Разработчику на заметку

Сейчас я буду говорить о программах, которые для постоянных читателей "Компьютерных вестей" не будут в диковинку. Я действительно когда-то о них уже рассказывал. Однако с тех пор прошло уже немало времени, и программы эти успели существенно обновиться. Так что обзор новых версий будет, на мой взгляд, совсем не лишним.


#Develop 3.0

О #Develop (читается как "шарп-девелоп") я упоминал в "Компьютерных вестях" сравнительно недавно, когда рассказывал о том, как написать собственный твикер (программу для тонкой настройки операционной системы) на языке программирования C#. Впрочем, упоминать-то упоминал, и вы, быть может, даже помните, что упоминал не просто так, а в качестве очень достойной среды для разработки .NET-приложений. Однако чем именно она хороша? Этот вопрос в той серии статей остался за кадром. Давайте вернёмся к нему сейчас.

Во-первых, по сравнению с Visual Studio, #Develop очень и очень легковесна. Не в плане функциональности, к счастью, а в плане кушаемого на диске (и при закачке дистрибутива) места (ну и, соответственно, трафика). Согласитесь, экономия трафика - существенное условие привлекательности программного продукта. Во-вторых, #Develop бесплатна (ну или, вернее, она распространяется на условиях GNU Lesser General Public License). Конечно, есть и бесплатная версия Microsoft Visual Studio, которая называется Express Edition, и, возможно, на её фоне бесплатность #Develop смотрится не так уж впечатляюще, тем не менее, данную особенность этой среды разработки нельзя не занести в существенные плюсы. В-третьих, #Develop имеет в своём арсенале поддержку таких пока ещё мало распространённых языков, как F# и Python for .NET (IronPython), которые, тем не менее, имеют большой потенциал, а потому их тоже не стоит обходить своим вниманием.

Несомненным плюсом #Develop можно также считать и то, что сообщество разработчиков этого программного продукта внимательно следит за всеми технологиями, выпускаемыми корпорацией Microsoft, и внедряет те из них, которые относятся к языку C#. Это, конечно же, в первую очередь, все новшества, касающиеся платформы .NET. Собственно, именно обновлением старых и появлением новых технологий и объясняется выпуск новых версий этой среды разработки.

Третья версия #Develop обязана своим появлением, прежде всего, выходу новой версии языка C#, которая, в свою очередь, имеет много общего в плане своего появления с третьей версией .NET Framework'а. В общем-то, сразу хочу отметить, что #Develop 3 пока имеет статус беты, однако при работе с этой версией каких-то существенных багов мне выявить не удалось. И, пожалуй, самое важное новшество в третьей версии этой среды разработки - это поддержка фреймворка Windows Presentation Foundation (WPF), добавленная в #Develop разработчиками продукта.

О Windows Presentation Foundation можно (да и стоило бы, пожалуй) написать отдельную статью, а то и целую книгу. Но сейчас я расскажу об этой технологии довольно-таки кратко. WPF - это, как говорит сама Microsoft, "новая подсистема интерфейса пользователя и программный интерфейс на основе XML и векторной графики". В общем-то, этим всё сказано: это объектно-ориентированная (в отличие от GDI) библиотека для построения пользовательского интерфейса, которая позволяет отделить пользовательский интерфейс от логики приложения путём вынесения его в специальные файлы, которые пишутся на подмножестве XML, имеющем название XAML (Extensible Application Markup Language).

Впрочем, поддержка WPF - не единственное серьёзное новшество в третьей версии #Develop. Появились в ней инструменты для работы с другими вещами, связанными с третьим .NET Framework'ом. Стоит упомянуть и поддержку такой интересной вещи, как Windows Workflow Foundation. WWF - это, в некотором роде, дань Microsoft такой парадигме, как декларативное программирование. Ключевым словом в WWF является workflow. На русский язык этот термин довольно часто переводится как "рабочий поток". Может, это и не слишком красиво, с языковой точки зрения, однако очень хорошо отражает суть английского термина. Концепция рабочих потоков предполагает декларативное описание последовательности действий, выполняемых программой. Впрочем, такой вещи, как Workflow Designer в Visual Studio, в #Develop пока нет, но, думаю, если концепция рабочих потоков приживётся в индустрии разработки программных продуктов, то такой инструмент имеет все шансы на появление в этой среде разработки.

Но, конечно, на поддержке третьей версии Microsoft .NET Framework новые возможности среды #Develop не заканчиваются. В новой версии разработчики решили убрать поддержку Mono и NAnt - видимо, эти функции не пользовались особой популярностью среди тех, кто разрабатывает приложения в среде #Develop. Также, по словам всё тех же разработчиков, буквально заново написан отладчик приложений, встроенный в #Develop. О поддержке F# и IronPython я, кажется, уже говорил, - впрочем, даже если и повторюсь, думаю, ничего страшного из-за этого не случится. Весьма полезной кажется также введённая в новую версию возможность организации параллельной сборки нескольких проектов для многоядерных систем. То есть, например, если на вашей машине стоит двухядерный процессор, то вы сможете собирать одновременно два разных проекта - по одному на каждое ядро.

Как видите, я не заостряю ваше внимание на тех возможностях #Develop, которые были в среде и в более старых версиях. С ними вы можете ознакомиться в статье "#Разработка" ("КВ" №17'2006). А сейчас мы перейдём ко второму программному продукту, о серьёзном обновлении которого я хотел бы вам рассказать.


Help and Manual 5

Думаю, даже если вы и не слышали ни разу про эту замечательную программу, уже из одного её названия вы сможете достаточно точно ответить на вопрос: "А для чего она нужна?". Действительно, название у этого инструмента для создания справки и документации к программным продуктам самое что ни на есть говорящее.

Help and Manual тоже обладает внушительным списком положительных черт, которые позволяют его рекомендовать всем, кто пишет справку или руководства пользователя для практически любых программных продуктов. Главная в этом списке черта - это, конечно же, удобство использования программы как для мелких, так и для больших проектов. Во-вторых, это поддержка всех самых распространённых форматов справки для Windows: HTML Help, WinHelp, Adobe PDF. Можно также представить справочную систему в виде набора HTML-страниц с сопутствующими им файлами (картинками, JavaScript'ами и прочим), в формате Visual Studio Help или в виде исполняемого файла, называемого в e-Book. В-третьих, вместе с Help and Manual идёт несколько весьма полезных утилит, позволяющих быстро сделать высококачественные скриншоты, отредактировать их для вставки различных пояснений, сделать вёрстку для печатного руководства пользователя. Первой версией Help and Manual, с которой столкнулся я сам, была третья. Хочу заметить, что пятая смотрится на её фоне очень и очень выигрышно, а это показатель того, что продукт постоянно растёт и развивается, что также можно записать в список несомненных плюсов.

Итак, что нового появилось в Help and Manual 5? В общем-то, это видно невооружённым глазом, потому что в новой версии программы появился и новый интерфейс. Выполнен он теперь в весьма популярном в наше время стиле Microsoft Office 2007. Можно сколько угодно спорить о недостатках и достоинствах этого стиля в интерфейсе приложений, по сравнению с привычными всем меню и панелями инструментов, и, тем не менее, пользователи привыкают к такому интерфейсу, а разработчики приложений следуют за вкусами своих пользователей. В общем-то, поскольку в Help and Manual интерфейс выполнен очень и очень качественно, то особых нареканий он вызывать не должен - хотя, конечно, нужно сказать, что привыкать тем, кто привык пользоваться четвёртой версией программы, придётся довольно долго.

Но интерфейс интерфейсом, а в пятой версии программы есть и другие, более осязаемые изменения. Разработчики этого продукта последовали за корпорацией Microsoft и в переводе собственного формата файлов Help and Manual на 100%-й XML. Конечно, с точки зрения пользователя, сейчас это не даёт каких-то особых преимуществ, однако в перспективе означает, что файлы, созданные в Help and Manual, можно будет открыть и в других программах для создания справки и документации, а также то, что теперь упрощается перевод справочных материалов на другие языки, так как XML - это текстовый формат, который можно непосредственно "скормить" программе-переводчику.

Существенно более полезным нововведением является поддержка одновременной работы нескольких людей над одним проектом справки. Что особенно должно импонировать разработчикам справочных систем, так это тот факт, что им не надо будет устанавливать и изучать какую бы то ни было систему контроля версий - более того, не потребуется вовсе никакого сервера, который занимался бы урегулированием доступа и хранением справок - всё встроено в саму программу.

Среди других полезных новшеств стоит отметить такую вещь, как "скины" для получаемых в итоге файлов справки. Фактически, это шаблоны оформления, но их особенность состоит в том, что их можно применить не только при старте нового проекта, но и после завершения редактирования файла проекта. Все шаблоны смотрятся весьма стильно и профессионально, что даёт создателям программного продукта, для которого пишется справка, возможность несколько сэкономить на услугах дизайнера. Ещё можно отметить тот факт, что новая версия Help and Manual стала поддерживать работу с несколькими файлами, содержащими проекты справочных систем, в одном и том же окне программы. В общем-то, мелочь, но приятная. Разработчики также утверждают, что улучшили работу программы с очень большими проектами справки, содержащими сотни и тысячи разделов. Проверить, к сожалению, не на чем, так что придётся верить на слово.

Так что, как видите, новая версия Help and Manual действительно заслуживала того, чтобы так долго о ней рассказывать. Конечно, как и в случае с #Develop, я не рассказываю о многих существенных возможностях программы, о которых уже писал в "Компьютерных вестях" ранее. Статью, посвящённую четвёртой версии Help and Manual, можно найти в 15-м номере газеты за 2006-й год.

Надеюсь, что вам пригодятся оба из рассмотренных в этой статье продуктов. Если есть какие-то замечания или предложения, пишите, с удовольствием с ними ознакомлюсь.

Вадим СТАНКЕВИЧ,
dreamdrusch@tut.by

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

25 за 2008 год

Рубрика: 

Software
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!

Комментарии

Аватар пользователя Васіль Кісляк
По поводу Help and Manual 5.

Статья попалась на глаза очень кстати. Очень полезный материал, как и сама программа. Только вот перерыл существенный сегмент интернета, а обнаружил только платные версии этого чуда. Это действительно так?

Если программа исключительно платная, то sorry, моя компания не готова выкладывать более 300 "зеленых" за сей продукт. А как автору статьи удалось раздобыть предыдущую версию?

Аватар пользователя Savely
>А как автору статьи удалось раздобыть предыдущую версию?

Видимо, в 2006-м году скачал с оффсайта. :-))

> а обнаружил только платные версии этого чуда.

Эммм, а почему Вы решили, что есть бесплатные?