поисковых системах". Впрочем, сейчас и в Сети можно найти огромное количество статей по поисковой оптимизации.
Впрочем, если вы не уверены в том, что вам нужная такая серьёзная мера для продвижения своего сайта, то можно просто добавить его в поисковые системы (у них у всех есть нужная для этого форма, и её очень легко найти). Пользователи к вам из поисковых систем тогда приходить будут, пусть и не слишком большими толпами.
Софтверные архивы
Большая часть авторов бесплатных программ предпочитают именно рассылку своего детища по софтверным каталогам и архивам. В общем-то, идея тоже неплоха: если программа интересная, то она попадает на "варезники", которые генерируют очень серьёзный поток закачек, а также добавляют внушительности сайту в глазах поисковых систем, из-за чего увеличивается поток пользователей и с их стороны.
Впрочем, даже в том случае, когда первая версия того или иного программного продукта ничего особенно интересного собой не представляет, всё равно её размещение в каталогах и архивах с программным обеспечением обеспечит некоторое количество закачек со стороны тех пользователей, которые просто интересуются всем новым. Они очень полезны для дальнейшего развития программы, так как такие пользователи помогут вам понять, что в неё стоит добавить, а что реорганизовать таким образом, чтобы получился настоящий софтверный хит.
Существует специальный термин для рассылки программы (или, вернее, её описания) по каталогам - сабмит (от английского "submit"). Поскольку информация, которая рассылается автором программы по каталогам, довольно однотипна, и вручную её вводить очень долго, был создан специальный формат, помогающий описывать одним файлом программу. Называется этот формат PAD (от Portable Application Description). Его поддерживают все более-менее известные каталоги программного обеспечения, а на те, которые не поддерживают, можно, по большому счёту, и вовсе не обращать внимания. PAD - это документ в формате XML, описание разметки которого можно найти по следующему адресу: www.asp-shareware.org/pad. Там, конечно, всё по-английски, но разобраться будет совсем не сложно.
Впрочем, надо сказать, что писать PAD в текстовом или даже в специализированном XML-редакторе (даже в таком крутом и "навороченном", как Altova XML Spy) - удовольствие весьма сомнительное. Поэтому там же можно найти и специальную утилиту, которая поможет в нелёгком деле редактирования PAD-файлов - PADGen. PADGen поддерживает проверку орфографии для описаний программы, проверку работоспособности ссылок, а также проверку всех введённых пользователем данных на соответствие спецификациям PAD.
Итак, у нас с вами есть PAD-файл, созданный с помощью PADGen. Что дальше? Дальше можно приступить к поиску каталогов. Их можно найти просто с помощью Google, можно поискать специальные списки подобных ресурсов (например, такой: www.softwaremarketingresource.com/softwaresites.html). Процесс добавления прост: закачиваем PAD-файл на свой сайт, затем заходим на каталог, ищем кнопку с надписью "Submit", "Add Software", "Submit Application" и т.д. в том же духе. Нажимаем на неё, вводим адрес PAD-файла и цифры, изображённые на CAPTCHA-тесте, и переходим к следующему такому же сайту. Это просто, но довольно утомительно, особенно если сайтов не два, не десять, а несколько сотен. Поэтому есть специальные инструменты для автоматического сабмита PAD-файла по каталогам программного обеспечения. Список этих приложений можно найти по адресу www.softwaremarketingresource.com/submissiontools.html, в разделе "Software Submission Tools". Должен сказать, что самой известной и, пожалуй, самой мощной из них является утилита под названием RoboSoft (robosoft.rudenko.com). Её основной недостаток для авторов freeware-программ - необходимость платить деньги за регистрацию, однако для начала можно попробовать trial-версию, за которую не требуется платить. А потом, если вы сможете заработать на программе или на рекламе какие-то деньги, можно и купить, тем более, что для жителей бывшего СССР предусмотрена специальная 50% скидка.
Резюме
Что ж, давайте, пожалуй, на этом пока что и закончим. Потому как газета всё-таки не резиновая, а говорить о том, как распространять программы через Интернет, можно очень долго.
В целом, здесь действует одно простое правило: отдача будет возрастать пропорционально вашей готовности вкладывать силы и импровизировать. Если говорить не просто о распространении программ через Интернет, а об их продвижении, то здесь есть масса вариантов, и те программы, на которых их разработчики зарабатывают деньги, находятся в более выигрышном положении, чем те, которые созданы просто как хобби, потому что ряд способов продвижения требуют вложения денежных средств. Впрочем, как говорится, это уже совсем другая история, и она наверняка заслуживает того, чтобы к ней ещё вернуться на страницах "Компьютерных вестей".
Вадим СТАНКЕВИЧ,
dreamdrusch@tut.by
Горячие темы