Софт как определяющий фактор для музыкальной индустрии
- ...имею музыкальное
образование... учусь в
консерватории... - А-а, жаль, тогда не по адресу. Нам нужны аранжировки типа Timbaland... Общение на одном из форумов |
В названии материала зашифрована фраза о том, что производство инструментария имеет прямое влияние на производство музыкальное.
Последние годы можно охарактеризовать некоторым идейным застоем. Индустрия уже напрямую столкнулась с необходимостью внедрения полноценного физического моделирования, причём не только в рамках самого синтеза, но и в расстановке инструментов в пространстве, работы с ним. С одной стороны, мы можем сказать о небольших локальных успехах в отдельных направлениях, с другой - нет целостности.
Прошлый год подарил нам несколько интересных имён. Причём первое место можно распределить сразу между двумя компаниями. Одна из них - это Modartt, создавшая модуль физического моделирования фортепиано Pianoteq 2. Музыканты до сих пор удивляются, как этот модуль, выдавая профессиональные качественные результаты, может занимать всего 15 мегабайт дискового пространства. А всё дело в точных формулах.
И другое имя - шведская компания Wallander Instru-ments. Они создали путём физического моделирования целую группу духовых, заключив их в программу WIVI Brass 1. Кстати, если говорить о самом физическом моделировании, то именно духовые стали первыми синтезироваться этим методом на более-менее качественном уровне. Конечно, за всем стоят сложные формулы, но часть параметров, как это и должны позволять программы подобного уровня, выносится на регулирование. В данном случае вы можете изменять шумы дыхания, звуки нажатия на клапаны и так далее. В варианте Pianoteq 2, соответственно, на управление выведены другие ключевые параметры, характерные для звукоизвлечения на фортепиано.
Но WIVI Brass 1 интересна не только этим. Там моделируется четыре группы духовых: French Horns 1-4, Trumpets 1-3 (in Bb), Tenor Trombones 1-3, Tubas 1-2 (in F), то есть суммарно получается 12 инструментов, каждый из которых можно расположить по отдельности в любой части эмулируемого концертного помещения. Таким образом, помимо физической эмуляции пространства, в программе применена сложная система панорамирования, учитывая тот факт, что и месторасположение виртуального слушателя также можно указывать отдельно. Причём данные параметры в рамках мультитрекового ПО могут выноситься на автоматизированное управление. В итоге, появляются великолепные возможности для творческой работы в рамках стереосведения. И данный вариант очень хорош.
Например, когда вы слушаете саундтреки к фильмам либо играм, где профессионально записан живой оркестр, то фонограмма буквально дышит, воспринимается объёмно. Ох, как этого не хватает в тех работах, где используются сэмплеры, а панорама управляется одной или двумя ручками. Звук очень плоский и неестественный.
В качестве теста могу предложить тем людям, кто пишет на сэмплерах различные марши и т.п., на которые в индустрии есть постоянный спрос, заменить используемые духовые на то, что есть в модуле WIVI Brass 1. При правильной настройке звучания вы получите совершенно другой уровень.
Во многих книгах можно прочитать о том, что дальностью расположения инструмента в пространстве можно управлять из двух позиций - с помощью уровневого баланса и за счёт реверберации. Но стоит подумать о том, как записывается тот же оркестр, вернее, разобрать природу. Каждый инструмент находится в определенной точке пространства, при этом та же реверберация очень сложна. В каждом отдельном случае свой баланс между прямыми и отражёнными сигналами и так далее.
Сама же запись ведётся на несколько микрофонов, а звукорежиссер делает между ними необходимый баланс. WIVI Brass 1 позволяет указать месторасположение слушателя, а по существу это точка, в которой ставится виртуальный микрофон. Тривиальнейший вопрос: а как эмулировать многомикрофонную запись? Тривиальнейший ответ: запустить несколько модулей WIVI Brass 1, в рамках которых расстановка инструментов является идентичной, а месторасположение слушателя (виртуального микрофона) меняется.
WIVI Brass 1 интересна комплексным подходом, то есть, наиболее удобным в этом модуле является то, что вы оперируете сразу инструментальной группой в рамках единого акустического пространства(!). Потому как старыми методами (трек и отдельный инструмент-плагин) всё совсем неэффективно и получается совсем плоский результат. Как вариант исправления можно задействовать модули пространственной реверберации (там, где вы можете расположить свой источник звука в рамках указанного помещения), которые раньше выпускались, а сейчас уже не разрабатываются.
Кстати, нечто подобное на уровне качественной реализации ожидалось после 2005-го от фирмы Synful. Именно тогда они выпустили программный продукт, который нам сейчас интересен, - Orchestra. Идея такова: формируется группа от одного до 16 инструментов, в число которых могут входить скрипки, виолончели, флейта, гобой, английский рожок, кларнет, тромбон, труба и так далее, на выбор. При этом всё рассматривается в двухмерном пространстве, т.е. вы указываете X и Y музыканта, слушателя, размер помещения, поглощение и отражение. Как видите, до уровня WIVI Brass 1 ситуация не дотягивает, хотя и в данном случае можно сделать хорошее пространственное позиционирование путём создания множества треков, с идентичными параметрами помещения, но различной расстановкой в нём инструментов. Ещё более серьёзной получится модель, когда, расставив инструменты, вы начнёте дублировать такие блоки, изменяя положения слушателя. Видите, как много получается лишней работы, от которой избавляет тот же WIVI Brass 1.
Впрочем, Synful Orchestra не получил большого распространения не по этой причине. Дело в том, что инструменты в нём не моделировались на физическом (математическом) уровне. Они формировались на собственной технологии фирмы, которая называется RPM - Reconstructive Phrase Modeling ("реконструктивное фразовое моделирование"). Оно очень схоже с разработками множества других авторитетных компаний, которые подразумевают синтез звука инструмента путём его составления из отдельных элементов: атаки, удержания, затухания. Здесь поступили примерно так же, добавив элемент аддитивности, примешивая естественные шумы. После прослушивания можно сказать, что наиболее качественно получились виолончели, хотя в то же время во всех инструментах недостает энергетической плотности.
Поэтому...
Сам вопрос о физическом моделировании всех инструментов не стоит, просто нужны эмуляции, как можно меньше отдающие пластмассой. Со струнными вообще проблема, особенно это касается скрипок, виолончелей, гитар, арф и так далее. А от этого пляшет очень многое. Например, один мой знакомый сделал неплохую фонограмму, но... использовал там инструмент из банка, называемый Sitar. Я спросил: "А ты хоть раз живой ситар слышал?" - "Нет" - "Послушай". Потом, как оказалось, он слышал - и много раз, только не знал названия. Когда же инструмент был заменён на живой, "поехала" аранжировка, т.е. многое и в ней пришлось поменять. Зато отличие между тем, что было, и тем, что стало, оказалось разительным - и в лучшую сторону.
Думается, если Pianoteq всё-таки удалось качественно смоделировать фортепиано, а это струнный инструмент, то начало положено.
И второй ключевой вопрос, к которому так или иначе индустрия придёт, - пространственное мышление при создании фонограмм, особенно это касается симфонических аранжировок, делаемых искусственным способом. Ведь, действительно, очень плоский звук получается.
Конечно, плохо, что разработка ПО в звуковой сфере стала сворачиваться, ведь очень многое нужно ещё сделать. Ну и, конечно, идеал - это когда вы рассаживаете музыкантов и устанавливаете множество виртуальных микрофонов в заданном пространстве, а всё звучание эмулируется качественным способом. Это пока мечта...
Кстати, стоит отметить тот момент, что очень многими музыкантами, композиторами, аранжировщиками ожидается смена музыкальной моды, уход от минимализма, который, если честно, уже сильно приелся со всеми R'n'b и тому подобными. Но... на чём можно будет работать - вот вопрос!
Кристофер,
christopher@tut.by