Кризис и спамеры

Мировой экономический кризис в той или иной мере затронул всех - на то он, в общем-то, и мировой экономический кризис. И сфера информационных технологий не стала исключением. Хотя, похоже, есть и те, кому кризис пошёл только на пользу...

Не знаю, конечно, как у вас, но лично у меня сложилось такое мнение, будто бы после кризиса количество спама, приходящего на мой почтовый ящик, увеличилось. Вернее, даже не на один ящик, который я подставляю под удар публикацией его адреса в газете, а на все, в том числе и на те, которые, в силу ряда довольно весомых причин, не защищены никакими спам-фильтрами. Увеличение спама при этом, правда, произошло неравномерно: на ящик, расположенный физически на сервере в Германии, на домене в зоне com, спама приходит примерно столько же, сколько до пресловутого кризиса. А вот на ящики на TUT.by и Yandex.ru спама стало приходить существенно больше.

Вполне возможно, что это всё просто сезонные флуктуации, и кризис, на самом-то деле, совершенно даже и ни при чём, но лично мне так кажется, что есть немало факторов, говорящих в пользу того, что кризис тут очень даже и при чём.

Главный из этих факторов - это содержание спама. Как-то волей-неволей обращаешь внимание на заголовки писем, которые удаляешь вручную, и потому видишь, что именно предлагают спамеры. Предлагают они, конечно, много чего, начиная от троянов и вирусов (совершенно, заметьте, бесплатно!) и заканчивая совсем даже не бесплатными участками земли в элитных коттеджных посёлках Подмосковья. Однако спам, предлагающий что-то купить, заказать, или получить специальную скидку при покупке в определённом месте, определённо доминирует. Также очень много спама, рекламирующего... сам спам. То есть, спамеры предлагают заказать у них рассылки, которые будут рекламировать какие-либо товары или услуги.

Что ж, почему количество спама увеличилось как раз в то время, когда количество денег у всех уменьшилось, вполне понятно. Спам - это не тот продукт, в производство которого требуется вкладывать большие деньги. Созданные нехорошими людьми ботнеты исправно функционируют, невзирая ни на какие экономические кризисы, и им ничего не стоит рассылать в два, три или даже десять раз больше писем. Однако здесь вопрос стоит так: можно-то оно, конечно, можно, но вот нужно ли? Ведь если раньше спамеры обходились каким-то определённым количеством рассылаемых рекламных писем, то должны существовать причины, по которым оно изменилось в сторону увеличения, не так ли?

Причина, конечно же, в кризисе. Пострадавшие от него фирмы вынуждены отказываться от более дорогих способов рекламы своей продукции в пользу более дешёвых. Более дешёвой рекламы, чем с помощью спама, человечество, наверное, пока не придумало, и придумает не скоро. Здесь ситуацию подогревает ещё то, что спам - это сравнительно новый, ещё плохо знакомый маркетологам способ рекламы, а потому и истинную его эффективность им пока определить сложно. А потому количество маркетологов, пробующих этот способ экспериментально, довольно велико, за счёт чего получается дополнительное увеличение спама, обрушивающегося на наши с вами головы (то есть, пардон, электронные почтовые ящики). Сами спамеры тоже подливают масла в огонь. "Доброе время суток! Я представлю службу почтовых рассылок. Наша компания предложит эффективные методы рекламы по низким ценам. Звоните сейчас!". И как тут, действительно, не позвонить, если из-за сорвавшегося контракта с американскими партнёрами компания терпит просто баснословные убытки.

Хотя, конечно, будь у спамеров всё шоколадно, то вряд ли писем с предложением их услуг было бы столь много. Однако спам всё-таки имеет далеко не нулевую эффективность, ведь в противном случае он давно бы исчез с лица нашей планеты. Тем не менее, каждая рассылка по миллионам адресов находит того, кто заинтересуется предлагаемыми товарами или услугами.

В связи с этим возникает один хороший вопрос: а будет ли количество спама падать, когда последствия кризиса перестанут ощущаться столь остро? И если да, то когда именно это может произойти? Хотелось бы, конечно, вас обнадёжить и сказать, что через пару месяцев спам вообще исчезнет... Но это не так. Мафия бессмертна, а спам - тем более. И сейчас трудно прогнозировать его динамику, поскольку ещё не вполне ясно, как будет дальше развиваться ситуация с кризисом. Думаю, что в любом случае ожидать спада количества спама не стоит, поскольку он будет уже опробован многими маркетологами, а потому может рассматриваться ими как ещё один (и не самый плохой, с их точки зрения) способ продвижения товаров или услуг. Так что готовьте ваши спам-фильтры, дамы и господа!

Вадим СТАНКЕВИЧ,
[email protected]

P.S. Статья написана до того, как в США закрыли крупнейший спам-хостинг и количество спама резко упало практически у всех.

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

45 за 2008 год

Рубрика: 

Размышлизмы
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!