Кризисное неравенство

В самом начале 2008-го при записи второй части радиопрограммы "Интеллектуальные технологии-3" (которая выходила на "Авторадио") я брал интервью у руководителя одной нашей крупной аутсорсинговой компании. Он рассказал о том, как им нужны кадры, какие усилия они предпринимают для привлечения студентов и переквалификации специалистов. Причём было очевидно, что спрос на рынке труда в ИТ-секторе был очень большим. Но после я задал вопрос, связанный с ситуацией, которая была ещё свежа в памяти. За несколько лет до этого в начале 2000-х на нашем рынке активизировалось несколько компаний, которые жадно набирали специалистов, а после свернулись и переехали в Индию (имеется в виду "Крона Инцепт" и т.п.). В результате появилось много безработных программистов и представителей сопутствующих специальностей, объективно стали падать зарплаты и так далее. Мой вопрос заключался в том: "А гипотетически ситуация может повториться?", на что был получен определённый ответ: "Нет!". Но время всё расставило по своим местам.

В варианте переезда "Крона Инцепт" и некоторых других компаний, с их точки зрения, они сделали тактические изменения, сохранив стратегию на том рынке, где работали. Сейчас ситуация несколько хуже, потому как меняются стратегии.

* * *

В математической дисциплине "теория игр", которая широко распространилась на математику как таковую, экономику, статистику и даже современную биологию, есть понятие равновесия Нэша. Американец Джон Форбс Нэш широко известен среди обывателей благодаря книге Сильвии Назар "A Beautiful Mind: The Life of Mathematical Genius and Nobel Laureate John Nash", а после и её экранизации с Расселом Кроу в главной роли (у нас кинокартина известна как "Игры разума"). Также Нэша можно считать и своего рода рекордсменом - ведь за то, что учёный изложил на полутора листах рукописного текста, ему была присвоена Нобелевская премия по экономике в 1994 году.

Речь идёт о работе, опубликованной в 1950-м, посвящённой "Некооперативным играм". Некооперативные игры - математическая модель взаимодействия нескольких сторон (игроков), в процессе которого они не могут формировать коалиции и координировать свои действия. Равновесие Нэша, если описывать его простыми словами и без формул, - это состояние, при котором изменение своей стратегии не выгодно ни одному из игроков. Причём нередко данное равновесие трактуется совершенно по-разному для разных случаев. Например, чаще всего она рассматривается для решения вопросов конкуренции, но не всегда...

Простой тривиальный пример из экономики. Есть некооперативное сообщество игроков: богатые покупатели, бедные покупатели, продавец (магазин), поставщики дорогих товаров, поставщики дешёвых товаров. Если богатые покупатели приобретают дорогую продукцию, бедные - дешёвую, поставщики удовлетворяют запросам и тех, и других, а магазин выступает как независимая площадка, которая существует за счёт наценки, то система является равновесной. Но если богатые покупатели меняют свою стратегию, то есть откажутся от приобретения дорогих товаров, заменив их на более дешёвые, то в конечном итоге они проигрывают, как и все остальные. Состояние равновесия по Нэшу не является наилучшим решением для каждого отдельного игрока, но его плюс состоит в том, что оно устойчиво.

Нужно сказать, что работа Нэша как базовая идея не нашла широкого распространения среди американских учёных и экономистов в 50-х, как выражались некоторые из них, она попахивала марксистской экономической теорией. Хотя это были больше предрассудки. Действительно, в рамках капитализма есть более эффективные модели поведения для каждого отдельного игрока, например... сговор, доминирование, монопольная конкуренция. Но Нэш оказался прав, и, напомню, в 1994-м получил Нобелевскую премию.

Во многих современных работах по теории игр можно увидеть новые идеи, связанные с тем, что любая система имеет тяготение к состоянию равновесия в рамках определённой области, а в случаях, когда баланс серьёзно нарушается, появляется новая точка, соответствующая новому же состоянию равновесия. И при этом, помимо четырёх координат (x, у, z и времени, если так представлять каждого игрока), имеется пятый параметр, который можно образно назвать параметром движения общего отклонения. В результате всего этого для перехода в новую точку равновесия всем игрокам необходимо поменять свои стратегии, и, естественно, это никому не выгодно, то есть подразумевает потери, но никуда деться они не могут.


Увольнения и поиск работы

Далеко не секрет, что мировой финансовый кризис ударил по нашим ИТ-компаниям. Говоря словами Нэша, игроки (заказчики) начали менять свою стратегию, дестабилизировав общую ситуацию.

Некоторые из наших фирм уже начали проводить ощутимые сокращения, которые во многом коснулись как Junior'ов, так и некоторых отделов, подразделений и т.п. Доказательство этому вы можете найти на множестве форумов (например, загляните на www.dev.by), а также проследить по увеличению количества резюме на специализированных сайтах и падению предлагаемых зарплат в разделах вакансий. Это уже не секрет.

На фриланс-порталах (данные по анализу нынешнего положения на freelance.ru, elance.com, guru.com) увеличился спрос на услуги, но при этом значительно упали цены. В некоторых случаях даже дошло до того, что за изготовление flash-сайта (от прорисовки концепта до готового продукта) предлагают $150 и на эту заявку выстраивается очередь. Причём и в фрилансе сейчас очевиден наплыв резюме.

В качестве эксперимента мною было подготовлено несколько резюме на позиции: С/C++/С#-программиста, программиста Flex, ведущего программиста, Team-лидера, 3D-моделлера/художника/аниматора, программиста UI, алгоритмиста, геймдизайнера. Все позиции были подкреплены портфолио. Резюме были разосланы по вакансиям, в которых предусматривались возможности переезда либо удалённой работы (то есть, исключались вопросы прописки либо нахождения в том или ином городе).

Конечно, всё это напоминает подсчёт средней температуры по больнице, но всё же отображает некоторую тенденцию. Итак, быстро откликнулись регионы России (мелкие аутсорсинговые компании, региональные подразделения крупных фирм, на которые сделали ставку те же москвичи - это не секрет, причём некоторые подразделения недавно открылись), Украина, Германия, Венгрия, Южная Корея, США, Канада. Причём не только откликнулись, но прислали тесты, после прохождения которых начался переговорный процесс. То есть, очевидно, что ситуация там более-менее стабильна. Торжественное молчание сохранили Москва и Санкт-Петербург.

Что касается Беларуси, то тут особенно и изучать ситуацию не было необходимости, потому как она мне известна от руководителей некоторых компаний - мало заказов. Также я столкнулся с мнением одного уволенного сотрудника, руководившего отделом, что скоро тимлидера можно будет завлечь на нынешнюю зарплату Junior'а. И во многом он прав, это может случиться, если не произойдёт увеличения количества заказов, хотя и это весьма условное дополнение.

Например, можно предусмотреть другой вариант развития ситуации, о котором почему-то мало говорят, - перераспределение. А именно - кризис, а далее и послекризисная ситуация приведут к увеличению аутсорсингового сектора в Индии и Китае, поскольку процесс примет инертный характер, и количество заказчиков у нас... просто останется на нынешнем (кризисном) уровне.


Некоторые "подытожим"

На самом деле ставка только на аутсорс, как на основную стратегию развития IT-сектора, по моему скромному мнению, во многом ошибочна и бесперспективна. Мы не можем конкурировать по ценам с Китаем и Индией, и никогда не сможем. Необходимо научиться работать на себя, создавая собственную конкурентно-способную продукцию, что в кризисных ситуациях будет являться неким подобием стабилизационного фонда. На первый план нужно, в первую очередь, выводить креатив и ориентироваться на выпуск продуктов, а не выступать в качестве сырья.

В противном случае IT-специалистам у нас нужно всегда быть готовыми к тому, что их могут выгнать на улицу в случае какого-нибудь обвала рынка, знать все возможные языки программирования и технологии, чтобы быстро устроиться на работу (или хоть как-то устроиться), заодно... если так захотят менеджеры, которые иногда беспредельничают... иметь опыт вождения болидов Формулы 1 (медали мировых чемпионатов приветствуются), фуникулёров, бронетанковых машин пехоты, пилотирования пассажирских самолётов в рамках трансатлантических перелётов и так далее.

Кстати, в рамках своего опыта с рассылкой резюме я уже встретил одного местного "манагера", который делает доклады о том, как лучше "давить на персонал", и, воспользовавшись кризисом, требует специалистов высочайшего класса, причём фирма его занимается... выпуском казуальных игр среднего качества.

Очень некрасиво в данной ситуации то, что за ключевые ошибки менеджмента сейчас приходится расплачиваться людским ресурсом.

Кристофер,
christopher@tut.by

P.S. В рамках материала я не стал проводить статистический анализ ситуации, потому как своё мнение о нынешней картине вы можете составить сами, посетив job.tut.by, www.dev.by, www.job.ru, www.freelance.ru, www.elance.com и так далее.

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

04 за 2009 год

Рубрика: 

Компьютер и жизнь
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!