В околоземном пространстве становится тесно. 10 февраля над Сибирью на орбите на высоте примерно 800 километров столкнулись американский спутник Iridium 33 и российский "Космос-2251". Собственно, первая информация об этом инциденте появилась, когда в Объединённое стратегическое командование ВС США (U.S. Strategic Command) обратилась компания Iridium. Её представители и сообщили, что в 16:55 по Гринвичу была потеряна связь со спутником Iridium 33.
Запрос был перенаправлен в Сеть космического слежения США (U.S. Space Surveillance Network), которая вскоре сообщила о том, что в районе, где должен был находиться спутник, обнаружено большое количество мелких обломков. По предварительному заключению военных специалистов, аппарат Iridium "стал жертвой столкновения с космическим мусором".
Очень скоро, однако, выяснилось, что в роли космического мусора выступил давно отработавший своё российский военный спутник "Космос-2251". Он был запущен с космодрома Плесецк ещё в 1993 году для обеспечения связью военной разведки, но прекратил работу уже через два года. Российское Минобороны без задержек признало факт столкновения, хотя и не стало конкретизировать военную специализацию спутника.
Буквально на следующий день появилась информация о том, что российский аппарат весил порядка 900 килограммов, а американский - 450 кг.
Так как столкновение на скоростях примерно 8 км/сек полностью разрушило спутники, на орбите появилось около 1350 килограммов мелких обломков. U.S. Space Surveillance Network уже сообщила, что ведёт наблюдение примерно за пятью сотнями наиболее крупных из них.
По словам специалистов, наибольшую опасность фрагменты разрушенных аппаратов представляют для других спутников сети Iridium, так как их орбиты пролегают на той же высоте (800 км). А вот Международной космической станции обломки, судя по всему, не угрожают. Представители Роскосмоса поспешили заявить, что "обломки не представляют опасности для МКС, поскольку станция располагается на высоте всего 350 километров". Правда, в NASA осторожно предположили, что "самые мелкие из фрагментов всё-таки способны достигнуть орбиты МКС, так что некоторая опасность существует".
Естественно, возникает вопрос: кто виновен в случившемся? Первоначально высказывались предположения, что компенсировать ущерб должна Россия, так как это её переставший работать спутник автоматически превратился в космический мусор на пути действующего американского аппарата. Но в Iridium уже заявили, что никого не собираются винить в столкновении. По словам представителей компании, произошедшее - случайность, причём крайне маловероятная. Действительно, на 800-километровой орбите свободного пространства намного больше, чем на орбите той же МКС. Кроме того, российский спутник в любом случае не имел двигателей для маневрирования и, даже будучи работающим, не смог бы уклониться от столкновения. А вот у Iridium 33 были и двигатели, и реальная возможность избежать аварии.
То, что российской стороне платить всё же не придётся, стало окончательно понятно после выступления представителя американского военного ведомства Брайана Уитмена. Он признал ошибку в расчётах траектории коммерческого спутника и заявил, что столкновение с российским военным спутником стало полной неожиданностью для Пентагона: "Мы никак не ожидали столкновения. Невозможно отследить движение всех объектов на орбите, и этот инцидент ещё раз говорит о необходимости тесного сотрудничества между странами по вопросам космоса. По подсчётам специалистов, на данный момент на околоземной орбите находятся около 18 тысяч объектов".
В свою очередь, представители Iridium утверждают, что потеря одного спутника не скажется на качестве услуг передачи данных и голосовой связи. Погибший аппарат на протяжении трёх дней был заменён резервным.
Между тем, столкновения в космосе продолжаются. Уже 12 февраля в лунную поверхность врезался японский искусственный спутник Луны Okina, являющийся частью миссии Kaguya. Как сообщило японское космическое агентство JAXA, падение Okina (только более позднее) было предусмотрено планом миссии: зонд находился на очень низкой лунной орбите, и давно известные "неровности" гравитационного поля Луны вносили серьёзные возмущения в траекторию его движения. А собственных двигателей для корректировки курса у зонда предусмотрено не было.
Виктор ДЕМИДОВ
Горячие темы